Значение дидактических упражнений в образовательном процессе детского сада

1
0
Материал опубликован 7 June 2020

Значение дидактических упражнений в образовательном процессе

детского сада

Автор: Тамразян Тамара Тамразовна, воспитатель первой квалификационной категории

Дидактические упражнения представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Вопросами дидактических упражнений занимались также такие педагоги, как А.П. Усова, Р.И. Жуковская, В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, А.А. Смоленцева, А.И. Сорокина.

Широкое использование дидактических упражнений в обучении и воспитании детей дошкольного возраста по сравнению со словесными и наглядными методами имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра в дошкольном возрасте выявляет индивидуальные особенности детей, позволяет определить уровень знаний и представлений. Игра формирует определённые свойства личности. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических упражнений. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия для детей младшей группы.

Особое значение имеет содержание дидактических упражнений. Педагог имеет большие возможности в разработке, создании новых и варьировании традиционных игр. Структура дидактических упражнений, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей таких психических процессов, как память, воля, произвольное внимание. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Таким образом, дидактические упражнения заняли прочное место в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. В науке и практике утвердилось положение о том, что игра является эффективным средством обучения и воспитания. Педагогическая ценность дидактических упражнений определяется их своеобразием.




                                     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З.М. Богуславская. - М.: Радуга, 2004. - 221 с.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский.; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2002 - 432 с.

Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения [Текст] / А.А. Катаева. - М.: Владос, 2005. - 121 с.

Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Радуга, 2007. - 323 с.

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Том 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87499. - Дата обращения 02.01.2017.
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации