Педагогический проект «Роль фольклора в развитии речи детей младшего возраста»
Педагогический проект
«Роль фольклора в развитии речи детей младшего возраста»
в рамках Педагогической гостиной
«Воспитываем вместе…»
и Клуба семейных встреч
«Вместе весело шагать…»
Составила:
Воспитатель: Фофанова Светлана Анатольевна
г. Добрянка
Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинского
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта:
1. Воспитатели.
2. Дети (3-4года).
3. Родители.
Вид проекта: краткосрочный.
Направление: социально – педагогическое.
Обоснование идеи проекта:
М. Горький еще говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».
«Тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит». П.В. Киреевский
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка умой мое личико…”), накормить (“Разложили кашку …”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Многие психологи говорят о необходимости тактильного контакта, рекомендуют обнимать ребенка раз в день, а ведь все подобные советы – это далеко не ноу-хау. Тесный эмоциональный контакт испокон веков создавался при убаюкивании, купании, играх, пении мамой колыбельных. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком тот самый эмоциональный контакт. Простые по содержанию и подражанию формы детского фольклора таят в себе немалые богатства.
В исследовании Л. Н. Павловой показаны роль и место фольклора
в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Педагогическая направленность детского фольклора заключается:
В развитии интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,
В воспитании художественного вкуса и творческого мышления
В развитии речи и мелкой моторики
В формировании нравственных постулатов, уважительном и великодушном отношении к природе, к труду
Детский фольклор интересен детям благодаря ярким поэтическим образам и музыкально-игровой форме. Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Задача родителей – посеять в душе ребенка первые ростки любви ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое».
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Колыбельные песни. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Цель:
повышение родительской компетентности в речевом развитии ребенка.
Задачи:
установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
приобщать родителей к народной культуре через малые формы фольклора;
привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми;
разработать систему работы по теме;
повысить интерес малышей к фольклору;
воспитывать у родителей патриотические чувства, гордость за великую державу;
учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни.
Этапы проведения проекта:
1 этап – подготовительный; 2 этап – основной (продуктивный); 3 этап – заключительный (итоговый).
Реализация проекта.
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по теме.
2. Создание картотек.
3. Планирование мероприятий с родителями детей (родительские семинары, консультации, развлечения с детьми, информационные листы). 4.Планирование домашних заданий для родителей.
Основной этап:
Пополнение книгами (потешки, прибаутки сказки…) книжного уголка.
Привлечение родителей к созданию игровой среды на участке в зимний период.
Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
Консультации «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора», «Фольклор для маленьких»
Семинар ««Фольклор в жизни ребенка»
Развлечение «В гостях у сказки»
Пямятки для родителей «Потешки, прибаутки, пестушки
для малышей»
Заключительный (итоговый) этап:
- участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжку – малышки» с потешками…;
- картотека аудио сказок, потешек …; - презентация ««Роль фольклора в развитии детей раннего возраста».
Ожидаемый результат:
- установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей;
- пополнение книжного уголка «Книжки-малышки» с потешками, шутками, прибаутками;
- у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей и повысится общий культурный уровень.
Способы проверки ожидаемых результатов: 1. Листы – отзывы. 2. Опросы, беседы. 3. Посещаемость мероприятий, активность родителей.
Приложение 1
Педагогическая гостиная для родителей «Воспитываем вместе…» (семинар «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста») презентация.
Приложение 2
Клуб семейных встреч «Вместе весело шагать…» Развлечение совместно с родителями «В гостях у сказки».
Приложение 3
Пямятки для родителей «Потешки, прибаутки, пестушки
для малышей».
Приложение 4
Консультации для родителей.
Приложение 5
Анкета для родителей.
Список литературы
1.Усова А.П. «Устное народное творчество в детском саду» – М., 1972. 2.Мельников М.Н. «Русский детский фольклор» - М., 1987. 3. Кузьмина. Е. Антология колыбельных песен – М., 2002. 4.Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. Дошкольное воспитание. №9.2004 5.