Доклад «Значение хорового пения в системе общеобразовательной школы»

2
1
Материал опубликован 13 December 2017 в группе

 ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармоничного развития личности ребенка во все времена.

В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителем, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности.

1. Хоровое пение – основа музыкальной культуры народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как к средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкального развития школьников академик Б Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «… школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-нравственными».

Ратовал за школьное хоровое пение и Д.Б. Кабалевский, утверждающий, что «… постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность стремиться к достижению уровня подлинного искусства». «Каждый класс – хор!» - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой, деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроках.

Хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоническому развитию личности школьника. Хоровое пение, как наиболее умственный вид массового музицирования на протяжении столетий, является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения.

Хоровые занятия в общеобразовательной школе формируют такие качества, как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность. Развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. Развиваются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки.

Занятия хором – комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение – единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей. Хоровые занятия имеют особое значение, т.к. проявляется коллективная форма занятий. Коллективная форма творчества выступает важной строкой и в духовном, и в нравственном воспитании школьников.

На протяжении всей моей профессиональной деятельности в общеобразовательной школе, начиная с 1980 года, работала с хором. Считаю, что участие обучающихся в хоре играет огромную роль в их творческой реализации. Благодаря коллективному труду и личному общению детей, получается разностороннее развитие, в котором утверждается свое «я», открывается мир социальных отношений, регулируется психическая жизнь детей. Дети становятся более общительными.

В МБОУ СОШ № 34 я руковожу средним хором «Радуга». Ежегодно мы принимаем участие в городских и республиканских конкурсах хоровых коллективов. Имеются грамоты за призовые места.

Так же мы принимаем ежегодно участие на фестивале, посвященном Дню славянской письменности (24 мая).

13 декабря 2016 г. хор «Радуга» участвовал в празднике, посвященном 50-летию школы № 34, который проходил в Русском драмтеатре, где мы исполняли «Гимн школы № 34», написанный мной к юбилею школы, под фонограмму, сделанную в студии звукозаписи Муратом Плиевым.

Я также подготовила хор учителей нашей школы, мы исполнили «Попурри» на темы современных песен с переделанным мною текстом о школе.

Из опыта работы хочу сказать, что большинство детей посещают занятия хора с удовольствием. После очередного выступления многие дети хотят записаться в хор. Интерес – главный фактор учебного роста детей.

На репетициях хора я использую игровые методы, ударные инструменты для ритмического сопровождения (трещотки).

Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение – искусство уникальных возможностей. Задача взрослых - приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение – это тяга к самовыражению души человека, жаждущего проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте, или быть ведущим концерта.

Состав моего хора – 40 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Работаю по программе «Хоровой класс» В.Попова, адаптированной мной для моего хорового коллектива.

Начинаются занятия с работы над дыханием. Чтобы добиться правильного дыхания, необходимо научить детей правильно стоять, или сидеть во время исполнения. Использую специальные дыхательные упражнения «Нюхаем цветок», «Обожгли палец» (дуем на него), короткие вдох и выдох. Для выработки навыка цепного дыхания, необходимо научиться быстро и незаметно брать дыхание внутри длинных звуков.

Вокальные упражнения (распевания). Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.

Работа над гласными. Специфика исполнения гласных звуков в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией.

Работа над согласными. Глухие согласные произносятся твердо. Шипящие согласные произносятся шепотом.

Дикция в хоровом пении. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения. Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль.

Сольное пение. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, исправляются дефекты речи, развивается слух, чистота интонации, чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно выразительно исполняются музыкальные произведения.

Метод сравнительного анализа. При помощи метода сравнительного анализа дети учатся не только слушать различных певцов, но и оценивать собственное исполнение. Это формирует навыки самоконтроля, столь необходимого для успешного обучения.


 

Список используемой литературы

Методическое пособие «Развитие голоса». Е.Емельянов, М., 2000 г.

Учебное пособие «Теория и практика работы с детским хором». Г.П.Стулова, М., 2012 г.

«Школьный хор». Г.Струве, М., 1981 г.

Методический сборник «Роль творчества в становлении личности». Л.Н.Апарина, М., 1996 г.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С удовольствием ознакомилась с докладом, спасибо!

14 May 2019

Похожие публикации