Доклад «Применение игровых технологий на занятиях по вокалу в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе»

1
0
Материал опубликован 8 December 2022 в группе


Применение игровых технологий на занятиях по вокалу в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе


Бедулина С.В., педагог дополнительного образования

школы-интерната №24 ОАО «РЖД»


«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский


Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Они являются эффективным средством развития школьников, дают широкие возможности для формирования их познавательного интереса и творческого мышления.

Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. Игра развивает сочувствие к другим, эмоциональность, настойчивость, способствует формированию положительной самооценки ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением своей значимости в детском коллективе. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения.

Педагогу дополнительного образования игровые технологии при воспитании певческой культуры помогают не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на его духовный мир, позволяют решить ряд важных образовательных (овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия) и развивающих (развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения) задач.

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка. По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется. Если певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то голоса детей начинают звучать особенно хорошо.

Поэтому важно подобрать и использовать такой игровой музыкальный материал, который будет выполнять задачи учебно-тренировочных упражнений и будет интересен детям, пробуждать в них интерес к пению.

Упражнения следует подбирать таким образом, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый навык в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности

В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.

Система вокальных упражнений строиться на основе следующих положений вокальной педагогики:

в процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также навык постепенного экономного выдоха с сохранением вдыхательного положения грудной клетки;

начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот диапазона учащихся, идя постепенно по линии расширения зоны естественного, свободного (примарного) звучания, воспитывать светлое, звонкое звучание в хоре;

в вокально – тренировочных упражнениях необходимо учитывать, что в певческой дикции главное заключается не в произношении гласных в их орфоэпическом виде, а в сохранении правильного певческого тона, звучанию которого подчинено произношение гласных.

Кроме этого необходимо соблюдать следующие правила певческой установки:

голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

корпус держать прямо, без напряжения, а плечи слегка оттянуть назад;

сидеть на краешке стула, без напряжения, также опираясь на ноги;

при положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание.

Привожу пример части одного из занятий, в которой в игровой форме идет формирование певческих навыков:

1. Разогревающий массаж

Текст

Упражнения

Вышел зайчик на лужок, на зеленый бережок

Плавные движения от переносицы к ушам

Потирает зайка нос, чтобы носик не замерз

Надавить пальцами на точки у крыльев носа

Серый зайчик вместе с нами потирает над бровями

Массаж точек у внутренних концов бровей

Говорила зайке мать: «Надо ушки потирать»

Надавить пальцами на точки у основания мочки уха

Зайка лапкой лапку трет, зайка песенку поет

Массировать точку между большим и указательным пальцами левой руки

Ой, спасибо вам, друзья! Мне без вас никак нельзя

Массировать точку между большим и указательным пальцами правой руки

2. Дыхательная гимнастика:

а) оздоровительное дыхание по методу Стрельниковой

«Ладошки»

Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать

«Аромат»

Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх – вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться - выдох

«Обними себя за плечи»

В момент объятия шумный вдох. Руки расходятся – свободный выдох

«Маятник»

Легкий наклон к полу – вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, - короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха №с пола и потолка»

«Рок-н-ролл»

Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на другой ноге – вдох. Выдох свободный

б) упражнения для развития дыхания

«Свечка»

Палец перед ртом; легко дуть, не затушить пламя

«Снайпер»

Мгновенно затушить свечу – весь воздух за максимально короткое время

«Комарик»

«З» - на выдохе, на одном дыхании; руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается

«Насосик»

Насосик со звуком «пс» качает; мячик со звуком «ш» надувается

в) Счет от 1 до 10 с усиление звука

г) Счет от 1 до 10 на выдохе

3. Артикуляционная гимнастика: «скрип», «диназаврик», «вопрос-ответ»

4. Распевка: рики-тики; дум-дим; айщ – а- у- о

5. Работа над многоголосьем и чистотой интонации: «Шла веселая собака» - канон

Шла веселая собака

Чики-брики-гав!

А за ней бежали гуси,

Головы задрав.

А за ними поросенок,

Чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка,

Что я говорю!

Хрю!

6. Работа над ритмодекламацией:

а) скороговорки

Андрей - воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек,

Не клюй песок, не тупи носок,

Пригодится носок клевать колосок. Да.

б) упражнения для развития координации движений, умение согласовывать действие

Раз, два. Острова

Два хлопка, полукруг одной, затем другой рукой

Три, четыре. Мы приплыли

Два хлопка, волнообразные движения руками от себя

Пять, шесть. Сходим здесь

Два хлопка, правой рукой «отбиваем мяч», левой рукой «подбрасываем мяч»

Семь, восемь. Сколько сосен

Два хлопка, правая рука вверх, затем левая

Девять, десять. Мы в пути

Два хлопка, средние и указательные пальцы рук «делают шаги»

До-счи-тал до де-ся-ти!

По одному движению на каждый слог:

-правая рука на голову;

-левая рука под подбородок;

-правая рука касается правой щеки;

-левая рука касается левой щеки;

-правая рука вперед;

-левая рука вперед;

-хлопок

7. Артикуляционная игра с движением (дети изображают тележки, свободно перемещаются и ритмично декламируют текст)

Текст педагога

Текст (действия) детей

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки

Скрип, скрип, скрип, скрип

Листья шуршат

Ш-ш-ш-ш-ш

Птички свистят

Фить-пирю, фить-пирю

Белка на ветке орешки все грызет

Цок-цок-цок

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки

Скрип, скрип, скрип, скрип

Ручеек журчит, в речку он бежит

Болтают языком

Долго, долго ехали, наконец, приехали! Ух!

Хором

Так же на занятиях используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения  между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю  губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

«Лошадка»: Пощелкайте         языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

При разучивании песен для лучшего запоминания используются игровые моменты:

«Музыкальные бусы». При повторении песни используется пение по «цепочке». Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение каждого ребёнка. Можно использовать другой вариант уже на новом материале. Учим песню по индивидуальным строчкам. Каждый ребёнок запоминает свою строчку, в результате получается «звучащий» куплет.

«Капризное радио». Дети поют хорошо выученную песню. Когда радио включено – все поют, когда - выключено – песня исполняется про себя. Вначале “включение” и «выключение» соответствует фразам песни. Далее задание усложняется: радио может «включиться» и «выключиться» в любой момент. Это позволяет развивать внутренний слух и чёткую артикуляцию.

«Подскажи» Педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда ученик «подскажет» слово, которое он «забыл». Данное упражнение способствует развитию внимания.

«Попугай» Ученик пропевает музыкальные фразы песни вслед за исполнением педагога, что развивает память ребенка.

Важным моментом является обучение детей бережному отношению к своему голосовому аппарату. Для этого используются следующие игровые моменты:

«Ладошки». Прошу детей хлопнуть очень сильно в свои ладоши. После хлопка, детям задаю следующий вопрос: «Как ваши ладошки сейчас себя чувствуют?». Дети отвечают, что они болят, колются, им неприятно… дальше следует рассказ о том, что у человека тоже есть такие ладошки в горле и зовутся они голосовыми связками. Если кричать, то голосовые связки чувствуют то, что чувствовали ваши настоящие ладошки, когда громко хлопали.

«Барабан». На занятии детям показывается барабан и картинки. Когда по барабану стучать правильно, не со всей силы, то и барабан цел и ушкам приятно. Но стоит только ударить сильно, и барабан становится дырявым. Такие неприятности могут случиться с барабанными перепонками, которые находятся у человека в ушах. Самый главный враг человека: громкий звук.

Таким образом, игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной. В процессе игровых занятий дети способны выполнить очень большой объем работы, Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. 




Список литературы


Данилова Л.В. Теоретические основы и методика музыкально-эмоционального развития детей в хоровом коллективе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. - 202 с.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М.:Музыка,1968.-675с.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению //Санкт-Петербург: Издательство «Музыкальная палитра», 2008 – 56 с.

Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие - М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.

Мейлюнене Р. А, «Музыкальные игры в обучении детей нулевого класса ДМШ» Методическая работа, Кондопога 2007


Интернет-ресурсы:

Вокал и физическое здоровье. http://bel-canto.ru/zdorovie.htm

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. http://strelnikova.ru

В.В.Емельянов. Фонопедический метод развития голоса. http://konfetti-voice.ru/fonopeditcheskiy-metod-razvitiya-golosa-v-v-emelyyanov/
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.