12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Асланова Набат Тофиг Кызы46
Россия, Рязанская обл., Рязань

Музыкально-эстетическое воспитание

в общеобразовательной школе через хоровое пение.

Система музыкально-эстетического воспитания через хоровое пение в структуре общеобразовательной школы ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. Она обеспечивает детям с разными музыкальными способностями равноправие элементов образовательной триады (обучение – воспитание – развитие) как основы гармоничного становления личности ученика.

Среди значимых проблем на рубеже XX-XXI веков встают вопросы популяризации начального хорового образования и хорового искусства в целом. Ещё в позапрошлом столетии общественность России была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры среди молодёжи. В начале XX века проблему недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В советскую эпоху были созданы уникальные возможности для хорового воспитания детей в рамках дополнительного образования (ДМШ, ДШИ и другие учреждения).

На рубеже ХХ - XXI веков проблемы начального хорового образования как и в целом эстетического воспитания детей вновь стоят очень остро.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе (рыночные отношения) определила существование трех групп проблем, связанных с детским художественным воспитанием, образованием и развитием.

Большая занятостью родителей, в результате чего самая ранняя из социальных потребностей ребёнка – потребность в общении со взрослыми – остается неудовлетворённой. Вследствие этого дети подчас лишены помощи и контроля родителей в учебе, испытывают порой психическое и психологическое напряжение, что приводит к нарушениям их контактов со сверстниками, формированию заниженной самооценки, позиции, трудностям в учебной деятельности.

Ухудшение общего здоровья детей, в том числе рост числа психофизических нарушений. Для школьников с ослабленным здоровьем характерна быстрая утомляемость, рассеянность.

Информационная перегруженность современного ребенка при быстром темпе жизни, что не способствуют развитию эмоциональности и музыкальности детей, формированию у них адекватной шкалы ценностей.

Принявший в 90-х годах массовый характер отток детей из музыкальных школ, фактическое отсутствие конкурса при приеме в музыкальные и хоровые школы, объясняется, помимо социальных и материальных причин, ещё и другими. Новые ценностные ориентиры, пришедшие в общество, сказались на установках родителей считать престижными занятия детей экономикой, менеджментом, спортом, и оценка занятий искусством как деятельности непрактичной и неперспективной. Эта проблема остается актуальной и в наши дни.

В нашей стране в современный период хоровым воспитанием детей занимаются многие учреждения в том числе и общеобразовательные школы.

Всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека. Наблюдения ученых и педагогов за детьми, поющими в хоровых коллективах и ансамблях в рамках различных учреждений, сравнения их с обычными учениками общеобразовательной школы, которые не занимаются хоровым пением, показывают, что поющие дети не только более развиты во всех отношениях, они обладают набором положительных психо-эмоциональных качеств личности: коммуникабельностью, отзывчивостью, быстротой психофизических реакций, организованностью, дисциплинированностью, высокой самооценкой, хорошим художественным вкусом.

Поэтому особенно важным является и задача организации хоровых кружков в общеобразовательных школах.

 Одним из необходимых условий участия детей в хоровом кружке является предва­рительное прослушивание. Методика проведения занятия такова:

Предварительно проводится беседа. Формы ее могут быть разными – как со всем классом, так и индивидуально с каждым ребенком.

Прослушивание ребенка, которое не должно быть очень сложным. Ребенку предлагают спеть знакомую песню. Должны проверяться следующие качества: музыкально-слуховые представления, чувство ритма, эмоциональность, музыкальная память, наличие певческих данных поющего: чистота интонации, хороший диапазон, качество певческого голоса. Критерием оценки является «чистое» пение.

Количественный состав детского хора может быть 24 – 30 человек. Основной задачей работы с детским хором является выработка у певческого коллектива навыков чистого ин­тонирования, умения пения в ансамбле, художественно-выразительное исполнение.

В хоре последовательно и систематически должна вес­тись работа над многоголосием. Одним из приемов развития многоголосного пения является канон.

Помимо технического мастерства успех хорового дела во многом определяется подбором репертуара для хора: обработки народных песен с сопровождением и без, со­чинения русских и зарубежных композиторов, композито­ров-песенников. Критериями выбора репертуара для хора являются: соответствие возможностям хора, доступность и понятность в силу возрастных особенностей; высокие художественные качества; небольшие формы, разнообразие жанровой и стилистической направленности.

Процесс разучивания произведений делится на три основных этапа — эскизный, технологический и художественный. Естественным результатом работы является выступление хорового коллектива: в форме сольного или сводного концерта.

Без хоров сегодня школе не обойтись — так, во всяком случае, утверждает подавляющее большинство школьной администрации.  С помощью хорового исполнительства может быть разрешена проблема развития музыкальной и общей культуры учащихся.

В условиях коллективного исполнения у школьников, особенно у подростков, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал бы ради себя, он будет рад сделать для всех. Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников; обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело – все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.

Традиции, заложенные в предшествующих веках и развитые в хоровых исполнительских школах ХХ века, в целом обеспечили отечественному хоровому образованию высокий уровень и хорошие перспективы.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.