Статья «Значение межпредметных связей при подготовке учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию»
Значение межпредметных связей при подготовке учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию.
Аладинская Марина Федоровна,
учитель истории и обществознания
В ряду основных факторов, способствующих качественной подготовке учащихся к всероссийской олимпиаде школьников, важная роль принадлежит использованию внутри- и межпредметных связей. Их важность и плодотворность не вызывает сомнений.
Опора на внутри- и межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами литературы, географии, МХК и других предметов.
Важная сторона деятельности преподавателя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории.
Очень полезно систематическое привлечение ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта.
Межпредметные связи могут выражаться в следующем:
- связь с экологией, биологией, анатомией, химией прослеживается при выполнении заданий об использовании случаев использования ядерного, бактериологического, химического и оружия влияющего на климат, экологию.
Пример из истории, применение газового оружия в Первой мировой войне – слезоточивого газа и более опасного – хлора, фосгена, иприта. Газ если не убивал, то делал людей инвалидами. Химия помогает проиллюстрировать это.
Знаменитая «Атака мертвецов» при обороне крепости Осовец в 1915 году – когда немцы применили газобаллонную атаку хлором против русской армии.
Весь русский гарнизон получил отравления разной степени тяжести, но около 100 солдат встали и пошли на врага. Немцы не выдержали бешеного натиска наших солдат и в панике бросились бежать, затаптывая друг друга.
- связь с литературой, МХК, философией очевидна при использовании произведений писателей, поэтов, художников, ученых и т.д,.
Слайд № х – типовое задание, часто встречается в разных вариациях. Нужно определить, кому принадлежит высказывание (как в данном случае). Кажется сложным, но при общей эрудиции, начитанности и логики вполне выполнимо.
Слайд № х (ответы).
– можно проследить связь истории с ОБЖ в истории оружия, примерах использования различных видов оружия и последствий его применения, при изучении законов и обычаев войны, общих обязанностей и прав военнослужащих, при изучении методов ведения войны и ответственности за их нарушение.
Задание по ленд-лизу:
Прочтите отрывки из воспоминаний об участии союзников в Великой Отечественной войне и ответьте на вопрос.
Среди продуктов, отправлявшихся в СССР из США был «один спецпродукт» именно для России, который в больших количествах изготавливался «по русскому рецепту» на многих заводах Среднего Запада и был особенно востребован советскими бойцами.
Что это был за продукт?
Ответ «Мясная тушенка»
- есть прямая связь истории с литературой и МХК - при характеристике эпохи создания того или иного произведения литературы и художественного искусства, при изучении биографий и т.д. Это умение работать с воспоминаниями, отрывками произведений…
- связь истории с обществознанием - при изучении проблем гуманизма, морали, нравственности, деятельности конкретных исторических личностей.
- связь истории с географией, общая эрудиция помогут выполнить следующее задание:
Слайд № х. Даже если учащийся не помнит данные операции, может применить логику, напрячь память, вспомнить, что рассказывал классный руководитель на классном часе и выполнить задание.
Слайд № х Ответы:
- Удивительно, но есть прямая связь обществознания и математики. В качестве обязательного элемента в олимпиаду по обществознанию включена экономическая задача.
Такие задачи нужно уметь решать, очень актуально в жизни!
Данную задачу можно решить на основе математических знаний. На математике в 6 классе дети изучают тему «Проценты», учатся переводить проценты в дроби. Данные навыки нужно применить в решении подобных заданий. Кроме того, для успешного решения экономических заданий необходимо продемонстрировать вычислительные навыки, приемы быстрого счета и т.д. Также существует и взаимная выгода – решая подобные задачи по экономике, учащиеся косвенно готовятся к ЕГЭ по математике профильного уровня.
Слайд № х – решение задачи
А вот интересная бытовая ситуация, которую предлагали решить участникам олимпиады по праву. Как Вы оцените ее последствия?
Слайд № х
Слайд № 15 Ответ. Номера статей уголовного и административного кодексов от учащихся на олимпиаде никто не требует, поэтому ответ может быть сформулирован бытовым языком.
Учителю необходимо помнить, что каждый ученик, особенно участник олимпиады - уникальная, единственная в своём роде личность, со своими способностями, навыками и качествами. На мой взгляд, главная задача учителя – заразить ребенка интересом к своему предмету!