Урок окружающего мира во 2 классе «Значение воды в природе и в жизни человека. Охрана воды»
Значение воды в природе и в жизни человека.
Охрана воды. 2 класс
Тема: Значение воды в природе и в жизни человека. Охрана воды.
Цель: Создать условия для обобщения знаний по теме
Задачи:
Обобщить знания о воде, как о самом распространенном веществе на Земле;
Расширить представления о ее свойствах, роли в природе, значении в жизни человека; сформировать у учащихся представление об источниках загрязнения; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов исследований;
Способствовать пониманию необходимости бережно относиться к водным ресурсам.
Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Сообщение темы урока
- Наш урок я хотела бы начать со слов, которые написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»
- Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи.
– Сегодня мы продолжим разговор о воде, повторим свойства воды, будем говорить об огромной роли воды в природе, и об экологических проблемах, связанных с водой.
Повторение пройденного материала
- Вода — одно из главных богатств на Земле. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Только на территории нашей республике протекает около 8500 больших и малых рек и примерно 5000 озёр.
- Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода прозрачная
У воды нет запаха
У воды нет вкуса
Вода - жидкая, может течь
В воде одни вещества растворяются, а другие нет
- Вода - уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое.
Вода о себе говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
Вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
Изучение нового материала
– А теперь, давайте подумаем, какое значение играет вода в природе?
Работа в группах ( карточка с подсказками-рисунками)
Вывод: Значение воды в природе
– для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
– среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)
– средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)
– в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды).
– дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
– электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)
– красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
– Ребята, а что будет, если исчезнет вода? А такая угроза существует.
Давайте посмотрим сказку
– Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
– Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка – Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка – На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка – А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка – Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.
Улитка – А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка – Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка – Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка – Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка – Да, уж досталось вам.
– Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?
Работа в группах
Сточные воды предприятий
Бытовые стоки
Бытовые отходы, мусор
Разлив нефти
– А кто главный виновник в этом? (человек)
– Как люди охраняют воду от загрязнения? Какие методы и средства для ликвидации загрязнение воды вы можете предложить? Работа в группах
Методы и средства для ликвидации загрязнение воды
Строить очистные сооружения (фильтры);
строить предприятия, где нет сточных вод;
не бросать мусор;
не мыть машины около водоёмов.
Исследовательская работа по группам
- Предлагаю провести опыты, проверить, эффективны ли очистительные сооружения (фильтры).
1 опыт: нефтепродукты (нефть)
2 опыт: бытовые отходы (бумага)
3 опыт: химические вещества (марганец )
(Проведение и обсуждение опытов)
Вывод: установление фильтров не всегда помогает защитить воду от загрязнения
От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!
Рефлексия
- Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение? (выберите соответствующий смайлик)
Дом. задание
-Нарисовать плакат "Берегите воду!",
- либо на альбомном листе несколько знаков, как нужно беречь и охранять воду.