Урок по теме «Проценты»
ТЕМА УРОКА: «ПРОЦЕНТЫ»
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента |
3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач на проценты |
3-4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно воспроизведение |
|
Регулятивные |
самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном |
2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
|
Познавательные |
закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания нри решении задач по теме «Проценты». |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач |
Коммуникативные |
умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
|
мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. |
|
Личностные |
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
1 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
3 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. |
4 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Работают в парах над поставленными задачами. |
20 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
2 |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность |
4 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить |
|
|
|
решения задач. |
|
необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы групп и класса в целом. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
3 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание. |
3 |
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, - не справился с задачей. |
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний |
Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45 0,006 43% 18% 40% 77% 112% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты. |
Учащиеся устно выполняют предложенные задания. |
|
(записаны на доске) как найти процент от числа; Найдите: 48% от 250 Решение: 48°/о = 0,48 250-0,48=120 как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12. Решение: 8% = 0,08 12 : 0,08 =150. как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 150 от 600? Решение: 150 : 600 100°/о = 25%>. |
|
3. Этап изучение нового материала. |
Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 56 -11, но в 5а- 16 учеников, а в 56 -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. |
Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) |
|
Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. Тема нашего урока'. Решение задач на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. |
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний |
- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. 1. Классный руководитель — завуч школы. 1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки. Товар: скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги - 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % |
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 1) 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 2) 42,9% учеников посещают спортивные секции, 57,1% учеников посещают различные кружки. Ответ к задаче: Товар: Скидка на Сумма к данный товар: (руб.) оплате: (руб.) Шуба 5 390 33 110 Сапоги 780 7 020 Шапка 176 2 024 |
|
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 % Кроссовки - 1 850 рублей. 5 % 3. Бухгалтер - сотрудник фирмы. Ставка сотрудника - 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей - 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы - премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? |
Спортивный костюм 352 2 848 Кроссовки 92,5 1 757,5 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей, Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. |
Физпауза |
5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс - это «раз». Повернулась голова - это «два». Руки вниз, вперед смотри - это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам надо сесть - это «шесть». |
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Этап закрепление изученного материала |
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
л;’*"Ж1’-
-VT-R- T." -•
Этап подведение итогов. Домашнее задание. |
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание: Решите следующую задачу: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом: |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |
||
Статья расхода |
Процент от заработанной суммы |
|||
Оплата расходов на содержание квартиры |
8 |
|||
Плата за детский сад за 1 ребенка |
6 |
|||
Покупка продуктов |
23 |
|||
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.) |
23 |
|||
В копилку |
40 |
|||
Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц. |
|
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %>? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче; На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче. На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни. |
|
Карточка самооценивания.
Ф. И.
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
- не справился с задачей.
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Классный руководитель - завуч школы. 1) 2) |
— |
3 |
Продавец - покупатель. |
|
4 |
Бухгалтер - сотрудник фирмы. |
|
5 |
Итого: ваша оценка за урок |
|
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» - «4»;
3- 2,5 «+» - «3».
Домашнее задание
Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода |
Процент от заработанной суммы |
Оплата расходов на содержание квартиры |
8% |
Плата за детский сад за 1 ребенка |
6% |
Покупка продуктов |
23% |
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.) |
23% |
В копилку |
40% |
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.
' . • ’''•'■’Г "1НОИЮ?’
Задачи для работы в классе
1. Классный руководитель - завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги - 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки - 1 850 рублей. 5 %
3. Бухгалтер - сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника - 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей - 60 %
Доплата на транспорт - 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы - премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?
Самоанализ
Этапы урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
Стадия Вызова |
Регулятивные действия Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия |
Ученики не могут назвать основные виды задач на проценты Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни встречаются проценты. Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока |
Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на проценты Учитель приводит самый «яркий» пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить... |
|
-Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах. -Воспроизведение основных видов задач на проценты -Определение основных направлений в изучении темы |
|
|
Стадия Содержания |
Регулятивные действия Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Познавательные действия Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания о процентах Применение понятия процент |
Ученики затрудняются в определении вида задач на проценты, соответственно возникают трудности при решении Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении Ученик отказывается работать в паре. Ученики не знают, как применять полученные знания на практике. |
Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров. |
|
при решении жизненных задач - Анализ информации по теме «Проценты» |
|
|
Стадия Рефлексии |
Регулятивные действия Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные действия Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме Выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные действия Включаемость в коллективное обсуждение вопросов Постановка вопросов Умение аргументировать свою точку зрения Личностные действия Оценка действий человека -Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия Применение знаний о процентах при решении практических заданий Способность использовать полученные знания на практике |
1. Ученики не могут оценить свою работу. 2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы |
1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс 2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме 3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью. |