Урок по теме «Проценты»

0
0
Материал опубликован 19 February 2022

 

 

ТЕМА УРОКА: «ПРОЦЕНТЫ»

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

умение решать основные типы задач на проценты

3-4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно воспроизведение

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания нри решении задач по теме «Проценты».

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно­практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

 

 

мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


 

 

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и

оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание

усваиваемого материала.

 

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

20

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование

готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

 

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность

4

Личностные: формирование

позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение

самостоятельно адекватно

анализировать правильность

выполнения действий и вносить

 

 

 

 

решения задач.

 

необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3

 


 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

- не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45

0,006

43% 18% 40% 77%

112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

 

 

 

(записаны на доске)

как найти процент от числа;

Найдите: 48% от 250

Решение: 48°/о = 0,48

250-0,48=120

как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

12 : 0,08 =150.

как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Решение: 150 : 600 100°/о = 25%>.

 

3. Этап изучение нового материала.

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 56 -11, но в 5а- 16 учеников, а в 56 -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

 

 

Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока'. Решение задач на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель — завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей 14 %

Сапоги - 7 800 рублей 10%

Шапка - 2 200 рублей 8 %

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

1) 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

2) 42,9% учеников посещают спортивные секции,

57,1% учеников посещают различные кружки.

Ответ к задаче:

Товар: Скидка на Сумма к

данный товар: (руб.) оплате: (руб.)

Шуба 5 390 33 110

Сапоги 780 7 020

Шапка 176 2 024

 

 

Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %

Кроссовки - 1 850 рублей. 5 %

3. Бухгалтер - сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника - 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей - 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы - премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Спортивный костюм 352 2 848

Кроссовки 92,5 1 757,5

Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей, Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

Физпауза

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам надо сесть - это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Этап закрепление изученного материала

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

 

 

л;’*"Ж1’-


-VT-R- T." -•

 

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:

Решите следующую задачу:

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

 

 

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %>? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей.

На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;

На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.

На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни.

 

Карточка самооценивания.

Ф. И.

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

- не справился с задачей.

задания

Задание

Оценка

1

Устный счет

 

2

Классный руководитель - завуч школы.

1)

2)

3

Продавец - покупатель.

 

4

Бухгалтер - сотрудник фирмы.

 

5

Итого: ваша оценка за урок

 


 

Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

4- 3,5 «+» - «4»;

3- 2,5 «+» - «3».

Домашнее задание

Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8%

Плата за детский сад за 1 ребенка

6%

Покупка продуктов

23%

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.)

23%

В копилку

40%


 

Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.

' . • ’''•'■’Г "1НОИЮ?’

Задачи для работы в классе

1. Классный руководитель - завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар

Шуба - 38 500 рублей 14 %

Сапоги - 7 800 рублей 10%

Шапка - 2 200 рублей 8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %

Кроссовки - 1 850 рублей. 5 %

3. Бухгалтер - сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника - 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей - 60 %

Доплата на транспорт - 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы - премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные действия

Целеполагание как

способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

Планирование как

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации

Построение логической цепочки вопросов

Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия

Ученики не могут назвать основные виды задач на проценты

Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни встречаются проценты.

Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока

Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на проценты

Учитель приводит самый «яркий» пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек.

Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить...

 

 

-Воспроизведение (актуализация) знаний о

процентах.

-Воспроизведение основных

видов задач на проценты -Определение основных

направлений в изучении темы

 

 

Стадия Содержания

Регулятивные действия

Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Познавательные действия

Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания о процентах

Применение понятия процент

Ученики затрудняются в определении вида задач на проценты, соответственно возникают трудности при решении

Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении

Ученик отказывается работать в паре.

Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности

Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать

Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь.

Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.

 

 

при решении жизненных задач

- Анализ информации по теме «Проценты»

 

 

Стадия Рефлексии

Регулятивные действия

Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные действия

Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

Постановка вопросов

Умение аргументировать свою точку зрения

Личностные действия

Оценка действий человека

-Развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

Предметные действия

Применение знаний о процентах при решении практических заданий

Способность использовать полученные знания на практике

1. Ученики не могут оценить свою работу.

2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы

1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс 2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме

3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.