Урок по русскому языку в 6 классе «Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами»
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по программе М.М.Разумовской.
Тема: Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Разработала: Дмитриева Валентина
Леонидовна – учитель русского
языка и литературы
Цель: Развитие самостоятельности мышления и привитие эстетического вкуса
|
|
Задачи: |
|
1. Образовательная: |
|
закрепить навыки нахождения причастного оборота и постановки знаков препинания; |
познакомить с биографией и картинами художника К.Ф.Юона; |
2. Познавательная: |
|
развить интерес к новым знаниям в области русского языка и литературы; |
развить интерес к пейзажной живописи;
|
3. Воспитательная: |
|
воспитывать любовь к родной природе, к поэзии, к живописи. |
№ п/п |
Комментарий к ходу урока |
Развитие личностных качеств |
Развитие ключевых компетентностей |
|
I |
Орг. момент Приветствие: А вы знаете, что по утрам Горизонт улыбается нам? И улыбку всё утро храня, Нам желает удачного дня. - А я вам желаю удачного урока. Здравствуйте, садитесь. |
Эмоциональный настрой
|
|
|
II |
Сообщение темы: Сегодня мы поработаем над знаками препинания в предложениях с причастными оборотами. А для начала вспомним, что называется причастным оборотом?
Мы так долго ждали зиму, и вот она наступила – морозная, снежная. У А.С. Пушкина любимое время года – осень. Но и зиме он посвятил много стихотворений. Вот одно из них: Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь друг прелестный– Пора, красавица, проснись: Открой сомкнутой негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
|
Развитие аналитического мышления
Развитие образного мышления, эмоционально-чувственная сфера |
Информационная |
|
III |
Закрепление знаний А теперь вы прочтите, пожалуйста, стихи А.С.Пушкина. Найдите и назовите причастные обороты. (Работа в группах) 1 группа Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу несущего мне утром чашку чаю, Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель? Объяснить недостающие знаки препинания.
2 группа Вся комната янтарным блеском озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки…
Расскажите о знаках препинания в предложениях с причастными оборотами. |
Развитие образного мышления
Развитие аналитического мышления
|
Умение работать в группе.
пунктуационная зоркость |
|
IV |
Письменное задание. Самостоятельная работа в тетрадях. Согласуйте причастие с зависимыми словами, расставьте знаки препинания. 1) Листы железа (продырявленный пулями) были свалены в углу. 2) По обочинам дороги ходили в плащ-палатках (накинутый поверх шинели) часовые. 3) Земля (размытый) недавними сильными ливнями лопалась, налипала комьями. 4) Вся (изрытый глубокими колеями дорога) шла хвойным лесом.
|
самостоятель- ность мышления |
|
|
V |
Графический диктант Выбрать предложения соответствующие схеме (знаки препинания не расставлены) 1 группа 2 группа
1) Молчит уснувший надолго лес. 2) За окном освещённым лунным светом серебрилось поле. 3) Дремлют посеребрённые инеем деревья. 4)Кругом лежит сверкающий на солнце снег. 5) Мать не отходившая от сына заплакала. 6) Воздух ещё не ставший знойным освежает. Итак, сделайте вывод о знаках препинания в предложениях с причастным оборотом.
|
Развитие логического мышления |
пунктуационная зоркость
Умение делать выводы |
|
VI |
Физкультминутка: Вы сегодня потрудились от души, До чего же вы ребята хороши, А сейчас мы все немного отдохнём И работать с новой силою начнём. |
|
физическая разминка |
|
VII
VIII |
Из отдельных предложений нужно составить текст и расставить знаки препинания: 1.Буквы на бересте процарапаны тщательно заостренным писалом. 2.Новгородцы в древности буквально ходили по грамотам брошенным на землю. 3.От брошенного в грязь современного письма вскоре не останется даже следа, а берестяные письма уцелели. 4.В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил. А теперь проверьте и оцените свою работу.
А сейчас сделаем небольшое лирическое отступление и познакомимся с русским художником Константином Фёдоровичем Юоном. К.Ф Юон учился в Московском училище живописи и ваяния. Он пробовал себя в разных жанрах, но признание ему принесла пейзажная живопись (показ картин) А сейчас попробуйте составить текст, использовав предложения с причастными оборотами по картине художника Юона «Конец зимы. Полдень» |
коллективизм
эмоционально-чувственная сфера |
Умение работать в группах |
|
IХ |
Домашнее задание: 1. Упр. 408
2. Из стихов Пушкина
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ…»
3. Составить и записать текст «А зима продолжается…» или сочинить стихотворение с причастными оборотами |
|
умение выбирать, оценивать свои способности |
|
Х |
Рефлексия:
1.всё понял (а), могу рассказать
2. всё понял (а), но не могу рассказать
3.не всё понял (а)
|
|
|
|
ХI |
И закончить урок мы хотим пожеланием из стихотворения А.С.Пушкина:
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья верь, настанет.
Спасибо за урок. Оценки. |
|
|
Евдакименко Ольга Юрьевна
Екатерина