Доклад «Знакомство дошкольников с произведением П.И.Чайковского «Времена года», как условие привития любви к родному краю»

7
1
Материал опубликован 5 October 2017 в группе

«Знакомство дошкольников с произведением П.И.Чайковского «Времена года»,

как условие привития любви к родному краю»

«Влияние музыки на детей благоприятно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них…»

В.Г.Белинский

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности дошкольника. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Умение слушать и слышать музыку, размышлять о ней необходимо в самом раннем возрасте. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творческую личность.

Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей.

Одним из композиторов, музыка которого легко воспринимается дошкольниками, является Петр Ильич Чайковский. Его произведения ярко музыкально окрашены, несут понятное детям содержание. Много музыкальных произведений он написал для детей.

Особое место в нашем дошкольном учреждении мы отводим ознакомлению дошкольников с циклом фортепианных пьес композитора «Времена года».

Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

«Времена года» П.И. Чайковского («У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль), «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май), «Баркарола» (Июнь), «Песнь косаря» (Июль), «Жатва» (Август), «Охота» (Сентябрь), «Осенняя песнь» (Октябрь), «На тройке» (Ноябрь), «Святки» (Декабрь) - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно, при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа».  Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской природы можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Занятия по ознакомлению с пьесами проводятся с дошкольниками старшей группы один раз в месяц. Каждое занятие посвящено одной из пьес. Понимание содержания пьес, желание прослушивать их в свободное время, воспитывает у дошкольника любовь к родной природе; развивает эстетический и музыкальный вкус, воображение, формирует экологическую культуру. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Также дети могут сравнить музыку с пейзажем за окном, получить новые экологические и природоведческие знания.

В подготовительной группе цель и содержание усложняются. Мы не только закрепляем знания о пьесах, их содержании, но и пытаемся сделать музыкальный и сравнительный анализ с циклом пьес «Времена года» итальянского композитора А.Вивальди.

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Дети лучше запоминают и усваивают прослушанную музыку, если давать им возможность отразить её в творческом движении, музыкально-театрализованных этюдах и спектаклях. Например, слушая пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка», дети на первую и третью части выбирают трафареты птиц, а среднюю часть хотят украсить цветочным орнаментом. Прослушав пьесу того же композитора «Подснежник», импровизируют, изображая как цветок постепенно пробивается из-под снега и тянется к солнышку, радуется весне. Затем вспоминают стихи о весне, в рисунках выражают эту весеннюю радость, рассматривают созвучные музыке иллюстрации известных художников.

Ознакомление с пьесами П.И.Чайковского проходит: во время непосредственно образовательной деятельности, дополнительных занятий в рамках реализации программы региональной инновационной площадки, в свободное время. Особенно интересно проходят целевые прогулки, целью которых является найти содержание пьес в природе, подобрать конкретную пьесу к явлениям природы. По окончании запланированной темы, проводятся итоговые мероприятия: выставки, творческие конкурсы, музыкальные развлечения.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к музыкальному произведению, обогащает представление о нем. В результате деятельности развивается их эмоциональная сфера и умение выражать различные эмоции, оказывать помощь, охранять окружающую природу. А также развивается способность к эмпатии, воспитываются умения сочувствовать, сопереживать всему окружающему.

Исходя из опыта работы, можно сделать следующий вывод: необходимо привлекать музыкальные произведения (в частности «Времена года» П.И.Чайковского) к воспитанию бережного отношения и любви к родной природе.

Литература:

1. Буренина А.Н. «Ритмическая мозаика»- СПб: ЛОИРО, 2000;

2. Веракса Н.Е., Т.С.Комарова, Васильева М.А. «От рождения до школы»- М.: «Мозаика-Синтез», 2011

3. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.

4. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» - М.:Детсво-Пресс,2003

 5. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Материал из опыта работы всегда полезно изучить. Это проверенный материал, можно использовать в своей работе!

5 October 2017