Знакомство с буквой г
Ребята, здравствуйте! Как нам уже известно, в русском алфавите 33 буквы. Напомните, какие буквы мы уже знаем?(пишу на доске): А,О,У,Ы,Э,Я,Ю,Е,Ё,И Л,М,Н,Р
Почему я написала одни буквы с одной стороны, а другие – с другой?
Правильно – эти буквы гласные, а эти согласные.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой русского алфавита – это буква Г (пишу на доске).
На что она похожа? ( на подъёмный кран, на высокий уличный фонарь, на топор, на косу, которой раньше косили траву).
-Буква Г как кран подъёмный, груз поднимет многотонный.
-Она словно кочерга, у неё одна нога.
-Гнутый гвоздь и клюшка тоже на букву Г очень похожи.
Буква Г обозначает 2 согласных звука - [Г] твёрдый и [Г’] мягкий.
Например, в слове «огонь» – какой звук – твёрдый или мягкий? А в слове «гиря»? В слове «гора»? В слове «ноги»?
Давайте теперь придумаем слова, где буква Г стоит в начале? В середине? В конце слова?
У нашей буквы Г звуки [Г] и [Г’] – звонкие. И ещё у неё есть лучшая подружка, другая буква, которая обозначает глухие звуки. Про эту подружку я расскажу на одном из следующих занятий.
Слушаем скороговорку с буквой Г:
-Гром гремел и грохотал!
Сначала все вместе хором проговорим её, а затем каждый по-очереди (спрашиваю каждого).
-Объявляю физкультминутку! Встаём около своих парт и повторяем за мной:
-Бегал по двору щеночек (бег на месте),
-Видит пирога кусочек (наклон вперёд, руки в стороны),
-Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту),
-Развалился, засопел (руки в стороны, голову набок).
-Садимся на свои стульчики! Сейчас я буду на доске писать слоги с буквой Г и спрашивать каждого по-очереди (пишу на доске прямые и обратные слоги).
-Сделаем с вами пальчиковую гимнастику! Положим ладошку на стол и повторяем за мной:
-Этот пальчик маленький (загибаем мизинчик).
-Этот пальчик слабенький (загибаем безымянный пальчик).
-Этот пальчик длинненький (загибаем средний пальчик).
-Этот пальчик сильненький (загибаем указательный пальчик).
-Этот пальчик толстячок (загибаем большой пальчик),
-Ну а вместе – кулачок! (показываем кулачок). (То же самое делаем и на другой руке).
-Сейчас я вам раздам листы для рисования и каждый из вас нарисует во весь лист объёмную букву Г, раскрасит её любыми цветами! Посмотрите, как я её рисую на доске!м Достаём карандаши! Кому нужна помощь, поднимаем руку!
-Ребята, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились? Какие 2 согласных звука она обозначает? Эти звуки звонкие или глухие?
-Дома расскажите маме про новую букву и покажите рисунок! Мы с вами молодцы!