Знакомство с новой частью речи - глаголом

2
0
Материал опубликован 4 August

План-конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема: «Знакомство с новой частью речи - глаголом».
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык. 2 класс».

Тема

Знакомство с новой частью речи – глаголом.

Цель урока:

Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию представления учащихся о роли в русском языке слов, обозначающих действия предметов;

- учить находить в тексте глаголы;

- закрепить умения правильно задавать вопросы к словам;

- обобщить знания об известной части речи – имени существительном.

Развивающие:

- развивать умения распознавать глагол и определять его признаки.

- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.

- развивать коммуникативные качества учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе.


Планируемые результаты


Предметные: находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия; ставить вопросы к глаголам.

Метапредметные: понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении; пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным; развивать речь обучающихся; находить информацию в словаре.

Личностные: знать нормы речевого этикета при обращении.


Универсальные учебные действия


Регулятивные: умение применять и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умения контролировать и оценивать свои действия, высказывать свои предложения.

Личностные: умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач.

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий.

Основные понятия

Глагол.

Тип урока

Урок «открытие» нового знания.

Ресурсы

Учебник для учителя и учеников. Карточки на доску для целеполагания. Карточки для групповой работы. Смайлики для рефлексии.




Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

- Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?


Проверяют готовность к уроку.

2.

Мотивационный этап.

- На доске записана пословица:


«Мудрый правду видит, а глупый познаёт её на своей спине».


- Прочитайте пословицу.

- Как понимаете её значение?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя... Для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом. Вы ещё молоды, поэтому вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться... К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок.


Дети читаю пословицу. Высказывают свои мнения.

3.

Минутка чистописания.

- Ребята, вы все прекрасно знаете, что современному человеку приходится много писать, поэтому его записи должны быть удобочитаемые. Для того чтобы письменная речь была правильной, необходимо ориентироваться на правила красивого письма и уметь правильно связывать буквы в словах.

- Зачем нужно уметь писать быстро и красиво? Для того чтобы письмо было красивым и правильным, нужно уметь пользоваться правилами.


- Ребята, посмотрите внимательно на слова, написанные на доске:

Роза, ходить, мороз, топор.


Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает гласный звук. Она есть в каждом из этих слов. Кто догадался, какая это буква?


- Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель вашей деятельности в соответствии с первым правилом красивого письма.



- Ребята, подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу.

- Быстрое и красивое письмо – показатель культуры человека и его уважительного отношения к тому, кому он адресует свою письменную речь.




- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву «о».





- Наша цель – писать все буквы (графические элементы) одинаковой высоты.


Подчёркивают правильно написанные буквы.


4.

Самоопределение к деятельности.


Вернёмся к словам на доске. Найдите лишнее.

Почему оно лишнее?

Как определили, что остальные слова – это существительные?



- Что вы знаете об имени существительном?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают существительные?



Давным-давно в стране «Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно, грустно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.

- На какие вопросы отвечают эти слова: расти, зеленеть, цвести, пахнуть? Бегать, спать, мяукать, охотиться?

- Что же это за часть речи? На этот вопрос вы ответите мне, если вспомните алфавит и расшифруете запись на доске.

4, 13, 1, 4, 16, 13

- Лишнее слово - «ходить».

- Оно не отвечает на вопросы «кто?», «что?».







- Данные слова отвечают на вопрос: «Что делать?»









- Это глагол.

5.

Постановка темы и целей урока.


- Мы с вами определили тему нашего урока. Теперь вам предстоит из предложенных на доске целей, выбрать те, которые помогут нам в знакомстве с данной темой.

- Повторить, что обозначает эта часть речи, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении.

- Узнать, что обозначает эта часть речи, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении.

- Закрепить, что обозначает эта часть речи, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении.

- Познакомиться с именем существительным.





- Почему не подходят оставшиеся карточки?

Ученики выбирают карточки, аргументируя свои мнения.

1. Узнать, что обозначает эта часть речи, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении.

2. Закрепить, что обозначает эта часть речи, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении.


- Повторить, что обозначает эта часть речи, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении, мы не можем, так как ещё не изучали эту тему.

- Познакомиться с именем существительным – мы уже изучили эту тему.


6.

Открытие «нового» знания.

- Предлагаю, открыть словарь В. Даля и найти определение слова «глагол» в толковом словаре.

- Кто сможет мне его прочитать вслух?


Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

В. И. Даль

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, т.е. «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

Работа с толковым словарём: находят определение слова «глагол», один ученик зачитывает его вслух.

7.

Физминутка.

- А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки,
если услышите глагол - делаете хлопок.
«Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал,
зашивал, поливал, играл, самосвал, носил, крутил, пилил, лепил, заплатил, угодил, приходил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».


- Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы - умнички.


Дети, если слышат глагол, делают хлопок.

8.

Первичное закрепление.

- Мы остановились на том, что Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Мы уже с вами знаем, что у частей речи есть вопросы. На какие вопросы отвечает глагол? Ответить на этот вопрос вам поможет правило в учебнике на с. 68. (Работа по учебнику).


- Приступаем к выполнению заданий по учебнику. Прочитайте задание упражнения 121.


- Запишите эти глаголы в тетрадь.




- Спишите второе предложение и подчеркните в нём главные члены. Чем в предложение является глагол?





- Итак, подведём небольшой итог проделанной работы:

- Глагол – это … .


Открывают учебники на с. 68. Читают правило. Отвечают.




Читают задание

упражнения 121.

Отвечают на вопросы по упражнению.

Работа в тетради.



- Глагол в предложение является сказуемым.


Списывают предложение.



Дети завершают высказывание.


9.

Закрепление изученного.

- Я и Гномики–глаголики хотели бы проверить полученные вами знания по теме.


- Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах.



Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего нужны глаголы в речи?



1 группа

2 группа

3 группа

Что делают этими
предметами?

Кто как голос
подаёт?
Что делает?

Кто как
передвигается?
Что
делают?

Лопатой копают.

Лев рычит.

Лягушка, кенгуру прыгают.

Ручкой …

Корова …

Птицы, бабочки …

Ложкой …

Рыба …

Рыбы, дельфины …

Утюгом …

Мышь …

Машины, автобусы …


- Давайте вернёмся к нашему вопросу: для чего же нужны глаголы в речи?





Озвучивают правила работы в группах.




Заполняют таблицу.


















- Глаголы делают нашу речь богаче, понятней и выразительней. Благодаря этой части речи предметы «оживают», начинают выполнять какое-то действие.


10.

Итог урока.


- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным/интересным на уроке?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.


Отвечают на вопросы учителя.

11.

Рефлексия.


- Какое у вас настроение в конце нашего урока? Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению


Оценивают своё настроение от урока.

12.

Домашнее задание.

Я предлагаю вам задание на выбор:


Работа по учебнику: с. 71 упражнение 122.

или

Творческое задание: придумать рассказ на тему «Глагол».


Записывают домашнее задание.

Список используемых источников:

1. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 13-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.

2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.

3. Алексеев, Ф.С. Русский язык. Полный курс для начальной школы / Ф.С. Алексеев. - М.: АСТ, 2017. – 160с.

4. Курганов, С.Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений/ С. Ю. Курганов. - Рн/Д: Феникс, 2018. – 1664 с.

5. Узорова, О.В. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. 1-4 классы. Русский язык. Супертренинг / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2019. – 288 с.

6. Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации / Интернет – журнал «Эйдос». – 2011. - №4.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.