«Знакомство с происхождением натуральных тканей. Исследование «Строение и свойства натуральных тканей». Изготовление помпона».

0
0
Материал опубликован 8 January

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: технология

Тема: «Знакомство с происхождением натуральных тканей. Исследование «Строение и свойства натуральных тканей». Изготовление помпона».

Класс: 2

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с происхождением натуральных тканей.

Задачи:

Образовательная: организовывать свой труд и свое рабочее место;

Развивающая: развитие мелкой моторики младшего школьника;

Воспитательная: воспитывать терпеливость и аккуратность.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности.

Метапредметные:

познавательные: комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей.

коммуникативные: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге.

регулятивные: рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь.

Предметные: знать, что такое натуральная ткань; происхождение натуральной ткани, строение и свойства натуральной ткани;

уметь создавать помпон.

Необходимые материалы и оборудование: компьютер, конспект, картон, карандаш, ножницы, циркуль, критерии, магниты, натуральные (шерстяные) нитки.

Ход урока

Этап.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Мотивационный.

Время: 1,5 мин.


Здравствуйте!

Сядьте правильно, не забывайте о правилах посадки.

Обратите внимание на слайд, на нем представлены качества. Какие из этих качеств мы возьмем с собой на урок? (терпение, внимательность, лень, болтливость, упорство)

Приветствуют учителя.



Садятся правильно.

На слайде выбирают качества (терпение, внимательность, упорство).

Целеполагание.

Время: 5,5 мин.


Предлагаю вам отгадать загадку. Внимательно послушайте:

Тут и там,

Везде есть я, и такая разная...

Из меня одежку шьют,

На диван обивку вьют,

Отгадали кто такая?

Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, в которой встретимся с разными видами ткани.

А зачем человеку ткань?



Кого мы можем встретить в этой стране? Образуйте от слова ткань родственные слова.


Кто такие ткачи?

Какие ещё профессии связаны с тканью?

Что делает модельер и портной?

Где портной берет ткань?

Выберите правильный ответ: в магазине, на фабрике, в поле, в саду.

Каждый из этих ответов правильный. Портной покупает ткань в магазине или на фабрике А вот на фабрику ткань приходит с поля. Не верите?

Поспешим познакомиться с разными видами тканей, и вы узнаете историю их рождения.

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?




Какую цель мы поставим перед собой на урок?


Какие задачи в ходе урока мы должны будем решить, чтобы добиться поставленной цели?

Предлагаю восстановить их порядок:

1. Познакомиться…

2. Провести …

3. Изготовить …

Слушают загадку, отгадывают ее.







- ткань.





- чтобы шить одежду, мебель, скатерти, шторы, постельное белье.

- ткача.



- Те, кто ткет ткани.
- Модельер, портной.

- Создают разные модели одежды. Шьют одежду  из ткани.

- Портной покупает ткань в магазине или на фабрике.




Формулируют тему урока (Тема: «Знакомство с происхождением натуральных тканей. Исследование «Строение и свойства натуральных тканей». Изготовление помпона»).


Формулируют цель урока 


Формулируют задачи урока

(Задачи:

1. Познакомиться с происхождением натуральных тканей.

2. Провести исследование.

3. Изготовить помпон из натуральной ткани.)

Открытие нового знания.

Время: 8 мин.









Знакомство с происхождение натуральных тканей.





































































Исследование «Свойства и строение натуральных тканей»

Приступим к выполнению первой задачи.

- Наше путешествие начинается с экскурсии в прошлое.

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете лучин, в тёмных избах, наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок. Откуда все же появилась ткань? Была ли она у первобытного человека?

А как вы думаете, во что одевался древний человек?

- Как вы думаете, удобной ли была такая одежда?

- И люди искали новые материалы.

Как вы думаете, как происходил процесс их поиска?

Первыми волокнами, которые отыскал человек, были волокна крапивы и конопли. Затем люди обнаружили, что есть и другие возможности получения волокна. Например, лен и хлопок тоже могут служить сырьем для изготовления тканей. Все мы не раз видели коконы гусениц на деревьях. Гусеница обматывает себя тонкими, но прочными нитями. Древний человек тоже заметил это и стал делать из этих нитей шелковую ткань. Вот так у человека появились материалы, из которых он мог шить удобную одежду.

Что же служило источником для получения этих материалов?

Давайте узнаем, какие животные и растения дают сырье для тканей. Обратимся к учебнику на стр. 91.

- Из какого растения получают хлопок?



Какую одежду можно сшить из хлопчатобумажной ткани?



Лен на Руси называли северным шелком. Как вы думаете, почему?

Что можно сшить из льняной ткани?


Шерсть – волосяной покров животных.

С каких животных получают шерсть? (Учащиеся отвечают на вопрос с опорой на рисунок в учебнике, с. 92.)

Для какой одежды подходит шерстяная ткань?


Что же такое шелк и чем он так уникален?



Шерстяные, шелковые, льняные и хлопчатобумажные ткани называют натуральными. Как вы думаете, почему?

Какую задачу нам удалось выполнить? Отмечу её «клубком ниток».

Переходим ко второй задаче. Давайте рассмотрим, как устроена ткань. У вас на партах лежат образцы натуральных тканей. Вам нужно в парах рассмотреть образцы, и по плану на карточке записать ответы на вопросы в таблицу. Начнем с хлопчатобумажной ткани.

1. Рассмотрите образец, потрогайте его. Какие ощущения вызывает ткань?

2. Потяните ткань в одну и в другую сторону. Одинаково ли они тянуться?

3. Рассмотрите цвет ткани с двух сторон. Одинаковый ли у нее цвет?

4. Попробуйте разорвать лоскуток, разрезать. Что получилось сделать легче?

Далее самостоятельно в парах проделайте аналогичную работу с льняной, шерстяной тканью, результаты оформите в таблице. Время на выполнение работы – 2 минуты.

Время на выполнение задания закончилось. Проверим.

Возьмите лоскуток и вытяните из него нитку с разных сторон. Рассмотрите строение ткани. Какие вы можете сделать выводы?

Ткань изготовлена путем переплетения нитей (слайд). Эти нити называются долевыми и поперечными, или основой и утком. (Слайды или рисунок в учебнике, с. 94.) При пошиве одежды из ткани необходимо уметь определять продольное направление, так как от этого во многом зависит качество изделия.

Ещё раз рассмотрите лоскутки ткани и ответьте на вопрос: одинаковы ли они с обеих сторон?

На одной стороне мы видим яркий рисунок, на другой – блеклый, нечеткий.

Как вы думаете, какая из сторон называется лицевой, какая-изнаночной?

Как вы думаете, почему эти стороны различаются по окраске? Нужно ли уметь определять лицевую и изнаночную стороны, занимаясь пошивом различных изделий? Для чего?

Кто считает, что нам удалось справиться со второй задачей, поднимите руки. Отмечу её «клубком ниток».



Внимательно слушают информацию от учителя.













- в шкуры животных.

- Нет.



- Искали животных с мягкой шкурой.















- Животные и растения.





- Хлопок получают из хлопчатника.

- летняя одежда, легкие куртки, плащи, спортивная, домашняя одежда.

- Он натуральный, дорогой.

- постельное белье, рубашки, брюки.



-овца, коза, кролик.



- для свитера, жилетки, шапки, брюки.

- Шелк – труднодоступный, но прочный материал, получаемый от гусеницы шелкопряда.

- натуральные, потому что их получают из растений и животных.



Работают с образцами ткани. В парах рассматривают образцы, заполняют таблицу.

























Проверяют выполненное задание.



Обращают внимание на учителя.






- Нет.

- лицевая, которая яркая, изнаночная – бледная.

- яркая сторона на виду, а бледная – внутри.

- Обязательно. Для того, чтобы правильно шить изделие.

Анализ образца.

Время: 3 мин.


Работаем дальше.

Нитки, пряжа и ткань являются распространенными материалами для поделок. Ведь они есть в каждом доме. Изделия из таких материалов получаются необычными и красивыми. Вот и мы сегодня сделаем пушистый помпон, который по вашему желанию может превратиться в забавную игрушку. Обратите внимание на слайд: это и гусеницы, и медвежата, и цыплята, и многие другие.

- Как вы думаете, помимо того, что они могут быть игрушками, где ещё используются такие шарики?

Верно! Они являются украшением одежды.

- Рассмотрите изделие. Предположите, как изготавливается такой помпон? Предлагаю восстановить порядок работы на доске. Кто желает?

Верно!

Обращают внимание на учителя.













- для украшения одежды.





Предполагают, как изготавливается помпон. Восстанавливают порядок изготовления на доске.

Физкультминутка.

Время:40с.

Перед изготовлением помпона нужно взбодриться. Предлагаю отдохнуть. Встали.

Били лен, били (стучать кулачками)

Топили, топили (растирать ладошки)

Колотили, колотили (хлопать)

Мяли, мяли (сжимать, разжимать кулаки)

Трепали, трепали (трясти руками)

Белы скатерти ткали (сжать руками замок)

На столы накрывали.

Садитесь.

Выполняют движения.

Реализация построенного проекта.

Время: 11 мин.


Продолжаем работать.

Способов изготовления помпона существует много, но мы сегодня, научимся изготавливать его при помощи пальцев рук. Прежде чем начать работу, повторим технику безопасности при работе с ножницами. Обратите внимание на слайд, вам даны изображения, а вы должны назвать правило.

Ваши изделия будут оцениваться по трем критериям:

1. Аккуратность. 2. Самостоятельность 3. Завершенность работы.

Приготовьтесь к работе, слушайте меня внимательно:

1. Возьмите клубок ниток. Поместите конец нити на внутреннюю сторону ладони так, чтобы он свисал снизу.

2. Придерживая кончик, начните обматывать пряжей ладонь. Делайте это не слишком туго, чтобы потом было легко снимать.

3. Продолжайте наматывать нитки, пока заготовка не станет довольно толстой. Отрежьте остаток.

4. Аккуратно снимите заготовку с руки.

5. От клубка отрежьте нить. Поместите её горизонтально под заготовку и крепко перевяжите её посередине двойным узлом.

6. Разрежьте нитки с одной стороны по сгибу.

7. Точно так же обработайте вторую сторону.

8. Теперь подрежьте нитки получившейся заготовки и подравняйте края, образуя округлую форму.

- Вот такие красивые помпоны у вас получились. Кто может рассказать последовательность работы?

Обращают внимание на информацию от учителя.





Обращают внимание на слайд, называют технику безопасности.

Принимают критерии оценки изделия.

Внимательно слушают учителя и поэтапно выполняют изделие.

























Желающий ученик рассказывает последовательность выполненной работы.

Выставка работ.

Время: 3 мин.


Предлагаю оценить свои работы по заявленным критериям:

1. Аккуратность. 2. Самостоятельность. 3. Завершенность работы.

Ребята с 1-го ряда, выйдите к доске и представьте свои работы одноклассникам, подойдите к тому критерию, который отражен в работе больше всего. Можете сесть. 2-й ряд. 3-й ряд.

Ребята, у вас получилось очень красивые, аккуратные помпоны, вы очень постарались. Молодцы.

Приберите свои рабочие места.

Поднимите руку, кто считает, что нам удалось справиться с третьей задачей урока. Отмечу ее выполнение.

Оценивают свои работы по критериям.











Прибирают рабочие места.

Подведение итогов

Время: 2 мин.

Какая была тема урока?

Какую цель мы ставили перед собой?

Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

Чем занимались сегодня на уроке?

Что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия.

Время: 1 мин.


Вернемся к качествам, которые вы выбирали в начале урока. Какие из выбранных качеств, вам удалось проявить на уроке?

Спасибо за активную работу.

Встали. Подравнялись. Урок окончен. Можете прибирать свои места. Готовится к следующему уроку.

Называют качества, которые понадобились во время урока, и которые они проявили.








Тема: «Знакомство с происхождением натуральных тканей. Исследование «Строение и свойства натуральных тканей». Изготовление помпона»

Задание. Прочитайте вопрос. Ответ запишите в таблице.


Ткани растительного происхождения

Ткани животного происхождения

Вопросы

Лён

Хлопок

Шелк

Шерсть

Рассмотрите образец, потрогайте его. Какие ощущения вызывает ткань?





Потяните ткань в одну и в другую сторону. Одинаково ли они тянуться?





Рассмотрите цвет ткани с двух сторон. Одинаковый ли у нее цвет?





Попробуйте разорвать лоскуток, разрезать. Что получилось сделать легче?







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации