12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

Нервные клетки, нервная ткань, нейрон, рецептор, рефлекторная дуга, рефлекс


 

Изучение нового материала

НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Нервная ткань состоит из нервных клеток. Тело клетки имеет Округлую, многоугольную или звездчатую форму. В клетке одно довольно крупное ядро. Клетка снабжена одним, двумя или мно­гими ветвящимися отростками, которые представляют выросты ци­топлазмы. Короткий отросток — дендрит, длинный —аксон. Длинный отросток (иногда до 1,5 м) носит также название нервно­го волокна. Нервные волокна могут быть миелизированными или немиелизированными. Миелиновая оболочка, образованная швановскими клетками, прерывается через регулярные промежутки перехватами Ранвье. Каждое нервное волокно образует на конце разветвления. Нервную клетку со всеми ее отростками называют нейроном.


 

Главные свойства нейрона — возбудимость и проводимость. При каком-либо,раздражении, поступающем из внешней или внут­ренней среды организма, в нервной ткани возникает возбуждение, которое может передаваться с одного нейрона на другой благода­ря проводимости нервных волокон. Проводимость имеет огромное значение, так как обеспечивает быстрый ответ организма на раз­личные изменения в окружающей нас внешней среде и в функци­онировании различных органов. При помощи цепей нейронов устанавливается связь между всеми органами тела.

Вся центральная нервная система (головной и спинной мозг)образована телами нервных клеток с их отростками, а периферическая — нервными волокнами, отходящими от нервных Клеток.

Ткани частично проходят внутри центральной нервной системы, свя­зывая отдельные ее части между собой. Выходя из нее, нервные волокна образуют нервы. Снаружи каждый нерв покрыт миелиновой оболочкой из соединительной ткани эпиневрием. ...

Каждое отдельное волокно покрыто собственной оболочкой — эндоневрием. Нервы подходят ко всем органам и тканям, их окон­чания сильно ветвятся, образуя так называемые рецепторы, принимающие раздражения, поступающие из окружающей или внутренней среды организма. При раздражении рецепторы при­ходят в возбужденное состояние. Возбуждение передается по цен­тростремительному нервному волокну в центральную нервную систему. Из соответствующих центров центральной нервной системы по центробежному нервному волокну оно поступает к различным органам в-том числе и мышцам, вызывая их деятельность.


 


 


 


 


 

Например, вы хотите срезать розу. Подносите руку к стеблю, но тут же отдергиваете ее. Что же произошло? Рецепторы центростремительного нервного волокна восприняли раздражение от укола шипом розы. Возбуждение по центростремительному нервному волокну передалось в центральную нервную систему, а оттуда по центробежному нервному волокну возбуждение передалось мышцам руки. И не успели вы сообразить, что же произошло, мышцы сократились и рука отдернулась.


 


 


 

 

 

Весь этот путь, по которому идёт возбуждение от рецептора к

работающему.-называется рефлекторной-дугой

 

 

Каждый орган человека состоит из нескольких тканей. Поэто­му работа любого органа зависит от нормального и согласован­ного функционирования всех тканей, -образующих его. Работа каждой системы органов зависит от согласованной деятельности всех органов, входящих в ее состав. Функционирование организ­ма определяется согласованной работой всех систем органов. Повг реждение или нарушение работы одного из органов или его части отрицательно сказывается на жизнедеятельности всего организ­ма. Отсюда следует, что организм человека, как и любого дру- гого живого существа, — единая целостная система, функционирование которой возможно лишь при условии согла­сованной работы всех органов и взаимосвязи с внешней средой.


Весь этот путь, по которому идет возбуждение от рецептора к работающему, :рефлекторной-дугой само явление ответа организма на раздражение.

 

Из раздела биологии «Животные» вы уже знаете, что рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Нервы, как и кровеносные сосуды, пронизывают всё органы человеческого тела.

Каждый орган человека состоит из нескольких тканей. Поэто­му работа любого органа зависит от нормального и согласован­ного функционирования всех тканей, -образующих его. Работа каждой системы органов зависит от согласованной деятельности всех органов, входящих в ее состав. Функционирование организ­ма определяется согласованной работой всех систем органов. Повреждение или нарушение работы одного из органов или его части отрицательно сказывается на жизнедеятельности всего организ­ма. Отсюда следует, что организм человека, как и любого дру- гого живого существа, — единая целостная система, функционирование которой возможно лишь при условии согла­сованной работы всех органов и взаимосвязи с внешней средой.

 

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумайте и ответьте. 1. Чем отличается нервная ткань от эпителиальной, соединительной и мышечной? 2. Какими свойствами обладает не­рвная ткань? 3. Опишите строение нейрона человека. Особенность его строе­ния-по сравнению с клетками других тканей? 4. Каковы функции нервной ткани в организме? 5. В чем заключается взаимосвязь строения и функ­ции нервной ткани?

Самостоятельное применение знаний

Задание I. Заполните таблицу

■ Название

'Местонахождение

Особенности строения

Выполняемая " функция

Нервная ткань

     

Название

Местонахождение

Особенности

строения

Выполняемая

функция

Нервная

ткань

     


 

Задание 2. Заполните таблицу

Рефлекторная дуга

Части рефлекторной дуги

Функции каждой части рефлекторной дуги

   


 

Объясните значение терминов: нейрон, рецептор, рефлекторная дуга, рефлекс.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие ткани изображены на рисунке. 2. Какие свойства характерны для всех тканей? Приведите конкретные прояв­ления этих свойств. 3. Назовите ткани, которые образуют следующие органы или их части: потовые железы; слюнные железы; ткань, выстилающая рото­вую полость; ткани, образующие скелет, нерв, кожу, мышцы; внутренняя по­верхность кишечника; кровь. Каковы свойства этих тканей? 4. Какая ткань из названных выполняет выделительную функцию: рыхлая соединительная ткань; жидкая соединительная ткань; поперечнополосатая мышечная ткань; мерца­тельный эпителий; железистый эпителий? 5. Изобразите по памяти схему про­стейшей рефлекторной дуги и подпишите ее части. Выполненный рисунок проверьте по учебнику. 6. Какие свойства нервной ткани могут быть рассмот­рены на примере рефлекторной дуги? 7. Какая ткань обладает свойствами возбудимости и сократимости? Как эти свойства проявляются при выполне­нии функции этой ткани?


 

Нервная ткань.1. Общая характеристика. Строение нейрона

 

 

 


 

Нервная ткань. 2. Строение нейрона - отростки. Аксоток

 
 

 

Нервная ткань. 3. Виды нейронов

 

Нервная ткань. 4. Нейроглия

 
 

 

Нервная ткань. 5. Синапсы

 

 

 


 

Нервная ткань. 6. Нервные волокна

 

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.