Урок по биологии в 8–9 классе «Соединительные ткани. Свойства и функции клеточных тканей»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Соединительные ткани
В эту группу объединяют несколько типов тканей: плотную
соединительную, хрящевую, костную, рыхлую соединительную, жидкую соединительную (кровь и лимфу). Основной особенностью соединительной ткани является обилие межклеточного вещества. Строение и функции ее многообразны. Например, опорная функция характерна для плотной соединительной ткани, Ёе клетки прилегают друг к другу, обеспечивая
прочность ткани. Она находится в сухожилиях, связках, в стенках артерий, в коже.
Хрящевая ткань состоит из круглых или овальных клеток, расположенных труппа ми. Они как бы разбросаны в плотном и упругом межклеточном веществе. Хрящевая ткань
располагается между позвонками, в суставах, обеспечивая прочность, упругость и подвижность соединений костей.
Костная ткань самая твердая из всех видов соединительный тканей. Она состоит из костных пластинок, внутри которых находятся клетки. О ни соединяются друг: с другом длинными тонкими отростками: Твердость костной ткани придает межклеточное вещество, в состав которого входят неорганические соли (карбонат кальция и фосфат кальция). Костная ткань образует кости скелета. Основная функция ее опорная.
Рыхлая соединительная ткань окружает кровеносные сосуды, нервы, заполняет промежутки между органами, образует толстый рыхлый слой под кожей, соединяя ее с мышцами: Межклеточное вещество этой ткани выполняет опорную функцию, а жировая ткань, имеющая похожее строение, выполняет защитную и питательную функции. Клетки жировой ткани включают множество вкраплений жира. При необходимости этот, жир расходуется организмом в процессе обмена веществ.
Жидкая соединительная ткань — кровь и лимфа состоит из жидкого вещества и плавающих в нем клеток. Кровь называют универсальной внутренней средой организма. Она образует тканевую жидкость, которая омывает клетки. Благодаря этому кровь осуществляет связь между различными органами и выполняет многочисленные функции в организме. Так, кровь, переносит кислород от легких к тканям, а углекислый газ от тканей к легким, где происходит его удаление из крови и выделение во внешнюю среду. Кровь переносит питательные вещества от органов пищеварения к тканям организма, а ненужные продукты жизнедеятельности, продукты распада направляет к местам их удаления из организма во внешнюю среду - к почкам , потовым железам и др. Кровь переносит также вещества, регулирующие функции различных органов. Она поддерживает водный баланс тканей, удаляя из них лишнюю воду, а при необходимости, наоборот, отдает ее тканям.. Кровь выполняет защитную функцию в организме, так как в ее состав входят особые, элементы, которые обезвреживают бактерии и продукты их жизнедеятельности. Эта способность крови создает иммунитет — невосприимчивость к болезням. Но иммунитет может быть нарушен при попадании в кровь вируса, который блокирует защитные механизмы крови и вызывает страшное заболевание СПИД (этот вирус передается от человека к человеку только двумя путями: при половых контактах и занесением непосредственно в кровь). Кроме того, кровь участвует в регуляции температуры тела.
Лимфа образуется из тканевой жидкости и поступает Но лимфатическим сосудам в кровь. В ее состав входят все те вещества, которые содержатся в тканевой жидкости. Лимфатическая система обеспечивает отток жидкости от тканей. При нарушении ее функционирования жидкость накапливается в межклеточных пространствах, что приводит к отеку тканей.
Осмысление и понимание полученных знаний
Соединительные ткани
Типы тканей |
Конкретный пример местонахождение |
Особенности Строения |
Выполняемая функция. |
Плотная соединительная ткань Костная ткань Хрящевая ткань Рыхлая соединительная ткань Жидкая соединительная ткань |
Гистология Соединительные ткани часть 1
Гистология Соединительные ткани часть 2
Рыхлая соединительная ткань.
Развитие костной ткани (без слов)
Собственно соединительные ткани 1
Собственно соединительные ткани: ПВСТ, со Спец.свойствами
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html