Занятие на тему «Знакомство с числом семь»
Знакомство с числом семь.
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать детей составлять число 7 из двух меньших;
- Закреплять умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов;
- Упражнять детей в умении называть элементы геометрических фигур (вершины, углы, стороны), в ориентировке на листе бумаги, в правильном применении знаков >, <, =;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;
Развивающие:
- развивать память, воображение, мелкую моторику;
- Продолжать совершенствовать диалогическую речь, стимулировать детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к природе.
- Поощрять культуру речевого общения детей с педагогом и друг с другом.
- Формировать эстетические чувства,
Здоровьесберегаюшие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
• Письмо, карта, геометрические фигуры, силуэты гномов; листья с цифрами, наборы цифр от 1 до 10, счётный материал: колпачки, знаки >, <, =, картинки ёлок с шишками и без шишек.
Ход ООД
1 часть.
Организационный момент
В. Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь, улыбнитесь. А теперь, всё внимание на меня. Посмотрите, нам пришло письмо, а с ним карта, вы хотите узнать от кого это письмо?
В. Читает письмо.
Здравствуйте, ребята!
С нами случилась беда. Помогите!
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой,
Он руками замахал
Гномов всех заколдовал.
Если ребята выполнят все задания, то мы будем расколдованы.
От кого это письмо? Как вы думаете, что нам делать?
Ответы детей: расколдовать, спасти гномиков, выполнив задания.
В: Молодцы! Вы готовы? Какие черты характера должны быть у спасателей? ( Какими должны быть спасатели?)
- Смелость, находчивость, дружба.
- Командиром будет у спасателей тот, кто
быстро и правильно ответит на вопросы.
Задание: Дети называют состав числа 3=2+1, 4=3+1, 5=4+1, 6=4+2
- И так, командиром назначается ……Отправляемся в сказочный лес.
Звучит сказочная музыка.
В: Ребята, перед вами волшебная тропинка из осенних листьев, в каком порядке лежат листья?
Д: От 1 до 10, по порядку
В: Наш командир может назвать порядковый номер каждого листочка? Командир первым проходит по листьям проговаривая вслух, остальные проходят за ним, проговаривая вполголоса.
В: Мы с вами очутились в сказочном лесу. Кто знает правила поведения в лесу (слайд, музыка)
Дети отвечают: не шуметь, не рвать цветы и листья, не разорять гнёзда.
- Какое время года наступает после лета?
- Сколько всего осенних месяцев?
- Какой по счёту месяц сентябрь (октябрь, ноябрь)?
В. Ребята, спасти гномиков от беды нам поможет карта. Давайте рассмотрим её повнимательнее, сядем на свои места.
Что изображено на ней? Какие? Что у них общего? (слайд- карта, музыка)
Д. Геометрические фигуры. Есть углы, стороны.
В. Ребята, посмотрите, нам нужно выполнить задания, которые спрятаны под геометрическими фигурами и тогда мы освободим гномиков.
2 часть.
В. Задание мы будем выполнять с ромба. Где расположен ромб?
Дети: В левом верхнем углу.
В. Поищите глазами ромб в нашем лесу. Рядом лежит конверт, воспитатель читает.
1 задание
«Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких
тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кружечек. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Белоснежке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба и выпила из каждой кружечки молока и уснула»
- Какое число чаще всего встречается в сказке?
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь?
Дети: о числе и цифре семь.
В. Молодцы, какие вы внимательные, первое задание выполнили: таким образом определили тему нашего путешествия, переворачиваем ромб и видим, что гномы расколдованы, сколько их?
Дети: два
В. Сколько ещё гномов ждут нашей помощи?
Дети; пять
В. Отправляемся в путь дальше. Смотрим на карту, какую ищем фигуру?
Дети: треугольник
В. Определите место треугольника на карте.
Дети: В правом верхнем углу.
В. Найдите глазами, где спрятано второе задание. Кто самый внимательный?
Дети: Справа.
2 задание.
В. – Что это ребята? Чьи это колпачки, как вы думаете? Посмотрите у вас на столах тоже колпачки, Давайте посчитаем их. Что бы вам было легче справиться с заданием, мы будем выполнять его в парах, помогать друг другу.
-Выложите перед собой семь красных колпачков (воспитатель у доски выкладывает то же самое) Сколько всего колпачков? Кто знает, какой цифрой обозначается количество колпачков. Воспитатель показывает цифру.
Затем поворачивает один колпачок синей стороной, последний в ряду.
Сколько осталось красных колпачков? Сколько синих? Как мы составили число семь?
Давайте составим число семь по - другому: из пяти красных и двух синих. Как вы составили число семь? Сколько колпачков во втором ряду?
Кто знает, как ещё можно составить число семь? (четыре и три)
Детям предлагается за столами самостоятельно составить число семь в разных вариантах. На экране выставляются все возможные примеры.
6+1
5+2
4+3
3+4
2+5
1+6
Молодцы! Посмотрим, что же там под треугольником? (воспитатель переворачивает фигуру и находит двух гномов) Второе задание выполнено. Сколько гномиков нам удалось расколдовать? Сколько ещё осталось? Какое задание мы выполняли? Молодцы, вы были дружными, заботливыми. (слайд – карта)
Теперь можно отдохнуть и поиграть.
Игра «1,2,3,4.»
Под бубен дети выполняют различные движения: двигаются. По окончании музыки воспитатель ударяет в бубен. Количество ударов указывает на то, как дети должны встать: по одному, парами, тройками, четверками. Играем 3 раза. (по 2, 3, 4)
В. Молодцы ребята, усаживаемся за столы и продолжаем путешествие. Давайте посмотрим на карту, какая фигура следующая и где она расположена?
Дети: В правом нижнем углу.
В. Правильно, С какой стороны находится прямоугольник в нашем лесу?
Дети: справа
В. Ребята, а здесь какие то непонятные знаки, кто мне поможет, вспомнить их?
Дети: Это математические знаки; больше, меньше, равно.
В. Умницы, какая у вас хорошая память.
На двух ватманах изображены ёлки. На одной висят еловые шишки. Другая ёлка без шишек. Ребята, вы догадались, какое здесь задание?
3 задание. Надо посчитать количество шишек на ветках слева и справа. На второй ёлке поставить соответствующие числа, а между ними математические знаки. Объединимся в группы по четыре человека, что бы быстрее справиться с заданием, никто не должен оставаться в стороне. Дети, начиная снизу, одновременно выполняют задание за столами и у доски. Работают с числами: 7 и 7, 7 и 6, 7 и 8.
В. Молодцы! Какие сообразительные! С задание все справились и освободили ещё двух гномиков (музыка)(переворачиваем прямоугольник) Задание выполняли вместе, были чуткими, слушали друг другу. Что нам нужно было сделать, что бы расколдовать их? (слайд- карта)
Игра «Соседи числа».
Задание: Дети выбирают карточки с цифрами, по сигналу нужно найти цифру красного цвета и стать соседними числами.
6 7 8 7 8 9 5 6 7 6 7 8
В. Ребята, как вы думаете, наше путешествие закончилось? Смотрим на карту, осталось найти квадрат, где она расположена? (слайд – карта)
Дети: В левом, нижнем углу.
В. Найдите фигуру с последним заданием.
4 задание Игра «Задачи – ловушки».
Воспитатель достаёт из конверта карточку с заданием: « задачи – ловушки».
- Из дупла выглядывало 7 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (7 на экране белка с бельчатами)
- Четыре гусёнка и трое утят
В озере плавают, громко кричат
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего малышей? (семь) (гусята, утята)
- Наступила долгожданная зима. Сначала зацвели 4 яблони, а потом – ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (зимой деревья не цветут, картинка)
- У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажках
Он дал по конфете
Свете и Пете,
Ирине, Галине,
Марине и Нине,
И сам съел конфету.
А больше и нету.
Сколько же было у Сашки
Конфеток в кармашке? (семь) (картинка детей)
В. Молодцы! У вас хорошее воображение, память, поэтому вы решили все задачи и расколдовали последнего гномика. (слайд – карта, музыка)
3 часть.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
В. Посмотрите на карту, пройден весь маршрут, все задания выполнены, и гномы спасены, потому что вы были внимательными, добрыми, смелыми. (слайд – карта, гномы прощаются, исчезают с экрана, появляется заставка осеннего лес
В. Что нового вы сегодня узнали?
- Какое задание было для вас интересным?
- Как вы думаете, нужно ли людям в жизни число семь?
Рефлексия: кому сегодня было легко выполнять задания, поднимите прямоугольник, а кто испытывал трудности, поднимите треугольник.
В. Нам пора возвращаться в детский сад. Выбраться из леса мы сможем только по той волшебной тропинке, по которой зашли. Мы будем двигаться в обратном порядке, начиная с самого большого числа. Командир идёт первым, проговаривая числа. Следом идут дети.