12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Елена Валентиновна1490
Воспитатель детского сада, мама своим детям и бабушка внукам.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 341 Дзержинского района Волгограда»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА».

Составила воспитатель

Никитина Елена Валентиновна

Волгоград

2019

Аннотация: Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей МДОУ и направлена на обучение детей работе со схемой звукового состава слова.

Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. Занятие проходит в игровой форме с использованием игры по технологии ТРИЗ.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возраст: 5-6 лет.

Формы организации: развивающая игра.

Цель: Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме.

Задачи: Научить детей определять объект по заданным признакам и звуковой схеме слов, развивать фонематический слух.

Оборудование и материал: 1. Схема слов «ау», «мак». 2. Большая таблица с изображением мака и схемы звукового состава слова. 4. Игра «Волшебные звуки» по технологии ТРИЗ.

 

Ход образовательной деятельности:

  1. I. Введение:
Кто из вас бывал в лесу? Все бывали? Прекрасно! А кто когда-нибудь заблудился в лесу? Никто? Это еще лучше! Наверное, очень страшно остаться одному в лесу, правда? А когда ягоды собираем, как зовем друг друга, чтобы не заблудиться? Есть одно слово, которое можно крикнуть в лесу, и все будут знать, что кто-то хочет проверить, есть ли рядом его друзья, не отстал ли он, остался ли один. Что это за слово, кто из вас знает? Да, это слово «ау». Коротенькое слово, но оно в лесу очень нужно, многих людей из беды выручило, не дало заблудиться.
II. Основная часть:

II. Игра «Ау»

Ребята, а давайте с вами поиграем. Представим себе, что мы пошли в лес. Кто-нибудь из ребят зашёл за деревья и не видит, где же остальные и решил позвать других ребят, покричать им «Ау».
Нужно потянуть это слово, каждый звук в нем потянуть, чтобы далеко было слышно. Давайте сначала попробуем все вместе:«А-а-у-у!». Хорошо, теперь еще один разок позовите: «А-а-у-у-у!» Отлично! А остальные ребята услыхали своих товарищей, как звонко и протяжно их зовут, обрадовались, что те не заблудились, а здесь, недалеко ушли, и отвечают им так же протяжно, хором: «А-а-у-у!»

Вот у вас сразу хорошо получилось! По всему лесу слышно, уж теперь никто не заблудится. Крикните еще разок: «А-а-у-у!» Молодцы!

III. Работа со звуковой схемой слова «Ау»

А теперь ответьте мне на такой вопрос: когда мы кричим ау, какой звук мы в этом слове первым произносим? /Воспитатель показывает звук на звуковой схеме/.

Воспитатель. Звуки в словах мы будем изображать специальными схемами. Посмотрите на первый квадрат на схеме. Это мы так изобразили звук а. Ну, а какой же второй звук в слове ау-у-у? Кто его услышал? /Ответы детей/.
Воспитатель. Верно, второй звук в слове ау — у. Вот мы рядом с первым квадратиком нарисуем второй.

IV. Физминутка.

 "Аист"
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

V. Работа со схемой слова «Мак»

А теперь посмотрите, какая у меня здесь картина (переворачивает висящую до этого рисунком к стене таблицу с маком). Что это?
Дети. Мак.
Воспитатель, Да, это мак. Очень красивый цветок, правда? Посмотрите: под маком нарисованы точно такие клеточки, как те, которые мы видели для слова ау. Кто догадается, что эти клеточки обозначают?
Ответ детей: Обозначали звуки.
Воспитатель. Да, эти две клеточки обозначали звуки в слове ау, правда? А в каком слове обозначают звуки эти клеточки? (Показывает на схему звукового состава слова мак.)
Ответ детей: В слове мак.
Воспитатель. Очень хорошо! Правильно, эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове мак. Сколько же здесь клеточек? /Ответ детей/

Воспитатель: Да, три. Запомните. Это будет наш с вами секрет: сколько клеточек нарисовано под картинкой, столько, значит, в этом слове звуков. Вот теперь давайте попробуем слово «мак» так, как вы говорили слово «ау».

Молодцы!

VI. Зрительная гимнастика.

 

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз.

VII. Игра «Волшебные звуки» по технологии ТРИЗ.
 

Правила игры: предложить детям найти объект по заданной карточке со звуковой схемой слова и заданными признаками данного объекта.

 

III. Рефлексия:

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданиями. А сейчас давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? Чему научились? Что понравилось?

VI. Список используемой литературы:

Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Любовь Витальевна, 01.03.19 в 20:48 1Ответить Пожаловаться
Особенное место подобным занятиям необходимо уделять в деском саду.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.