Занятие «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»
Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»
Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас. 2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память. 3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.
Ход занятия:
I. Речевая разминка
- Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:
*У нас гость унёс трость.
*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
*У ёлки иголки колки.
*Краб крабу сделал грабли.
II. Организационный момент
Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)
- У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).
- Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.
Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан
III. Повторение пройденного материала
- Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?
- Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.
- Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.
IV. Основная часть
1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша.
- Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус? Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:
груша – зелёная, треугольная, сладкая
- К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.
- Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).
По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:
лимон – жёлтый, овальный, кислый
яблоко – красное, круглое, сочное
-Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).
Какое? Какая? Какой?
-Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.
2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)
- У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.
Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)
- Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)
- В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.
3.Физминутка
Мы шагаем по дороге
Поднимаем наши ноги
Быстро-быстро побежали,
А потом присели, встали
Прыг-скок, прыг-скок,
А потом присели – всё!
Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)
В руку мячик я возьму -
раз сожму, два сожму,
И в другую положу -
раз сожму, два сожму,
Меж ладошек положу –
покружу-покружу,
По всем пальчикам пройду
И на место положу.
4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам ( развитие навыка словообразования)
- Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:
солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба
Проверка (на доску выставляется образец логопеда):
солнечный день домашний уют яблочный сок снежная баба |
5.Работа с деформированным текстом (в парах)
- Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.
- Необходимо записать предложения в правильной последовательности.
- Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?
- Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).
ТЕКСТ Учились они во втором классе. В большом автобусе ехали Катя и Надя. Катя уступила тёплое место бабушке. В автобус вошла старенькая бабушка.
|
V. Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)
Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.
Например: логопед – небо, ученик – голубое.
Слова: мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.
VI. Итог. Оценка.
- Наше занятие подошло к завершению.
- С какими словами мы сегодня работали?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
- Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?
- Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.