12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Латухина33

Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»

        Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас.                                                                                     2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать      психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память.                              3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

         Ход занятия:   

 I. Речевая разминка

- Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение: 

*У нас гость унёс трость. 

*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят. 

*У ёлки иголки колки.

*Краб крабу сделал грабли.

 

II. Организационный момент   

Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)

- У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

- Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.

Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

 

III. Повторение пройденного материала 

- Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

- Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

- Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

 

IV. Основная часть

1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша. 

- Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус?                           Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:

груша – зелёная, треугольная, сладкая

 - К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.

- Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).

По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:

лимон – жёлтый, овальный, кислый

яблоко – красное, круглое, сочное

-Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).

Какое? Какая? Какой?

-Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

- У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.

Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)

- Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)

- В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.

3.Физминутка

Мы шагаем по дороге

Поднимаем наши ноги

Быстро-быстро побежали,

А потом присели, встали

Прыг-скок, прыг-скок,

А потом присели – всё!

 

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)

В руку мячик я возьму -

раз сожму, два сожму,

И в другую положу -

раз сожму, два сожму,

Меж ладошек положу –

покружу-покружу,

По всем пальчикам пройду

И на место положу.

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам ( развитие навыка словообразования)

- Решите пример и запишите словосочетание, которое получится  из слов, путём сложения:

солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба

Проверка (на доску выставляется образец логопеда):

             солнечный день

             домашний уют

             яблочный сок

             снежная баба

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

- Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.

- Необходимо записать предложения в правильной последовательности.

- Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

- Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).

                           

                                  ТЕКСТ

               Учились они во втором классе.

               В большом автобусе ехали Катя и Надя.

               Катя уступила тёплое место бабушке.

               В автобус вошла старенькая бабушка.

 

 

V. Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.

Например: логопед – небо, ученик – голубое.

Слова:  мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.

 

VI. Итог. Оценка.

- Наше занятие подошло к завершению.

- С какими словами мы сегодня работали?

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

- Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?

- Ребята, вы  молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.