Технологическая карта урока «Знакомство со сказкой К. Ушинского "Колобок"»

Технологическая карта урока
Авторы: Бородина Е.А. — учитель, Махова А.С. — учитель-логопед
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Тема урока |
Знакомство с художественным произведением «Колобок» |
Педагогическая цель |
Познакомить обучающихся с художественным произведением «Колобок». |
Задачи |
Образовательная: организовать знакомство с героями сказки на зрительном, тактильном, звуковом уровне. Развивающая: развивать связную речь путем вовлечения детей в беседу. Воспитательная: формировать у детей любовь к сказкам. Коррекционные: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении; коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание. |
Тип урока |
Изучение нового |
Планируемые результаты
|
Проявляют интерес к сказке, желание принять участие в обыгрывании сказки. |
БУД (базовые учебные действия) |
Адекватно используют ритуалы школьного поведения (садиться за парту по звонку, поднимать руку, выходить из-за парты). Подражают действиям, выполняемым педагогом. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Сказка, Колобок, баба, дед, заяц, волк, медведь, лиса. |
Образовательные ресурсы |
Русская народная сказка «Колобок». |
Оборудование |
Куклы би-ба-бо, дидактический материал, графомоторные дорожки, пазлы, карточки, деревянный настольный кукольный театр |
|
|
Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа
|
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
1. |
Организационный момент
|
- Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности обучающихся к уроку. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Прозвенел уже звонок, начинается урок. Руки – на месте! Ноги – на месте! Локти – у края! Спинка – прямая! Здравствуйте, дети! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся шепотом, громко, радостно, грустно. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Фронт. Индив. |
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
|
Работа с календарем природы.
|
Какое сегодня число? Какой месяц? Время года? День недели? Какая погода сегодня?
|
1) Выполняют задания. 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Отвечают на вопросы учителя.
|
Фронт. Индив. |
3. |
Сообщение темы урока |
Представление и знакомство с героями сказки (кукольный театр).
Демонстрация бабушки и дедушки.
|
У нас сегодня есть еще один гость, а кто он – вы узнаете из загадки. Бабка из муки в печи испекла не калачи, круглый он, румяный бок - это вкусный …. (Колобок) Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Колобок». Жили-были дед и баба. Попросил дед бабу испечь колобок. Взяла бабка муку и воду, замесила тесто. Давайте поможем бабке слепить колобка!
|
Отвечают на вопросы учителя
|
Фронт.
|
4. |
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
|
Пальчиковая гимнастика |
Тесто мнем, мнем, мнем, тесто жмем, жмем, жмем, колобка мы испечем. Остудили (долгий выдох через рот), на окно положили. Колобок лежал-лежал, да и в лес убежал! Молодцы!
|
Дети по показу выполняют движения.
|
Фронт. Индив.
|
5. |
Продолжение сказки.
|
Демонстрация колобка. Демонстрация зайчика.
|
Слепила бабка колобка и поставила его в печь. Когда колобок испекся, она вытащила его из печки и поставила остудить на окошко, а сама ушла. Давайте рассмотрим колобка хорошенько. Посмотрите, какие румяные щечки у нашего колобка. Где у вас щечки? (отработка жеста, повтор жеста за учителем). А глазки у колобка есть? Где? А у вас? А носик? А ротик? А ушки? (дети показывают глазки, носик, ротик, ушки у колобка и у себя) Колобок полежал, полежал, остыл и выпрыгнул из окна, покатился в лес. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему – зайчик: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и от тебя, зайка, уйду!» Прыг от зайки в сторону и убежал. |
Отвечают на вопросы учителя
|
Фронт.
|
6. |
Работа с графомоторными дорожками.
|
|
Давайте, мы с вами нарисуем, как красиво прыгает зайка. И колобка тоже нарисуем.
|
Рисуют фломастерами на графомоторных дорожках.
|
Индив.
|
7. |
Продолжение сказки
|
Демонстрация волка.
|
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему – волк! Говорит волк колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайчика ушел и от тебя, волк, уйду!». И покатился колобок дальше. А серый волк завыл от досады.
|
|
|
8. |
Артикуляционная гимнастика.
|
|
«Песня волка» (уууууууууу) – на одном выдохе. «Голодный волк» - втянуть щеки. «Сытый волк» - надуть обе щеки, затем каждую поочередно.
|
Дети по показу выполняют движения.
|
Фронт. Индив.
|
9. |
Продолжение сказки
|
Демонстрация медведя |
Пока волк пел свою песенку, колобок покатился дальше, только его и видели! Катится, катится колобок по дорожке, а навстречу ему – медведь. Говорит медведь колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок.! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайчика ушел, я от волка ушел, и от тебя, медведь, уйду!». Колобок допел свою песенку, прыг в сторону от медведя и убежал. Медведь рассердился, да как зарычит! А колобок катится себе дальше. Утомился колобок, у него румяный бок, утомился не на шутку – надо сделать физминутку!
|
|
|
10. |
Физминутка
|
|
По дорожке, по тропинке (бегут на носочках, держа руки на поясе) между сосен – прыг да скок – (прыгают на носочках, держа руки на поясе) очень весело, игриво (поставив руки на пояс, круговые движения головой) покатился колобок. Он от бабушки ушел, и от дедушки ушел (поставив руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) покатился, заблудился непослушный колобок! Прыг-скок, колобок (прыжки на месте) вкусненький, румяненький, он похож на пирожок (лепить пирожок) с изюминкой маленькой (развести руки в стороны и свести их вместе).
|
Дети по показу выполняют движения.
|
Фронт. Индив.
|
11. |
Работа со шнуровкой.
|
|
Медведь рассердился на колобка и ушел, а его медвежата остались. Посмотрите, какие они растеряши! Давайте поможем малышам и пришьем им варежки к курточкам, а одеяла к пододеяльникам.
Какие вы молодцы, замечательно справились с заданием!
|
Самостоятельное выполнение заданий.
|
Индив.
|
12. |
Продолжение сказки
|
Демонстрация лисы. |
Катится колобок по лесу. А навстречу ему идет хитрая рыжая лиса. Увидела она колобка и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок: «Не ешь меня, я тебе лучше песенку спою! Я – колобок, румяный бок! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайчика ушел, я от волка ушел, от медведя ушел и от тебя, лиса, уйду!». Но лиса была очень хитрая. Говорит колобку: « Что-то я стала стара, плохо слышать стала (показ на ухо). Сядь ко мне на носик и спой свою красивую песенку! Глупый колобок прыгнул на нос лисичке и только хотел запеть свою песенку, а лиса его «ам» - и съела. Съела лиса колобка и облизывается, животик поглаживает. Видите, какая беда случилась с колобком! А все потому, что был он очень непослушный! Что неправильно сделал колобок? Все верно – колобок убежал от бабушки и дедушки, а от взрослых убегать нельзя! Что еще неправильно сделал колобок? Он разговаривал с незнакомцами, а этого делать нельзя!
|
Дети повторяют «ам» и поглаживают себе животик. Отвечают на вопросы учителя
|
Фронт.
|
13. |
Работа с пазлами. |
|
Давайте соберем пазлы и вспомним всех героев этой сказки. Молодцы! Прекрасно справились с заданием! Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! |
Самостоятельное выполнение заданий |
Индив.
|
14. |
Рефлексия |
Работа с карточками.
Работа с песочницей и настольным кукольным театром.
|
Давайте вспомним нашу сказку. У вас на партах картинки – иллюстрации сказки «Колобок». Покажите, где колобок. Где бабка? Кого первого встретил колобок в лесу? Кого он встретил после зайчика? Кого после волка? После медведя? Кто съел колобка? Повторим еще разок.
|
Самостоятельное выполнение заданий. Выполняют задание вместе с учителем. Дети раскладывают на песке игрушечный домик, деревья, кусты, фигурки бабушки и дедушки, животных и по очереди рисуют дорожки, по которым катился колобок ко всем персонажам сказки. |
Фронт. Индив. Коллект.
|
15. |
Итог урока |
|
Дети, вам понравилась сказка про колобка? Вы сегодня замечательно поработали и в награду получаете вкусное печенье «Колобок». |
|
|