Методическая разработка внеклассного мероприятия «Фортепиано и фортепианная музыка» (5 класс)
«Знакомьтесь: фортепиано!»
методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках школьной недели музыки с интерактивным пособием для изучения темы
«Фортепиано и фортепианная музыка» в 5 классе
Автор: Лапина Светлана Александровна, учитель музыки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №3 г. Павлово Нижегородской области.
Предмет: «Музыка».
Тема: «Фортепиано и фортепианная музыка» (внеклассное мероприятие в рамках школьной недели музыки).
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса.
Цель: знакомство с историей фортепиано и особенностями фортепианной музыки разных композиторов.
Задачи:
- создать условия для развития умения распознавать знакомые музыкальные произведения по звучанию музыкального фрагмента;
- пополнить словарный запас учащихся, используя музыкальный словарь, возможности сервисов http://learningapps.org и http://www.spiderscribe.net, а так же средства программы Microsoft PowerPoint;
- активизировать познавательную деятельность, используя интерактивные игровые задания и кроссворд;
- воспитывать культуру слушания музыки.
Актуальность разработки заключается в восполнении существующего вакуума по теме «Фортепиано и фортепианная музыка» в курсе предмета «Музыка» в 5 классе (УМК «Музыка 5 класс» Критская Е. Д., Сергеева Г. П., 2014).
Ожидаемые результаты
Личностные |
Метапредметные |
||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
|
Смогут выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать и применить полученные знания для решения художественно-творческих задач. |
Получат возможность научиться внимательно и осмысленно слушать музыку во взаимосвязи со специальной терминологией, определять название музыкального произведения (музыкального инструмента) по его фрагменту (тембру), преобразовывать символы и схемы для решения познавательных задач. |
Получат возможность научиться полно и точно выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос. |
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с эталоном результаты деятельности. |
Тип урока – комбинированный.
Основные термины и понятия: клавесин, клавикорд, фортепиано, рояль, пианино, динамика, клавиатура, этюд, легато, ноктюрн, альбом, рондо.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер с выходом в интернет;
звуковые колонки;
мультимедийный проектор;
экран (интерактивная доска);
проигрыватель Windows Player, установленный по умолчанию операционной
системой, для воспроизведения медиа ресурсов.
Структура презентации
Презентация «Знакомьтесь: фортепиано!» содержит шесть блоков:
1 блок – «Информационный»
2 блок – «История»: знакомит учащихся с историей создания фортепиано, с особенностями звучания его предшественников (клавикорда и клавесина).
3 блок – «Композиторы»: знакомит с фортепианным творчеством композиторов разных эпох, содержит тестовые задания, ментальную карту «Моцарт» и викторину «Музыкальные шедевры».
4 блок – «Пианисты»: знакомит учащихся с многоступенчатостью музыкального образования, с известными пианистами разных стран.
5 блок – «Интересные факты»: знакомит с интересными фактами и событиями, связанными с фортепиано.
6 блок – «Письма тётушки Ф.»: содержат занимательный интерактивный материал.
Ход урока
Блок |
Содержание слайда |
Управляющие кнопки |
номер слайда |
Информационный блок |
Титульный слайд: название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора.
На пианино (рояле) в исполнении и по выбору учителя звучит фрагмент музыкального произведения. Учитель: «Приветствую вас в нашем музыкальном зале, я исполнила музыкальный фрагмент на одном из самых популярных музыкальных инструментов, вы узнали этот музыкальный инструмент? Верно, наша встреча посвящена ему: изящному и популярному, известному и неизвестному. Знакомьтесь: фортепиано!» |
На ФИО автора настроена гиперссылка, ведущая на слайд-визитку, с которого можно вернуться на титульный слайд с помощью управляющей кнопки. Переход на слайд 2 настроен по щелчку. |
1 |
Информационный блок |
Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации, материалы МК «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» - 8.
|
Переход со слайда 42 на слайд 43 по щелчку. На слайде 43 установлены управляющие кнопки: – возврат на слайд 2; – завершение просмотра презентации. |
42-43 |
Информационный блок |
Содержание (распределительный слайд): «История» «Композиторы» «Пианисты» «Интересные факты» «Письма тётушки Ф.» «В саду у тётушки Ф.» Учитель: «Обсудим содержание нашей музыкальной встречи, предположите, о чём пойдет речь». |
На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела презентации. Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник. – кнопка с гиперссылкой на информационные источники; – завершение просмотра презентации. |
2 |
История |
История: на слайде представлена схема, отражающая процесс становления фортепиано как многофункционального музыкального инструмента. Блоки в схеме появляются по щелчку на кнопку-триггер с нотами в верхнем левом углу слайда. Учитель: «Используя схему, составьте краткий рассказ об истории возникновения фортепиано. Какой из музыкальных инструментов самый древний? Какие музыкальные инструменты, представленные в схеме, вам не знакомы? Монохорд – древнегреческий однострунный щипковый музыкальный инструмент, «монос» – один, «хорд» – струна. Полихорд – «поли» – много, продолжите перевод по аналогии с предыдущим словом. Клавикорд и клавесин – близкие родственники современного фортепиано». |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
3 |
История |
Музыкальных дел мастер: на слайде портрет мастера по изготовлению музыкальных инструментов Бартоломео Кристофори. На портрет Б. Кристофори настроен триггер, кликнув по портрету, можно познакомиться с краткой информационной справкой.
Учитель: «Рассмотрите картину и ответьте на вопрос: можем ли мы с уверенностью сказать о том, что это портрет человека, который жил более 300 лет назад? Почему? Предположите, как связаны фортепиано и Бартоломео Кристофори?» После «Справки» учитель произносит слова: «Клавесин с тихим и громким звучанием позднее стал называться «фортепиано», с тех пор он почти не изменился». |
Переход на слайд 5 осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку. |
4 |
История |
Особенности звучания: на слайде в таблице изображения клавикорда, клавесина и фортепиано. Слайд озвучен, на изображения музыкальных инструментов настроены триггеры, для того, чтобы послушать музыку, исполненную на клавикорде, клавесине, фортепиано нужно нажать на картинку того или иного инструмента.
Учитель: «Предлагаю внимательно послушать музыку, исполненную на разных музыкальных инструментах и охарактеризовать особенности звучания каждого». Выбор инструмента (фрагмента для слушания) вполне возможен по желанию детей. После прослушивания каждого фрагмента предлагается обсудить особенности звучания того или иного инструмента с помощью подсказок в третьем столбике таблицы. По просьбе учителя присутствующие на мероприятии юные пианисты объясняют значение слова «динамичный» (от слова «динамика» – сила, громкость звука, «динамичный» – способный звучать с разной силой звука, громко и тихо). |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку. |
5 |
История |
Фортепиано: на слайде объяснение понятия «фортепиано», изображения пианино и рояля с настроенными на них триггерами для визуального подтверждения некоторых отличий пианино от рояля.
Учитель: «Рояль и пианино – музыкальные инструменты, относящиеся к одной группе, но у них есть некоторые отличия. Какие?» Правильный ответ: у пианино струны натянуты вертикально, у рояля – горизонтально. |
Переход на слайд 2 осуществляется по управляющей кнопке . |
6 |
Композиторы |
Композиторы: распределительный слайд одноимённого блока.
Учитель: «Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский – композиторы, в творчестве которых особое место занимает фортепианная музыка. Познакомимся с популярными музыкальными произведениями этих композиторов. С некоторыми вы, возможно, знакомы». Выбор для знакомства с творчеством композиторов по желанию детей. |
На фамилию каждого композитора установлена гиперссылка, ведущая на соответствующий слайд. Возврат на слайд 2 осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
7-15
7 |
Композиторы |
Вольфганг Амадей Моцарт: на слайде установлена фигура SmartArt. Слайд озвучен, по щелчку на кнопку-триггер с нотами звучит тот или иной, обозначенный в фигуре SmartArt, музыкальный фрагмент.
Учитель предлагает послушать фрагменты музыкальных произведений В. А. Моцарта и убедиться в том, что прозвучавшая музыка известна и узнаваема всеми участниками мероприятия. Возможно исполнение музыки юными пианистами, приглашёнными на мероприятие. Учитель: «Какое из прослушанных произведений вам знакомо? Где вы слышали (впервые услышали) эту музыку? Знали ли вы, что музыка написана композитором В. А. Моцартом? Что вы знаете о композиторе и его музыке? Ребята подготовили рассказ о жизни и творчестве В. А. Моцарта, послушаем». Заранее подготовленные учащиеся выступают с короткими справочными сообщениями о жизни и творчестве В. А. Моцарта. Справка. Австрийский композитор-виртуоз, проявивший свои незаурядные способности в четырёхлетнем возрасте. Сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Моцарт был отличным танцором, особенно красиво он танцевал менуэт. Моцарт любил канареек и скворцов, собак и лошадей. Совершал ежедневные прогулки верхом в пять утра. В. А. Моцарт, в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая показала новый для того времени музыкальный инструмент во всём блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано. Работа с ментальной картой «Моцарт» |
Возврат на слайд 7 (распределительный в разделе «Композиторы») осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
8 |
Композиторы |
Людвиг ван Бетховен: на слайде установлена фигура SmartArt. Слайд озвучен, по щелчку на кнопку-триггер с нотами звучит тот или иной, обозначенный в фигуре SmartArt, музыкальный фрагмент.
Учитель: «Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор и пианист. В детстве Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучил итальянский и французский, много читал. Из-за болезни композитор потерял слух, сохранились уникальные исторические документы, «разговорные тетради», в которые друзья Бетховена записывали для него свои реплики, а он отвечал либо устно, либо в ответной записи. Музыка для фортепиано занимает особое место в творчестве композитора». Учитель распределяет присутствующих на мероприятии по группам: учащиеся 5 класса, юные пианисты, гости и родители. Учитель: «Послушайте фрагменты самого известного произведения Бетховена во всей классической музыке, так называемой «Лунной сонаты», выбирая название той или иной части. Вставьте название частей сонаты во фразы композитора Д. Б. Кабалевского». Цитаты записаны на доске (в случае проведения мероприятия в музыкальном зале это может быть переносная доска, расположенная под сценой) и открываются для чтения после слушания музыки: «В этой части буйное стремление вырваться из оков страданий и печали…» (задание для группы учащихся 5 класса); «Согласны ли вы с утверждением о том, что в 1 части сонаты музыка звучит с такой скорбью, какой никогда не слышали?» (задание гостям и родителям); «В этой части такая светлая и в то же время такая печальная улыбка, какой раньше и не замечали…» (задание для учащихся фортепианного отделения музыкальной школы). Правильные ответы – по порядку 3 часть, 1 часть, 2 часть. Возможно исполнение музыки юными пианистами, приглашенными на мероприятие, учителем. |
Возврат на слайд 7 (распределительный в разделе «Композиторы») осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
9 |
Композиторы |
Фредерик Франсуа Шопен: на слайде установлена фигура SmartArt. Слайд озвучен, по щелчку на кнопку-триггер с нотами звучит тот или иной, обозначенный в фигуре SmartArt, музыкальный фрагмент.
Некоторые биографические данные Ф. Ф. Шопена и музыкальные произведения композитора знакомы учащимся из школьного курса «Музыка». В зале, под сценой, расположены столы (парты), на них музыкальные словари, листы бумаги для записи, карандаши, карточки-подсказки на листах плотной бумаги со словами «фантазия – воображение», «экспромт – быстрый», прелюдия – начало», «ноктюрн – ночной». Учитель предлагает присутствующим послушать фрагменты музыкальных произведений Ф. Ф. Шопена и узнать значение слов «фантазия», «экспромт», «прелюдия», «ноктюрн», воспользовавшись музыкальным словарём. Для работы со словарём учитель приглашает желающих. Когда работа будет выполнена, учитель предлагает тем, кто работал со словарём, познакомить присутствующих со значением слов «фантазия», «экспромт», «прелюдия», «ноктюрн», с помощью магнитов прикрепляет к доске заранее приготовленные карточки-подсказки. Справка. Фантазия – от греческого «воображение», инструментальная музыкальная пьеса с элементами импровизации. Экспромт – от латинского «быстрый», музыкальное произведение (как правило, написанное для фортепиано), название композиторы дают небольшим пьесам, обычно порывистого характера. Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. Когда-то прелюдии предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному музыкальному произведению (отсюда название от латинского «перед игрой»). Ноктюрн – от французского «ночной», пьеса лирического, мечтательного характера. |
Возврат на слайд 7 (распределительный в разделе «Композиторы») осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
10 |
Композиторы |
Петр Ильич Чайковский: слайд, с которого осуществляется переход к слайдам с тестовыми заданиями. Некоторые биографические данные о П. И. Чайковском и музыкальные пьесы из «Детского альбома» знакомы учащимся из школьного курса «Музыка». Учитель: «Детский альбом» П. И. Чайковского написан композитором для фортепиано, вспомним знакомые мелодии!»
|
Переход на следующий слайд осуществляется по щелчку. |
11 |
Композиторы |
Тестовое задание: на слайдах список с названиями музыкальных произведений (танцев) из «Детского альбома» П. И. Чайковского и звуковые файлы. Прослушав музыкальный фрагмент, нажав на кнопку с нотами, нужно выбрать название танца (определить, какая пьеса из «Детского альбома» прозвучала). На текст (названия танцев) установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название танца, появляется картинка-подтверждение, остальные триггеры исчезают. В случае не правильного ответа, по щелчку на выбранное название танца, триггер исчезает. Вид слайда до выбора ответа.
Вид слайда с правильным ответом.
Вид слайда с неверным выбором.
Правильные ответы – «Мазурка», «Вальс», «Камаринская», «Полька». Возможно исполнение музыкальных фрагментов воспитанниками музыкальной школы (гостями мероприятия). |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку. Возврат на слайд 7 (распределительный в разделе «Композиторы») осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку. |
12-15
15 |
Пианисты |
Пианисты: на слайде изображение ступеней музыкального образования. На картинки настроены триггеры, по щелчку на каждое изображение появляется поясняющий текст.
Учитель: «Чтобы стать профессиональным пианистом, нужно учиться игре на пианино с малых лет в музыкальной школе. После окончания школы – в музыкальном колледже, а по окончании колледжа продолжить обучение в консерватории. Продолжите фразу «Пианист – это музыкант…», часто слова «пианист» и «виртуоз» употребляются вместе, объясните значение слова «виртуоз». |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
16 |
Пианисты |
Виртуозы XX и XXI веков: на слайде страницы альбома с портретами известных пианистов-виртуозов. На слайде применён прием «Листание». Листание страниц в книге происходит по щелчку на каждую страницу.
Учитель: «Прочтите цитату русского композитора и пианиста Антона Рубинштейна, что он имел в виду, говоря о движениях пальцев и о движениях души? Любой может научиться играть на пианино (это всего лишь движения пальцев), но не каждый пианист исполнит музыку мастерски, прочувствовав замысел композитора, с душой. Пролистаем альбом и познакомимся с пианистами-виртуозами разных времён». Справка. Денис Мацуев, российский пианист-виртуоз. Любит джаз, играть в футбол, теннис, боулинг. Болеет за футбольный клуб «Спартак». Часто бывает в родном городе Иркутск и на озере Байкал. Евгений Кисин, Ланг Ланг, Михаил Плетнёв – современные пианисты с мировым именем, искусство игры на рояле этих пианистов – в глубоком понимании музыки разных авторов и в безупречной виртуозной технике. Ван Клиберн, американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского. Владимир Самойлович Горовиц, пианист-виртуоз, произведение, которое сделало его известным, – знаменитый «Первый концерт для фортепиано с оркестром» Петра Ильича Чайковского. В Германии в гостинице к совсем ещё неизвестному исполнителю подошли и предложили заменить женщину - солиста, которая внезапно почувствовала себя плохо. «Сможете играть через два часа?» – спросили Владимира, он согласился. Без всякой репетиции пианист пришёл в зал. Он немного поговорил с дирижёром о темпе исполнения, и дирижёр, не особо уже надеясь на удачный вечер, просто попросил пианиста следовать за оркестром. Успех был потрясающим. Ошеломленная публика аплодировала стоя! Последний концерт пианист дал в возрасте 85 лет. Сергей Васильевич Рахманинов, русский композитор и пианист-виртуоз, первым учителем для Сергея Рахманинова стала мама, которая уже с 4 лет начала учить его музыке. Гениальный пианист мог легко одной рукой охватить 12 белых клавиш. Композитор вынужден был покинуть Россию и до конца своих дней жить заграницей. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, композитор собрал в Нью-Йорке благотворительный концерт, все полученные средства передал в Россию. На его деньги был построен самолёт, экипаж которого отважно сражался с врагом. Святослав Теофилович Рихтер, за 55 лет работы на сцене дал 3600 концертов в 36 странах мира. В его репертуаре более 27 тысяч музыкальных произведений. Пианист знал наизусть все произведения, которые были написаны известными композиторами в течение 200 лет. Учитель: «Играй всегда так, будто тебя слушает артист!» призывал музыкантов композитор Роберт Шуман. Послушайте пьесу Шумана «Смелый наездник» в исполнении совсем ещё юного пианиста». |
Возврат на слайд 2 осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку. |
17 |
Интересные факты |
Уличное фортепиано: на слайде фотография уличных пианино и пояснительный текст. Учитель знакомит участников мероприятия с интересными фактами о фортепиано, читая информацию со слайда. Учитель: «Добро пожаловать в музей интересных фактов. В 2008 году в городе Бирмингем (Великобритания) были размещены 15 инструментов, и в течение трёх недель любой желающий мог сыграть на пианино или послушать тех, кто это делает». |
Переход к следующему слайду по щелчку. |
18 |
Интересные факты |
Самое маленькое фортепиано: на слайде фотография самого маленького пианино в мире. Учитель: «В Японии изготовили самое маленькое пианино в мире: высотой 17 сантиметров и почти 25 сантиметров шириной. Инструмент имеет полных 88 клавиш. Играть на таком инструменте трудно, так как ширина каждой клавиши всего лишь 5 миллиметров». |
Переход к следующему слайду по щелчку. |
19 |
Интересные факты |
Самое большое фортепиано: на слайде фотография самого большого пианино в мире. Учитель: «Наша экскурсия продолжается. Самый большой рояль в мире занесён в «Книгу рекордов Гиннеса» в 2010 году. Его длина более трёх метров, вес более тонны». |
Переход к следующему слайду по щелчку. |
20 |
Интересные факты |
Самое необычное фортепиано: на слайде фотография самого необычного пианино в мире. Учитель: «Рояль-кит. Польский дизайнер во сне увидел оригинальный рояль-кит. Рояль впечатляет своей изящной формой и цветовой гаммой. У рояля не только необычный дизайн, но и фантастическое звучание». |
Переход к следующему слайду по щелчку. |
21 |
Интересные факты |
Рояль: как это сделано: на слайде используется интерактивный приём «Лента», демонстрирующий процесс изготовления рояля на фабрике музыкальных инструментов. Смена изображений и пояснительного текста к ним происходит по щелчку на кнопку-триггер . Учитель комментирует ход событий, читает пояснительный текст к изображениям. Учитель: «В 1836 году в городе Зезен в Германии краснодеревщик Генрих Стейнвей изготовил дома на кухне первый рояль. Производство рояля на заводе Steinway начинается с боковой стенки, которая изготавливается из клёна. Рабочие закрепляют её в специальном прессе для придания боковине округлой формы. Затем боковину ставят вертикально в специальное помещение при температуре 29,5 градусов по Цельсию на 10 - 16 недель. Из ели изготавливается резонансная дека - большая деревянная пластина с брусками в центре. Боковые стенки рояля образуют корпус, внутри устанавливается чугунная рама, на которую позже будут натянуты струны. После того как дека и чугунная рама закреплены в корпусе, рояль готов к установке струн. Далее делают молоточки из войлочной ленты. Каждый молоточек крепится к клавиатуре. Механизм одной клавиши состоит из 57 отдельных частей. Устанавливает необходимое натяжение струн настройщик. В производстве роялей используется много редких пород дерева: красное дерево, орех, эбеновое (чёрное) дерево. На создание одного рояля уходит почти год. Рояль состоит из 12 тысяч деталей. Каждый день завод Steinway производит примерно 4 рояля. Ван Клиберн выиграл конкурс имени Чайковского в 1958 году на рояле Steinway». Учитель: «С творчеством пианистов-виртуозов мы обязательно продолжим знакомство». Переход со слайда «Содержание» в раздел «Письма тётушки Ф.» осуществляется после слов учителя: «Тётушка Ф. Интересно кто это?» |
Возврат на слайд 2 осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
22 |
Письма тётушки Ф. |
Письма тётушки Фортепиано: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер с нотами в верхнем левом углу слайда. Учитель: «Тётушка Фортепиано спрашивает: «Как называется устройство для настройки музыкальных инструментов?»
Правильный ответ – камертон. |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
23 |
Письма тётушки Ф. |
Письма тётушки Фортепиано: на слайде использован приём «Задание на подстановку». Текст задания появляется по щелчку на кнопку-триггер с нотами в верхнем левом углу слайда. На плашки с тексом настроены триггеры, по щелчку текст занимает нужное (правильное) место в строке стихотворения.
Учитель: «Поможем тётушке Фортепиано вставить пропущенные слова». Работать можно в том порядке, какой выберут ученики. Правильные ответы по порядку – педали, крыло, парус, пианист. |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
24 |
Письма тётушки Ф. |
Письма тётушки Фортепиано: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер с нотами в верхнем левом углу слайда. Учитель: «Тётушка Фортепиано спрашивает: «Как называется музыкальное произведение для двух исполнителей?»
Правильный ответ – дуэт. В исполнении ансамбля (дуэта) юных пианистов звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Сладкая грёза». |
Переход на следующий слайд осуществляется по гиперссылке, установленной на управляющую кнопку . |
25 |
Письма тётушки Ф. |
Письма тётушки Фортепиано: на слайде использован приём «Работа с картой». Карта появляется по щелчку на кнопку-триггер с нотами в верхнем левом углу слайда. По щелчку на карту появляется правильный ответ. Учитель: «Тётушка Фортепиано интересуется «В каком городе Австрии родился В. А. Моцарт?»
Правильный ответ – Зальцбург. |
Управляющая кнопка для перехода на следующий слайд появляется после правильного ответа. |
26 |
Письма тётушки Ф. |
Письма тётушки Фортепиано: на слайде использовано задание на соответствие. Задание появляется по щелчку на кнопку-триггер с нотами в верхнем левом углу слайда, по второму щелчку появляется правильный ответ. Учитель: «Тётушка Фортепиано просит соотнести профессию музыканта с картинкой».
Правильные ответы по порядку – флейтист, пианистка, барабанщик. |
Управляющая кнопкадля перехода на следующий слайд появляется после правильного ответа. |
27 |
Письма тётушки Ф. |
Кроссворд тётушки Фортепиано: на слайде правила разгадывания кроссворда, которые появляются по щелчку: Прочитайте вопрос. Назовите слово. Чтобы проверить правильность ответа, нажмите на кнопку с нотами. По этому алгоритму выполняйте задания дальше. Учитель: «Тётушка Фортепиано предлагает разгадать кроссворд. Познакомимся с правилами разгадывания кроссворда».
|
Переход на следующий слайд по щелчку. |
28 |
Письма тётушки Ф. |
Кроссворд тётушки Фортепиано: на слайде кроссворд и задания к нему. Учитель предлагает разгадать кроссворд, читает вопросы-задания. Ответы появляются по щелчку на кнопку-триггер с нотами . Задание 1. Музыкальный инструмент, в переводе с французского – королевский. Задание 2. Ряд чёрных и белых клавиш рояля. Задание 3. Виртуозная пьеса для развития беглости пальцев. Задание 4. Связное исполнение звуков. Задание 5. Название инструментальной пьесы от французского «ночной». Задание 6. Сборник музыки. Задание 7. Форма музыки с чередованием рефрена и эпизодов.
Правильные ответы – рояль, клавиатура, этюд, легато, ноктюрн, альбом, рондо. Музыкальная викторина «Музыкальные шедевры». Так и живёт с нами фортепиано – самый универсальный и один из популярных музыкальных инструментов, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой». Я уверена, что, несмотря на огромное количество модной и популярной музыки, музыка в исполнении фортепиано – «музыка на все времена»! Рояль и пианино будут жить и приносить радость людям ещё много лет, десятилетий и даже столетий! До новых встреч!» |
После того, как все клеточки кроссворда будут заполнены, появляется управляющая кнопка для возврата на слайд 2. |
29 |
Интернет-ресурсы
Моцарт (слайд 8)
Бетховен (слайд 9)
Фантазия, экспромт, прелюдия, ноктюрн (слайд 10)
Интересные факты (слайд 17)
Уличные пианино (слайд 18)
Как делают рояли (слайд 22)
Литература
Кабалевский Д. Б. Про три кита и многое другое. Пермское книжное издательство.
Тонкова Энглена Александровна
Серавина Жанна Алексеевна