Доклад «Сказкотерапия как один из методов повышения мотивации учения младших школьников»

2
0
Материал опубликован 21 February 2017

Улазаева Ирина Васильевна

Педагог-психолог,

Учитель биологии.

«Сказкотерапия как один из методов повышения мотивации учения младших школьников»

«Сказка – быль, да в ней намек…»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,  закладываются  в младшем школьном возрасте.  Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.  Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение  проблемы  мотивации учения  школьника.

Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается  не один, а целый ряд различных свойств, которые  можно разбить на следующие группы:

· учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний,  познавательная потребность, любознательность и др.);

· непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);

· перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Коррекция сложившейся ситуации возможна и необходима. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы.

Демотивировать учащегося может принятый в семье стиль воспитания. Однообразие форм работы также может способствовать потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой вообще довольно мало возможностей для индивидуальной активности учащегося. Демотивирует и однотипность упражнений. Учащегося демотивирует также способ организации обратной связи, если в обратной связи акцентировано «оценивание», похвала и критика не разнообразны, не конкретны или субъективны, настраивают на конкуренцию, а не на позитивное отношение к самому выполнению задания.

Методы повышения учебной мотивации.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной  учебной деятельности у школьников необходимо проводить целенаправленную работу.

Такая структура способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом учебной деятельности.

Чтобы развить учебно-познавательную мотивацию, необходима такая деятельность, которая опиралась бы на их потребности.

Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.

Одним из методов повышения учебной мотивации младших школьников является сказкотерапия.

Сказкотерапия.

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказкотерапия рассматривает сказки как средство выражения и проявления психических аспектов. Она формирует в человеке способность к обучению, саморазвитию, способствует естественной коммуникации. Развивает умение видеть оборотную сторону проблемы. Пробуждает Веру в собственные силы. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения. Снижает уровень агрессивности и тревожности.

Сказки отлично воздействуют на детскую психику, поскольку нравоучения в них завуалированы. Волшебные истории восстанавливают душевное спокойствие, дают силы, с ними ребенок переживает те эмоции, которые развивают в нем фантазию, мышление, воображение. Со сказкой удается избежать скучных будней, рутины, почувствовать новые, раньше не испытываемые положительные эмоции.
Сказкотерапия для младших школьников может заключаться как в собственно чтении той или иной сказки «в тему», так и в сочинении своего варианта – старой сказки на новый лад – или же в воссоздании как бы «живьем» картинки, связанной с психологической проблемой ребенка, с помощью сказочных героев, т.е. в своеобразном проигрывании возникшей ситуации. Неплохой ход – рисование на сюжет сказки, лепка, просмотр сказок, мультфильмов.

Занятия такого рода помогают ребенку не только «познакомиться» со своим страхом, но и, поняв, побыстрее справиться с ним.

В чём польза сказки?

Сказочный мир притягивает детей своим волшебством и теплотой, окунаясь в который можно уйти от нависших проблем и действительно поверить, что всё будет хорошо, а ведь именно так заканчиваются все без исключения сказки. Образы храбрых молодцев, смелых принцев, добрых фей, красивых принцесс учат детей не быть злодеями, которые всегда проигрывают и остаются наказанными.

Оказывая положительное воздействие на сознание ребёнка, через тайны и колдовство простым и понятным языком сказочное творчество доводит для него моральные законы, которые следует соблюдать при  проживании в обществе совместно с другими индивидами, главные понятия нравственности про «хорошо» и «плохо». Причём для лечения сказкой возраст не имеет границ: найти выход из ситуации и научиться жить по законам доброты и справедливости свойственно «и малу, и велику».

Научиться различать плохие и хорошие поступки, бороться со страхами, стать отзывчивым и уверенным в своих силах – всё это могут сказки через своих героев, которые для детей являются реальными персонажами, потому что «жили-были…».

Какие бывают сказки?

Как бы нам не казалось на первый взгляд, что эти произведения все на один лад, всё-таки психологи в целях правильного влияния на душевное состояние ребёнка при использовании сказкотерапии  разделяют их на группы.

Художественные (авторские и народные) сказки. Хорошо знакомые с детства, они закладывают основные моральные принципы и правила поведения, которые впоследствии послужат ребёнку постулатом при построении общения. Рекомендуют их для занятий со школьниками, в поведении которых присутствуют агрессивность, жадность, хвастовство, недоброжелательное отношение к окружающим, как метод коррекции ненужных для него черт характера.

Дидактические, или обучающие сказки. Подходят для любого возраста, потому что учиться никогда не поздно. Они указывают на пути выхода из ситуаций, через оживлённые цифры и буквы учат письму и счёту, с говорящими запятыми помогают развивать грамотность, знакомят с окружающим миром.

Диагностические сказки. Их предназначение – проанализировать эмоциональное развитие и нервно-психическое состояние ребёнка на определённом этапе для оказания своевременной психологической помощи и корректировки его поведения. Специалисты уверены, что именно так можно подобрать золотой ключик к скрытому от глаз внутреннему миру малыша, а список предпочитаемых ребёнком сказок может стать лакмусовой бумажкой для определения характера и условий его жизни.

Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкой коррекции поведенческих функций детей, заменяя непродуктивный стиль на эффективный и превнося теплоту в душевное состояние.

Инструкции по сказочному лечению

Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекции и здоровьесберегающей технологией, широко применяемой психологами:

сохраняя здоровье детей;

создавая благоприятный эмоционально-психологический климат на занятиях;

снижая количество стрессовых ситуаций в процессе обучения в школе и в повседневной жизни.

Применять её можно, рассказывая о герое, схожем с ребёнком, либо непосредственно о ребёнке, который выступает основным персонажем.

В первом случае придумываются коррекционные рассказы, используя аналогичные ситуации, давая ребенку возможность самостоятельно выбрать пути решения. Задача таких сказок – создать проблему и научить искать решения.

Во втором случае вспоминаются события и ситуации, с которыми герой-ребёнок сталкивался сам в своей жизни. На это могут указывать имена участников, адреса, времена года и иные моменты, помогающие вспомнить и идентифицировать когда-то уже случившееся. Цель – указать на неправильные действия и подсказать, как следует поступать.

Сказкотерапия может заключаться и в прочтении произведения «в тему». Так,

для особо хвастливых – «Заяц-хвастун», «Про двух хвастливых петухов», «Почему у свиньи рыло вытянутое»;

для склонных к жадности – «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Жадная собака»,

для непослушных – «Колобок», «Семеро козлят» и т.д.

для ленивых – «Золушка», «Морозко» и т.д.

для робких и от страха – «О трусливом зайце», «Как лисёнок победил страх».

Так же можно просматривать мультфильмы «в тему», а за тем проводить обсуждение:

- «Скзака о потерянном времени»;

- «Опять двойка»;

- «В стране невыученных уроков»;

- «Нехочуха» и т.д.

На каждый случай можно найти свою сказку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации