Занятие по развитию речи «Звук «Э», буква Э»
Тема: «Звук «Э», буква Э».
Цель: Познакомить детей с понятиями звук Э, буква Э.
Развитие способности различать звук Э на слух, букву Э зрительно.
Условные обозначения буквы Э, звука Э.
Задачи:
Образовательная: 1. Познакомить детей с гласным звуком Э и с буквой,
которой обозначается изучаемый звук Э.
2. Научить детей правильно произносить звук Э, подбирать
слова на звук Э.
3. Учить детей узнавать и писать букву Э.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие у детей слуховой и речевой памяти,
фонематического восприятия, мимики и просодических
компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
2. Развитие способности определять место звука в словах.
(Начало, середина и конец слова).
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Вспомните, каких птиц вы видели по дороге в детский сад?». К/упр.: «Улетают – остаются». Сегодня мы с вами выучим новый звук, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку: К нам во двор забрался крот. Роет землю у ворот. Много в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот. | Рассказы детей. Дети дают краткий ответ: «Да», «Нет» на вопрос педагога. Экскаватор |
| Если дети не могут самостоятельно отгадать загадку, показывается картинка с изображением экскаватора. | |
| - Произнесите слово Экскаватор, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук, мы слышим ? - Значит сегодня мы будем работать со звуком Э. Интересно, этот звук гласный или согласный? | Дети произносят Э – Э – Экскаватор Э. Гласный. |
3. |
Анализ звука Э. Педагог демонстрирует правильную артикуляцию гласного звука Э. Предлагает произнести звук Э громко и тихо. | Дети сами делают вывод: Э – гласный, так, как его можно произносить кратко, тянуть, спеть, произнести громко и тихо. |
4. | К/упр.: «Отгадайте загадку». На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет.
| Эхо. |
| Детям предлагается прослушать магнитофонную запись Эха. | |
5. 6. | К/упр.: «Подберите картинки на гласный звук Э». (Работа с предметными картинками). - Давайте назовём каждую картинку: - Какой звук мы слышим в начале слова? - Есть слова, в которых звук Э слышится в середине слова: поэт, дуэт. - Есть слова, в которых звук Э слышится в конце слова: алоэ (комнатное растение), каноэ (лёгкая спортивная лодка). Физкультурная минутка. | Дети работают с картинками, найденные - выставляют на доску. Экран, эскимо, этаж, эхо. Звук Э. |
7.
| - Мы уже знаем, что каждый звук обозначается буквой. У гласного звука Э, тоже есть своя буква, посмотрите на неё. Анализ буквы Э. Буква Э. Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка. - На что похожа буква Э? | Дети рассматривают печатную букву Э на доске. Прописывают большую букву Э в воздухе указательным пальцем правой руки. Ответы детей. |
| Предлагается из ниток выложить букву Э на бархатной бумаге. | |
8. |
К/упражнение: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков. | Дети рассматривают предложенную книжечку |
9. | На первой страничке закрасить букву Э красным цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Э. На третьей страничке обвести контур буквы Э по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предмета на звук Э. |
Шабанова Алёна