"Звук и буква Г"
Конспект подгруппового занятия «Звуки [г] и [г`], буква Г»
(1 класс)
Цель занятия: познакомить обучающихся с буквой Г и звуками [г] и [г`].
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
познакомить с графическим обозначением звуков — буквой Г;
развивать фонематический слух и восприятие;
совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей;
развитие общей и мелкой моторики
Коррекционно-образовательные:
продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
обогащение словарного запаса;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование: мячики су-джок, профили гласных звуков, сухой бассейн (лоток с фасолью), пластиковые буквы, картинки: грибы и сапоги, пластилин, камешки, кубик с картинками домиков для определения места звука в слове, изображение печатной и прописной буквы Г.
Ход занятия:
I. Оргмомент
Логопед. Здравствуйте ребята!
Произносим вместе
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Будем четко говорить,
И не будем мы спешить
II. Основная часть
Самомассаж мячиками су-джок
1. Игра «Прокати шарик-ежик и пропой песенку звука»
Логопед демонстрирует детям шарик су-джок, предлагает подержать его в руках, назвать и рассмотреть картинки (профили гласных звуков).
Логопед. У вас есть ладошки-дорожки, ежики сейчас побегут по ним (логопед катает шарики су-джок по ладони). Кладем ежика на дорожку и прикрываем его ладошкой, катаем его между ладонями и поем песенку. Покажите картинку, на которой мальчик говорит букву А. Давайте произнесем ее вместе (а-а-а). Покажите картинку, на которой мальчик говорит букву О. Давайте произнесем ее вместе (о-о-о). Покажите картинку, на которой мальчик говорит букву У. Давайте произнесем ее вместе (у-у-у). Покажите картинку, на которой мальчик говорит букву И. Давайте произнесем ее вместе (и-и-и). Дети произносят гласные звуки, одновременно катая шарик по ладони вперед-назад.
2. Игра спрячь ежика в ладошке
Дети попеременно сжимают ладонь с шариком (ёжик спрятался) и разжимают ее (ежик появился). Одновременно произнося текст.
Вот мой шарик – милый ежик,
Прячься ты в моей ладошке,
А потом вдруг появись,
Детям всем ты покажись.
3. Массаж кольцами
Логопед надевает массажное кольцо на каждый палец ребенка. Дети двигают их вверх-вниз.
Логопед
Ежик ходит по лесам,
По лесным тропинкам.
Протоптал немало стежек
Наш колючий умный ежик.
Дедушка-ежок
Пошел на бережок.
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Там промочишь ножки
И свои сапожки.
Самомассаж кистей и пальцев рук в сухом бассейне
Игровое упражнение кто спрятался на дне
Дети опускают кисти рук в сухой бассейн (контейнер наполненный фасолью).
Дети находят в сухом бассейне буквы.
Логопед. Ребята, что вы нашли? Как называются эти буквы?
Дети находят буквы Г и называют их.
Логопед. Ребята, посмотрите на рисунки на доске, назовите их (гриб, сапоги). Атрибутами какого времени года они являются? Верно, осени. Ребята, в этих словах есть наша буква Г? Какие звуки она даёт? Звуки [г] – гриб, [г`] – сапоги.
Логопед. Молодцы. Значит, с какой буквой мы сегодня познакомимся? С какими звуками?
4. Игра «Сделай букву Г»
Дети лепят буквы Г из пластилина, выкладывают из камешков, рисуют в воздухе, записывают прописную букву Г в тетрадях.
5. Физминутка
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону),
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед- назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками).
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.
6. Игра «Подружи буквы»
Логопед. Ребята, буква Г как гусь, она даже на него похожа, любит поплавать и понырять. Давайте ей в этом поможем.
Дети опускают кисти рук в сухой бассейн (контейнер наполненный фасолью). Дети находят в сухом бассейне буквы.
Логопед. Ребята, буква Г нашла буквы. Давайте их подружим с буквой Г. Какие получились слоги?
Дети. Га, го, гу, гы, гэ, ги, ге, гю, гё, гя.
Логопед. А какие звуки у буквы Г? Разделите слоги на 2 столбика: первый столбик – слоги с твёрдым звуком [г], второй – с мягким [г`].
7. Игра «Волшебный кубик»
Логопед. Ребята, поиграем в игру с необычным кубиком, будем по очереди подбрасывать его, ловить. На кубике нарисованы домики с окошками (начало, середина, конец) для слов, придумаем слова со звуками [г] и [г`].
8. Игра «Отгадай-ка»
Логопед. Ребята, повторяйте за мной и доскажите словечко, о чём я говорю? Какой звук в этих словах (твёрдый или мягкий)?
Га-га-га – у коровы есть …(рога)
Гу-гу-гу – в школу быстро я … (бегу)
Ги-ги-ги – если лужи, надень … (сапоги)
Ге-ге-ге – прыгай на одной … (ноге)
Го-го-го – скачет лошадь … (и-го-го)
9. Игра «Подружи словечки»
Логопед. Ребята, посмотрите, на доске словечки поссорились (Галя, Гена, много, и, набрали, грибы). Давайте их подружим и составим предложение правильно. Правильное предложение запишем в тетрадь.
10. Игра «Наоборот»
Тихо — громко
Веселый — грустный
Сытый — голодный
Сладкий — горький
Ласковый — грубый
Редкий — густой
Чистый — грязный
Шершавый — гладкий
Мелкий — глубокий.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед. Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились, какие звуки узнали?
На столе лежат осенние листья разных цветов (оранжевый, желтый, красный)
Логопед. Посмотрите у нас на столе лежат разноцветные осенние листья. Если вам понравилось занятие, было познавательно и интересно, возьмите желтый лист. Если вам еще что-то не понятно, вызывает затруднения, то возьмите оранжевый лист. И если вам не понравилось на занятии, было ничего не понятно, то возьмите красный лист. Подойдите к доске, здесь у нас есть дерево, прикрепите свои листья к дереву.
Молодцы!