Звук и буква «М». Звуковой анализ слогов «Мы», «Ми»
Мектеп алды дайарлық тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе «Гулдер»
Тәрбиеші/Воспитатель: Мироевская Т.В.
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет:основы грамоты и письма
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Здравствуй, Новый год!»
Тақырыбы/Тема:««Звук и буква «Н». Звуковой анализ слов «Ноты»
Мақсаты/Цель:
1. Тәрбиелік-воспитательная:Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности.
2. Дамытушылық-развивающая: Развитие фонематического восприятия, слухового контроля над речью.
3. Оқыту-обучающая: Знакомство со звуком [н]-[н’], буква Н; использование синих, зеленых и красных фишек, замена фишек на знакомые буквы; чтение слогов НА, НУ, НИ, НЫ, НО, НЭ и маленьких слогов НИ – НА. Рисование «На что похожа буква «М». «Н»Дорисовывание предметов
Педагогикалық технологиялар/пед технологии: информационно – коммуникативные, игровая, здоровьесберегающая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/ресурсное обеспечение: картинки с предметами, начинающимися на звук «Н», «Н/»; мяч, карточка с буквой Н; карточки с изображением гласных букв А,О,У,Ы,Е ;наборное полотно, демонстрационные и раздаточные карточки красного, синего и зеленого цвета для звукового анализа слогов, прописи по количеству детей; ручки.
Көптілділік компонент: мышь – тышқан- mouse
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/ организационный момент:
К нам в гости пришли вот эти буквы, давайте посмотрим на доску. Эти буквы вы уже знаете. Они хотят, чтобы вы их назвали.
– Назовём гласные (а,о,у,ы).
– Теперь согласные (м,с,х, ш, л).
– А чем отличаются гласные от согласных? (При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Их можно долго и громко произносить. А при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
Пришла ещё одна буква Н, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Н и поможем ей найти своё место в домике.
2.Негізі бөлімі/основная часть:
Пришла ещё одна буква Н, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Н и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе Н.
– При произнесении Н воздух проходит через нос. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами, звук может быть мягким (например, слоник) и твёрдым (например, слон).
– На что похожа Н?
– На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
– Да, Н похожа на лесенку.
– Из каких элементов состоит буква Н?
– Н состоит из двух длинных палочек, одинаковых по размеру, и одной короткой.
– Давайте выложим букву Н из палочек.
– Прорисуем в воздухе букву Н.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук Н. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук Н, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
- Звук Нкакой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.
У звука Н есть братик звук Нь. Давайте произнесём его.
Звук НЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.
Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”
произношу звуки, слоги и слова со звуками Н, Нь. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
Звуковой анализ слогов НЫ и НИ
- Назовите первый звук в слове НЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово НИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.
Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог НА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит НЯ.
НА - …(ня) АН - …(ань) Но - …(н ё) ОН - … (онь)
Н у - …(ню) УН - …(унь) Ны -…(ни) ЫН- …(ынь)
Нэ -… (не) Эн - …(энь). –
Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Знакомство с буквой “Н”
- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “Н”: -Палочка и палочка, между ними черточка. И понятно сразу всем, получилась буква Н
“- Взявшись за руки, мы встали, и на Н похожи стали” (двое детей изображают букву Н), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.
Чтение слогов.
Предлагаю посмотреть, как составляются слоги. Читаем вместе.
Предлагаю на наборном полотне составить слоги из Н и гласных.
Давайте теперь заселим букву Н в домик и прочитаем слоговые ряды: НА, НО, НУ, НЫ, НИ, НЭ
Печатание буквы «М».
Учимся печатать букву «Н».
Посмотрите, как пишется буква «Н». Есть буква заглавная и строчная.
-Для чего нужна заглавная буква? (с неё пишутся имен, фамилии, клички животных, Названия городов, а ещё с неё начинается предложение)
Строчная буква выглядит, как строчная, только поменьше ростом.
Сначала мы будем учиться печатать заглавную букву.
Высота заглавной буквы две клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой две клеточки, затем отступив вправо, две клеточки ставим ещё одну вертикальную палочку высотой две клеточки. Затем находим центр между нижними точками начерченных линий и соединяем их с верхними концами.
Отступив от напечатанной буквы одну клеточку вправо, печатаем следующую букву.Строчная буква помещается в одну клеточку.Ставим вертикальную палочку высотой одна клетка, рядом ставим вторую палочку, а затем, находя центр на нижней линии клеточки, соединяем его с верхними точками вертикальных палочек, рисуем, так называемую, «галочку».Приготовились к работе в тетрадях. Напоминаю о правильной осанке во время письма.
Работа детей в тетрадях в клеточку.После того, как дети написали две строчки предложить отдохнуть.
Наши пальчики писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнем.
На третьей строке буква заглавная и буква строчная чередуются.
-Молодцы. Вы хорошо потрудились. Выделяю детей, которые выполнили задание более качественно.
3.Қорытынды/итоговая часть:
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.
Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?