12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евдокимова Юлия Владимировна19
2

«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.

Урок в 1 «А» классе, учитель Евдокимова Юлия Владимировна

Литературное чтение и русский язык (Обучение грамоте и письму)

учебник Азбука В.Г. Горецкого, серия «Школа России».


Тема: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Цель: Закрепление знаний о звуке [ж], буквах  Жж; формирование навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения. 
Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний о звуке [ж], буквах Жж.

Метапредметные:
Регулятивные: сформируют умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Познавательные: сформируют умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; пересказывать прочитанное; внимание, мышление, познавательные интересы.
Коммуникативные: будут иметь возможность формировать умение работать коллективно; осуществлять взаимный контроль; слушать, слышать и понимать собеседника; формулировать свои мысли в устной форме.
Личностные : будут иметь возможность формировать умения определять общие правила поведения, адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор; презентация, электронный учебник Азбука В.Г. Горецкого, серия «Школа России».

На доске:

-  записано число и тема урока Звук [ж], буква Ж, ж (письменными буквами);

- схема (Речь устная письменная, звуки, буквы, слова, предложения, текст);

- мелом написаны слияния ЖЕ МИ ЖА КУ ПЫ ЖИ, слова - ж_вотные, морж_, еж_.

У детей:

- учебник Азбука В.Г. Горецкого;

- тетради Тесты по обучению грамоте О.Н. Крыловой часть 2, стр. 23, тест № 22, вариант 2


Ход урока:

Вводная часть. 
Прозвенел звонок, начался урок!
Слушаем, вникаем, задания выполняем!

Развитие речевого аппарата. Дыхательная гимнастика. 
Упражнение «Машина» (глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание двигателя автомашины: произносим громко ж-ж-ж-ж-ж)

Актуализация знаний, повторение изученного материала

- Какое самое важное отличие человека от животного? (речь)

- Что вы знаете про речь? Работа по схеме Речь. (Примерные ответы детей: Речь бывает устная и письменная. Устная речь от слова УСТА, состоит из звуков, устную речь мы слышим и произносим. Схемы квадратики красный, синий и зелёный обозначают звуки. Звуки бывают в слиянии и вне слияния. На письме звуки обозначаются буквами. Это письменная речь, её мы видим глазами и пишем карандашом, ручкой, мелом, на компьютере. Не всегда письменная речь такая же, как устная, и не всегда читается так, как написано. Из букв мы складываем и пишем слова, слова составляют предложения, из предложений можно составить текст).


Постановка целей и задач урока.


- Ребята! С какой темой мы вчера познакомились? (Звук [ж], буквы Ж, ж)

- Что интересного вы запомнили и можете рассказать?
- Что вы знаете о звуке [ж]? Расскажите.
(Примерные ответы детей:

- звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый непарный,

- на письме обозначается буквой Ж или ж,

- читаем твёрдо слияния ЖИ ШИ и ЖЕ ШЕ) 

- Чем сегодня мы будем заниматься?

Чтение с доски числа и темы урока (дети читают).


- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки. (Ж-Ш).
- Что вы можете рассказать о буквах Ж-Ш и звуках их обозначающих?
(буква Жж обозначает на письме звук [ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий, шипящий;
буква Шш обозначает на письме звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий)

- Какие правила мы должны помнить о правописании и чтении? (сочетания Жи Ши читай твёрдо, а пиши с буквой И;читаем твёрдо слияния ЖЕ ШЕ, пиши с буквой Е)

- Назовите слова с орфограммой - слияниями ЖИ ШИ и ЖЕ ШЕ) 

 (ножи, мыши, камыши, лыжи, чижи, жесть, шерсть и т.д.)


ВЫВОД: В русском языке УСТНАЯ и ПИСЬМЕННАЯ речь различаются: не всегда пишется так, как слышится, и не всегда читается так, как пишется.


Повторение изученного материала.

Работа у доски индивидуально и в тетради Тесты.

- Называем хором изученные буквы алфавита (электронный учебник, заставка Алфавит, см. приложение)

- Ребята! Посмотрите на доску. Что вы видите? (На ней мелом написаны слияния ЖЕ МИ ЖА КУ ПЫ ЖИ см. на доску)

- Какое задание можно придумать? (подчеркнуть буквы согласных зелёным или синим цветом, а буквы гласных – назвать устно)

- Кто желает на доске выполнить первое задание?

- Удобнее будет делать это задание одному или в паре? Выбирайте себе пару для работы. (выходят к доске, выполняют)

- все остальные дети открывают тетради Тесты по обучению грамоте О.Н. Крыловой часть 2, стр. 23, тест № 22, вариант 2 и выполняют задание 1 (см. в приложении).

- Проверка работы на доске (твёрдые согласные подчеркнули синим карандашом одной чертой в слияниях ЖЕ ЖА КУ ПЫ ЖИ, мягкие согласные подчеркнули зелёным карандашом двумя чертами в слиянии МИ).

- Самопроверка в тетрадях.

- Продолжаем выполнять задание 1. Читаем в тетради Тесты. Укажите правильную характеристику звука [ж] (выбирают и ставят галочку в нижней клетке  в тетради Тесты).

- Какое второе задание можно придумать? (мелом написаны слова - ж_вотные, морж_, еж_.)

- 3 человека выполняют на доске, кто желает?

- Все остальные дети в тетради Тесты по обучению грамоте О.Н. Крыловой часть 2, стр. 23, тест № 22, вариант 2 выполняют задание 2.

- Проверка работы у доски. Самопроверка в тетрадях.

- Прочитайте и объясните выбор буквы И.

- Молодцы! Аплодисменты всем!


Работа по электронному учебнику (см. в приложении)

- Ребята! Вы отлично поработали, переходим к работе с интерактивными материалами.

Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы ВНИМАТЕЛЬНО посмотрим мультфильм. ПОСЛУШАЕМ порядок действий. Какая ваша учебная задача? (запомнить последовательность событий). - Как вы думаете, зачем? (для того, чтобы понять и пересказать содержание по картинкам)

Дети смотрят мультфильм Медвежонок Жорж и Морж.

- Вам понравился мультфильм? Почему? (Морж угостил медвежонка мороженым, они подружились).

- Кто из вас любит мороженое? Давайте произнесём и послушаем слово МОРОЖЕНОЕ и определим, есть ли там звук [Ж]?

- Перескажем по картинному плану. Мне нужен помощник, переключать картинки. (1 ребенок работает мышкой компьютера, переключает кадры диафильма, ребята поочередно пересказывают текст по картинкам)

- Молодцы! Вы дружно вместе поработали и составили хороший ТЕКСТ. А что такое ТЕКСТ? (несколько предложений, связанных по смыслу) Можно ли озаглавить текст? Придумайте заглавие к этому тексту. (Медвежонок и Морж)

- Переходим к следующему заданию. Игра «4 слова». Мне нужен помощник для работы с компьютером – найти на картинке слова с буквой ж. Кто желает? (1 человек работает мышкой, все дети называют слова МОРЖ, МЕДВЕЖОНОК и положение буквы ж, в середине или в конце слова, слова с орфограммами СНЕЖИНКИ, МОРОЖЕНОЕ)


Первичное закрепление. Работа по учебнику Азбука.Чтение рассказа.
- Откройте учебники на странице 27.

- Прочитаем рассказ по цепочке.

- По ролям. Инсценировка.

- Как вам больше понравилось читать – по цепочке или по ролям? Почему?

- Как вы думаете, это сказка или история, которая могла произойти на самом деле?

ВЫВОДЫ: читать нам интереснее вместе, группой; птичке лучше на воле.

- Ниже, на стр. 27 шуточная скороговорка. Прочитаем ее медленно, а потом быстро.
Игра «Определи звук» (физкультминутка)
Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук [Ж] дети 
приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх.
(Сугроб, лыжи, крылья, жесть, девочки, снежинки, пушинки, шапка, Жанна)

2. Игра «КТО – ГДЕ ЖИВЁТ» (на стр. 27 учебника Азбука, внизу страницы) Прочитаем первый столбик (читают), второй столбик (читают).
- Составим предложения. (Работа в парах). Итог: прочитаем и проверим вместе:
Ежи в лесу.
Мыши в поле.
Ужи в болоте.
Стрижи в небе.
Ерши в реке.


Чтение чистоговорок (за учителем, с экрана, на слайдах)

- Ребята! Сейчас мы с вами вместе будем читать ХОРОМ слияния, слова и предложения с буквами Жж.
Жа-жа-жа – в трубе осела сажа;
жу-жу-жу – я на стульчике сижу; 
же-же-же – дождь прошёл уже; 
жи-жи-жи – папа наточил ножи;
жо-жо-жо – в комнате свежо.
- Какой звук чаще других слышится и повторяется в этих словах? (звук [ж]).
- Почему важно правильно уметь читать слияния и слова?

- Какие задачи нашего урока мы сформулировали в начале? (Продолжить знакомство с буквами Ж заглавной, ж строчной и звуком [ж], читать слоги, слова и предложения, в которых есть буква Жж.)

- Мы решили эти задачи? (да)

- Это были орфографические задачи.

- Как вы думаете, только ли на уроках обучения грамоте, в Азбуке мывстречаемся с буквами Жж? (на уроках письма пишем слова с буквами Жж, окруЖающего мира – в названии предмета есть буква Ж, многие Животые в названии с буквой ж и с орфограммами ЖИ – ужи, моржи, ежи, стрижи, жабы)

- Значит, важным был наш урок? (да, знания нужны и важны всегда)

- Послушайте и решите (_говорю, выделяя голосом звук [ж]):

ЖИли два уЖа и три морЖа. Сколько ЖИвотных? (дети хором отвечают - 5)

- Что вас удивило? (на уроке Азбуки мы решаем задачу по математике)

- А какие орфографические задачи в этом тексте? (слова с буквой ж и с орфограммами ЖИ).

- Да, ребята, всё, чему вы учитесь на уроках в школе, пригодится вам в жизни

Итог урока.
- Подведём итог нашего урока. 
- Чем сегодня занимались на уроке? (продолжали изучать букву Жж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов, читали слова и предложения, работали у доски, в тетради Тесты, с электронным учебником и презентацией, смотрели учебный мультфильм) 

Рефлексия деятельности.
- Дополните предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…» (буква Жж обозначает на письме звук [ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий, шипящий)
- Как пишутся сочетание жи - ши? (с буквой И)

Благодарность.

- Ребята! Вы сегодня отлично работали, много нового узнали! Молодцы! Благодарю всех за ваш труд!

- Всем присутствующим на уроке педагогам – спасибо!





               











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.