Урок по русскому языку в 1 классе «Звуки и буквы. Работа со звуковыми схемами»

3
0
Материал опубликован 16 February 2018 в группе

МАОУ СОШ № 211 г. Новосибирска

Урок по русскому языку в 1 классе.

Тема: «Звуки и буквы. Работа со звуковыми схемами»

Цель: Обобщить знания учащихся о звуках и буквах, звуковых схемах.

Задачи:

1.Закрепить умение выполнять звуко - буквенный анализ слов; актуализировать знания учащихся о звуках и буквах, о характеристике звуков

2.Равивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), развивать общую и мелкую моторику, высшие психические функции (память, мышление, воображение)

3.Воспитывать умение сознательно соблюдать дисциплину на уроке, добиваться полных осознанных ответов у слабых учащихся; вселять в слабых учеников уверенность в себе, повышать мотивацию через подачу посильных заданий; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологии: игровая, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная,интеграция, здоровье- сберегающая.

Формы работы: фронтальная, групповая, исследовательская, творческая.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

-Здравствуй! Улыбнется он в ответ!

И, наверное, не пойдет он в аптеку,

И здоровым будет много лет!

Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

2.Актуализация знаний, повторение пройденного материала.

-Какую речь вы знаете? (полные ответы!)

-Чем отличается устная речь от письменной?

-Из чего состоит вся наша речь?

-Сейчас послушайте рассказ и посчитайте, из скольких предложений он состоит. (Читаю 1 раз)

Наступила осень. Листья пожелтели. Люди надели тёплые вещи. Часто идет дождик. Всем грустно.

-Поднимите руку, кто насчитал 4 предложения? 5 предложений?

-Проверим, я читаю еще раз, а кто-то считает. Итак, в этом тексте 5 предложений.

-Читая и слушая этот рассказ, ответьте, каким видом речи я пользовалась? (устной)

-А если я эти предложения запишу в тетрадь, о чем я должна помнить при их написании? (начало с большой буквы, в конце - точка)

-Ребята, а из чего состоят предложения? (из слов)

-Сейчас откройте рабочие тетради и составьте схему 1-го предложения (Наступила осень.) (2-е у доски)

.

-Поднимите руку, у кого так?

-А теперь составьте схему последнего предложения. Кто его запомнил? (Всем грустно.) (1 – у доски)

-Какой вывод можно сделать? Почему схемы одинаковые? (Состоят из 2-х слов, но смысл предложений разный, т.к. разные слова)

-Какое настроение создал у вас рассказ? Почему?

-Вот и наше солнышко загрустило, т.к. его закрыли тучки. А чтобы оно снова засияло, согрело нас своими лучиками, надо тучки развести руками, т.е. правильно выполнить задания.

(всего 5 тучек; личико у солнышка может сниматься;

за ним – улыбающееся солнышко)

3.Физминутка.

-А начнем мы с физминутки:

Наши ручки, как цветочки, шевелим пальчиками

Пальчики, как лепесточки.

Солнце просыпается – цветочки раскрываются.

В темноте они опять сжали кулачки

Будут очень крепко спать.

4.Работа над новым материалом. Постановка темы и целей урока.

-А теперь отгадайте загадки:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно.

(звук)

Черные, кривые, от рождения немые, а как встанут в ряд – сейчас заговорят.

(буквы)

-Итак, наш урок посвящен звукам и буквам, которые мы уже изучили, а так же мы закрепим умение составлять звуковые схемы и читать по слогам.

-Чем отличается буква от звука?

-Какие группы звуков вы знаете?

-Как гласный звук отличить от согласного?

-Каким цветом обозначаем гласный звук на схеме?

-А какие звуки обозначаем синим цветом? Зеленым?

1-е задание «Буква заблудилась».

У некоторых ребят на партах лежат буквы. Они заблудились. Поселите их в нужный цвет домика.

А О У Ш Л М Н

ы И Р К

-Прочитайте буквы, обозначающие гласные звуки (хором)

-Почему буква Ы – строчная, а не заглавная?

-Прочитаем буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки (1 чел.)

-А почему буква Ш в домике с синей крышей? (обозначает только твердый звук)

-А почему зеленый домик пуст?

Вот и улетела первая тучка! (снимается одна тучка)

2-е задание «Составь пару».

-А сейчас, используя гласные и согласные буквы, составьте слоги-слияния. (1 – у доски). Напечатайте их в своей тетради. (НА, ЛУ, КО, РЫ, МИ, ША)

-Прочитаем их хором.

-В каком слоге слышим первый мягкий согласный звук? (ми)

-Почему? (И – смягчает согласный звук)

Вот и улетела вторая тучка! (снимается одна тучка)

-А я составила такие слоги: КО, ША, РО (записаны на доске)

-Пользуясь волшебной корзинкой букв, выберите букву, чтобы можно было составить слова. И прочитайте их. (в корзинке буквы Р, П, Т, Р, П, Н,Т)

КОТ ШАР РОТ (чтение по цепочке)

-Что обозначает слово «шар»?

-Из скольких слогов состоят эти слова? Почему?

3-е задание «Превращение».

-А теперь превратите большого кота в маленького, большой шар – в маленький. Назовите их ласково.

КОТИК ШАРИК РОТИК (добавляются буквы)

-Из скольких слогов теперь состоят слова? Почему?

Вот и улетела третья тучка! (снимается одна тучка)

Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде – раз!

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде – два!

5.Закрепление.

4-е задание Работа по учебнику.

-Открываем «Азбуку» и еще раз прочитаем эти слова по цепочке.

-Какие новые, другие слова вам встретились?(интерактивная доска)

-Что такое НОРА? А НОРКА? КОРА? КОРКА? (иллюстрации)

-Выполним звуко-буквенный анализ к слову…

Он и мягкий, и пушистый, иногда даже – когтистый! КОТ (1 – у доски)

     

-А теперь самостоятельно, каждый на своей парте, работает со словами:

1 ряд – кора

2 ряд – мышка

3 ряд – корка

-Молодцы!

         
         
         

Похлопали себе, улетела следующая тучка

Ребята, а что вы можете рассказать об этом животном? (о кошке)

-Почему это животное – домашнее? Какую пользу приносит? Как относимся?

-А кто для кошки является добычей? (мышка)

Сегодня мы прочитаем рассказ

МЫШКА И К (ребус)

-А кто такой крот?

К какому слову (мышка или крот) подходит эта схема?

       

Сколько слогов в этом слове?

-Наши ребята приготовили чтение этого рассказа по ролям. Вы внимательно слушайте и учитесь правильно читать, а после ответите на вопрос: накормила ли мышка крота?

Чтение по ролям

-Итак, накормила ли мышка крота? Как это ее характеризует?

-Прочитайте про себя или по цепочке

Улетела следующая тучка.

-Найдите слова в тексте, которые подходят к звуковой схеме:

     

(тук, там)

-Запишем указательное слово ТАМ

6.Итог урока.

-О каких звуках мы говорили?

-Чем гласные звуки отличаются от согласных?

-Посмотрите, солнышко засияло и греет каждого из вас своими лучиками, дарит каждому из вас кусочек своего тепла.

 

7.Рефлексия

-Посмотрите, солнышко засияло и греет каждого из вас своими лучиками, дарит каждому из вас кусочек своего тепла, подарите и вы нашему солнышку по лучику, если вам урок понравился.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.