Урок по русскому языку в 1 классе «Звуки и буквы. Работа со звуковыми схемами»
МАОУ СОШ № 211 г. Новосибирска
Урок по русскому языку в 1 классе.
Тема: «Звуки и буквы. Работа со звуковыми схемами»
Цель: Обобщить знания учащихся о звуках и буквах, звуковых схемах.
Задачи:
1.Закрепить умение выполнять звуко - буквенный анализ слов; актуализировать знания учащихся о звуках и буквах, о характеристике звуков
2.Равивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), развивать общую и мелкую моторику, высшие психические функции (память, мышление, воображение)
3.Воспитывать умение сознательно соблюдать дисциплину на уроке, добиваться полных осознанных ответов у слабых учащихся; вселять в слабых учеников уверенность в себе, повышать мотивацию через подачу посильных заданий; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Технологии: игровая, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная,интеграция, здоровье- сберегающая.
Формы работы: фронтальная, групповая, исследовательская, творческая.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
-Здравствуй! Улыбнется он в ответ!
И, наверное, не пойдет он в аптеку,
И здоровым будет много лет!
Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.
2.Актуализация знаний, повторение пройденного материала.
-Какую речь вы знаете? (полные ответы!)
-Чем отличается устная речь от письменной?
-Из чего состоит вся наша речь?
-Сейчас послушайте рассказ и посчитайте, из скольких предложений он состоит. (Читаю 1 раз)
Наступила осень. Листья пожелтели. Люди надели тёплые вещи. Часто идет дождик. Всем грустно.
-Поднимите руку, кто насчитал 4 предложения? 5 предложений?
-Проверим, я читаю еще раз, а кто-то считает. Итак, в этом тексте 5 предложений.
-Читая и слушая этот рассказ, ответьте, каким видом речи я пользовалась? (устной)
-А если я эти предложения запишу в тетрадь, о чем я должна помнить при их написании? (начало с большой буквы, в конце - точка)
-Ребята, а из чего состоят предложения? (из слов)
-Сейчас откройте рабочие тетради и составьте схему 1-го предложения (Наступила осень.) (2-е у доски)
.
-Поднимите руку, у кого так?
-А теперь составьте схему последнего предложения. Кто его запомнил? (Всем грустно.) (1 – у доски)
-Какой вывод можно сделать? Почему схемы одинаковые? (Состоят из 2-х слов, но смысл предложений разный, т.к. разные слова)
-Какое настроение создал у вас рассказ? Почему?
-Вот и наше солнышко загрустило, т.к. его закрыли тучки. А чтобы оно снова засияло, согрело нас своими лучиками, надо тучки развести руками, т.е. правильно выполнить задания.
(всего 5 тучек; личико у солнышка может сниматься;
за ним – улыбающееся солнышко)
3.Физминутка.
-А начнем мы с физминутки:
Наши ручки, как цветочки, шевелим пальчиками
Пальчики, как лепесточки.
Солнце просыпается – цветочки раскрываются.
В темноте они опять сжали кулачки
Будут очень крепко спать.
4.Работа над новым материалом. Постановка темы и целей урока.
-А теперь отгадайте загадки:
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно.
(звук)
Черные, кривые, от рождения немые, а как встанут в ряд – сейчас заговорят.
(буквы)
-Итак, наш урок посвящен звукам и буквам, которые мы уже изучили, а так же мы закрепим умение составлять звуковые схемы и читать по слогам.
-Чем отличается буква от звука?
-Какие группы звуков вы знаете?
-Как гласный звук отличить от согласного?
-Каким цветом обозначаем гласный звук на схеме?
-А какие звуки обозначаем синим цветом? Зеленым?
1-е задание «Буква заблудилась».
У некоторых ребят на партах лежат буквы. Они заблудились. Поселите их в нужный цвет домика.
А О У Ш Л М Н
ы И Р К
-Прочитайте буквы, обозначающие гласные звуки (хором)
-Почему буква Ы – строчная, а не заглавная?
-Прочитаем буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки (1 чел.)
-А почему буква Ш в домике с синей крышей? (обозначает только твердый звук)
-А почему зеленый домик пуст?
Вот и улетела первая тучка! (снимается одна тучка)
2-е задание «Составь пару».
-А сейчас, используя гласные и согласные буквы, составьте слоги-слияния. (1 – у доски). Напечатайте их в своей тетради. (НА, ЛУ, КО, РЫ, МИ, ША)
-Прочитаем их хором.
-В каком слоге слышим первый мягкий согласный звук? (ми)
-Почему? (И – смягчает согласный звук)
Вот и улетела вторая тучка! (снимается одна тучка)
-А я составила такие слоги: КО, ША, РО (записаны на доске)
-Пользуясь волшебной корзинкой букв, выберите букву, чтобы можно было составить слова. И прочитайте их. (в корзинке буквы Р, П, Т, Р, П, Н,Т)
КОТ ШАР РОТ (чтение по цепочке)
-Что обозначает слово «шар»?
-Из скольких слогов состоят эти слова? Почему?
3-е задание «Превращение».
-А теперь превратите большого кота в маленького, большой шар – в маленький. Назовите их ласково.
КОТИК ШАРИК РОТИК (добавляются буквы)
-Из скольких слогов теперь состоят слова? Почему?
Вот и улетела третья тучка! (снимается одна тучка)
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде – раз!
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде – два!
5.Закрепление.
4-е задание Работа по учебнику.
-Открываем «Азбуку» и еще раз прочитаем эти слова по цепочке.
-Какие новые, другие слова вам встретились?(интерактивная доска)
-Что такое НОРА? А НОРКА? КОРА? КОРКА? (иллюстрации)
-Выполним звуко-буквенный анализ к слову…
Он и мягкий, и пушистый, иногда даже – когтистый! КОТ (1 – у доски)
-А теперь самостоятельно, каждый на своей парте, работает со словами:
1 ряд – кора
2 ряд – мышка
3 ряд – корка
-Молодцы!
Похлопали себе, улетела следующая тучка
Ребята, а что вы можете рассказать об этом животном? (о кошке)
-Почему это животное – домашнее? Какую пользу приносит? Как относимся?
-А кто для кошки является добычей? (мышка)
Сегодня мы прочитаем рассказ
МЫШКА И К (ребус)
-А кто такой крот?
К какому слову (мышка или крот) подходит эта схема?
Сколько слогов в этом слове?
-Наши ребята приготовили чтение этого рассказа по ролям. Вы внимательно слушайте и учитесь правильно читать, а после ответите на вопрос: накормила ли мышка крота?
Чтение по ролям
-Итак, накормила ли мышка крота? Как это ее характеризует?
-Прочитайте про себя или по цепочке
Улетела следующая тучка.
-Найдите слова в тексте, которые подходят к звуковой схеме:
(тук, там)
-Запишем указательное слово ТАМ
6.Итог урока.
-О каких звуках мы говорили?
-Чем гласные звуки отличаются от согласных?
-Посмотрите, солнышко засияло и греет каждого из вас своими лучиками, дарит каждому из вас кусочек своего тепла.
7.Рефлексия
-Посмотрите, солнышко засияло и греет каждого из вас своими лучиками, дарит каждому из вас кусочек своего тепла, подарите и вы нашему солнышку по лучику, если вам урок понравился.
- Урок окончен. Всем спасибо за работу!