Урок чтения в 1 классе «Звуки [л], [л']. Буквы Л, л»
Тема: «Звуки [л], [л'], Буквы Л, л»
Цель: ознакомление учащихся со звуками [л], [л'], буквой Л, л
Задачи: коррекционно-дидактические – учить чтению буквосочетаний, слов, предложений, содержащих звуки [л], [л']
коррекционно-развивающие – развивать фонематический слух, логическое мышление
коррекционно-воспитывающие – интерес к чтению
Специальные: соблюдать санитарно – гигиенические требования специальной школы:
провести гимнастику для глаз,
провести динамическую паузу,
следить за ношением очков,
следить за дозировкой зрительной работы.
ХОД УРОКА
1. Мотивирование к учебной деятельности
- Мы начинаем урок чтения. Кто может сказать, чем мы занимаемся на уроке чтения?
- А зачем надо уметь читать?
- Значит, можно сказать, что уроки чтения важны для нашего развития? Молодцы!
2. Актуализация знаний
На доске буквы
А У Н
О Л К
И С ы
- Посмотрите внимательно на доску, что вы там видите?
- Давайте назовем эти буквы (учитель указкой показывает букву, кроме Л, дети называют. Сначала коллективно, затем выборочно индивидуально)
- Как вы считаете, на какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Давайте это сделаем (дети выходят поочередно к доске и делят буквы на 2 группы)
А К
У С
И Н
ы
О
- У нас осталась одна буква. Почему мы не можем определить ее ни в одну группу? (мы ее еще не изучали)
- Поднимите руку, кто считает, что эта буква относится к гласным?
к согласным?)
3. Постановка учебной цели
- Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? (изучить букву)
- Что нам поможет это сделать? (учебник)
4. Открытие» нового знания
- Откройте учебники на 59 странице. На что мы должны обратить внимание для изучения новой буквы? (на схемы слов)
- Прежде, чем начать работу со схемами, я предлагаю вам отгадать загадку
Любим мы на нем сидеть,
Ужины, обеды есть.
В школе тоже есть они,
Для учебы всем нужны.
Они за партами стоят,
На них с удобством все сидят. (стул)
- Найдите схему слова стул в учебнике. Что мы можем сказать по этой схеме о слове?
– Назовите последний звук в слове стул. Охарактеризуйте его (согласный, звонкий, твердый)
- Посмотрите на следующую картинку. Что нарисовано? У чего бывает руль? (синонимы к слову руль – штурвал, рулевое колесо)
- Давайте произнесем слово руль, выделяя последний звук. Чем звук [л'] отличается от звука [л]? А что общего у этих звуков?
- Оба этих звука на письме обозначаются буквой Л. Кто уже знаком с этой буквой?
- Сравните заглавную и строчную букву Л по написанию.
- Найдите букву Л на страницах учебника.
- Сконструируйте букву. Напечатайте ее в блокнотах.
- Можем ли мы теперь сказать точно, в какую группу надо поместить букву Л? Почему?
5. Первичное закрепление
- Давайте придумаем слова, в которых встречается твердый звук [л], мягкий звук [л']
- Поиграем в игру. Я буду называть слова со звуками [л], [л'], а вы, если встретится твердый звук [л], топаете, если мягкий звук [л'] – хлопаете.
Лягушка
Алиса
Лента
Лупа
Стол
Птица
Слива
Апельсин
Клетка
Клоп
- Молодцы.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторений
- Мы с вами выполнили поставленную цель, познакомились с новой буквой, что же делать теперь?
Чтение слогов-слияний в учебнике (самостоятельное, коллективное, индивидуальное)
_ Назовите слоги с твердым согласным звуком; с мягким согласным звуком. Почему в этом слиянии согласный звук мягкий? (после него стоит гласный 2 ряда)
- Как вы думаете, прочитанные нами слияния встречаются в словах? Давайте придумаем слова с каждым из прочитанных слогов. Молодцы!
- Найдите в учебнике столбики слов, выделенные черным цветом. Сколько таких слов вы нашли? Прочитайте эти слова.
Чтение слов самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь
- Прочитайте первые два слова. Чем различаются эти слова по значению? Где в словах встречается буква Л? Какой звук она обозначает?
- Прочитайте следующие 2 слова. Чем они различаются по значению?
- В слове уснул буква Л какой звук обозначает? А в слове уснули?
- Придумайте предложение со словом уснул; со словом уснули.
7. Рефлексия – 2-3 минуты.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить?
- Что хорошо на уроке получилось?
- Как вы думаете, что еще предстоит нам узнать?
- У меня есть интересное задание. На картинке надо раскрасить только фрагменты, на которых напечатана буква Л. Выполнив задание, можно увидеть скрытый рисунок. Задание можно выполнить на перемене, после уроков или дома в свободное время. Кто-нибудь желает получить его?
-
Спасибо за урок!!