12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Киселева Надежда Владимировна581
Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Личностно-ориентированный урок решения задач по теме: «Звуковые волны. (9 класс)

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Использование личностно -ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения диагностики и самодиагностики. На уроках использую карточки трех цветов:

зелёный - удовлетворен уроком, урок был полезен для меня , я много , с пользой работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке

.желтый - урок был интересен , я отвечал с места , я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно

красный - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов.

 

Педагогические технологии урока:

Групповая – формирование коммуникабельной, толерантной личности.

Элементы технологии уровневой дифференциации – создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в решении задач определённого уровня.

Урок с применением ИКТ.

Цели урока:

  • расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках физики по теме: «Звуковые волны»;
  • развитие умения учащихся осуществлять процесс поиска ответов к заданиям, используя у них теоретические знания;
  • вырабатывать умение быстро мыслить и кратко излагать свои мысли;
  • способствовать развитию интеллектуальных способностей, стимулировать самостоятельность творческого мышления;
  • способствовать воспитанию взаимовыручки в группе;
  • научить детей самостоятельно объективно оценивать свою работу;
  • расширять кругозор учащихся.

Дидактические материалы и оборудование:

  • Мультимедийный план урока в среде PowerPoint,
  • карточки с задачами для групп,
  • «Листы самоконтроля».

 

План-конспект урока

Этап учебного занятия

Информационный

блок

Операционально-

деятельностный

блок

Рефлексивный

блок

Методический

блок

(методы,

приемы,

пед. техники)

Организа-

ционно-

мотива-

ционный

этап

Эмоциональный

настрой на урок.

Сообщение темы

урока.

Постановка перед

учащимися задач

урока.

Учебное слушание.,

восприятие и

осмысление

поставленных

целей урока.

 

«Уверенность в

себе».

Постановка целей .

Постановка

привле-

кательной цели.

Фиксирование

целей на доске.

Проверка домашнего

задания

 

Тестирование уч-ся


 


 


 

учащиеся сдают кроссворды по теме:

« Колебания и волны» собственного изготовления, ключевым словом которого является «фамилия будущего великого физика» - ученика-составителя.

Уч-ся, интересующиеся информационными технологиями сдают вместо кроссвордов проекты по теме :

« Звуковые волны»

Ответьте на

вопросы теста,

Сравнение

собственных

ответов

с показа-

тельным ответом,

Входной контроль

каждого уч-ся

творческая работа

уч-ся

(домашняя)

Проектная деятель

ность учащихся

Этапы

изучения

новых

знаний и

способов

деятель-

ности,

первичной

проверки

понима-

ния изу-

ченного,

самоконт-

роля

Группа выбирает

задания.

- качественные задачи

-расчетные задачи

- графические задачи

-экспериментальные

Задания

-усложненные задания

-творческие задания

приложение1

Рассаживание

уч-ся по группам

выбор капитанов групп

распределение заданий

внутри групп.:

 

капитаны команд

получают рабочую карту

урока и карточку с

заданием. Задачи и

вопросы выбираются

строго в алфавитном

порядке по фамилии

учащегося.

 

Групповая работа.

Технология

уровневой

дифференциации

Этап

рефлек-

сии.

Рефлексия учащи-

мися

собственной

деятельности.

оценивают

правильность своих

ответов и ответов

товарищей в своей

группе в «Листах

самоконтроля».

приложение2

Сравнение

собственных

ответов

с показа-

тельным ответом,

«Лист

самоконтро-

ля».

Этап

подведе-

ния итога

урока

Обращение к

задачам урока,

выводы по уроку.

 

Учащиеся делают

выводы по уроку.

Самоанализ

усвоения

материала,

выставление

самооценки

вопросы учителя

к классу. Что понравилось на уроке?

А что не понравилось?

Что для вас было наиболее трудным на уроке и, как вы справлялись с трудностями, что вы считаете наиболее полезным для себя?

Какой вывод сделал каждый из вас для себя из урока?

Кто поставил себе «пять» за урок?

Почему вы уверены, что оценили себя верно?

Сдача карточки удовлетворённости уроком

(красной, жёлтой.зелёной)

Подведение итогов

самими учащимися.

Качественная

оценка учителем

работы класса.

Выставление

оценок.

Этап

информа-

ции о

домашнем

задании.

Домашнее зада-

ние на выбор учащего-

ся:

решение задач

приложение3

составление задач

по теме

творческая работа

подбор пословиц ,

загадок и поговорок

по теме: «Звуковые

волны»приложение4

Записывают

задания в дневники

 

Сообщение

учителя,

Домашнее

задание

на выбор

способа

подготовки,

индивидуальные

творческие

задания по

желанию.

Литература, использованная при составлении конспекта урока:

1. Пёрышкин А.В. ,Гутник Е.М. « Физика» ,учебник для 9 класса. М, «Дрофа», 2002г.

2. Макарова Н. В., Кузнецова И. Н., Нилова Ю. Н. и др. Практикум по информационным технологиям. – СПб.: Питер, 2003.

3. Сперанский Н.П.. Материалы к урокам. Приложение к газете «1 сентября» «Физика» №9, 2000 г.

4. Конаржевский Ю.А «Анализ урока» , М. ОЦ. «Педагогический поиск» , 1999г.

5. М. Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. М., «Просвещение», 1972г.

 

Приложение1

Карточки с заданиями группам.

Карточка 1.

Вопросы к 1 группе:

1. Почему при выстреле из ружья слышен звук?

2. Если по краю стакана, в котором наполовину налита вода, провести смычком, то на воде появятся волны. Почему?

3. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?

4. Как изменится высота тона струны при повышении температуры?

**Задачи:

1. Ухо человека наиболее чувствительно к частоте 355 Гц. Определите для этой частоты длину звуковой волны в воздухе (скорость звука принять равной 340 м/с).

2. Расстояние до преграды, отражающей звук в воздухе 68 м. Через какой промежуток времени человек услышит эхо?

3. Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса достигает 4,3 м, а для самого высокого женского 25 см. Найдите частоту колебаний этих голосов.

4. Найдите диапазон длин волн человеческого голоса (тенор), высота тона которого соответствует диапазону частоты 130 - 500 Гц.

 

Карточка 2.

*Вопросы к 2 группе:

1. Опытные шоферы оценивают давление воздуха в баллоне колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе по баллону металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном от давления воздуха в нём?

2. Может ли возникнуть эхо в степи?

3. В зале, заполненном публикой, музыка звучит менее громко, чем в пустом?

4. Для борьбы с уличным шумом в стенах высотных зданий монтируют пористый материал. Почему это препятствует проникновению звука в здание?

 

**Задачи:

1. По измерениям Феликса Савара (французский физик ,1830г) верхний предел слышимости равен 24000 Гц, а нижний - 14 Гц. Найдите длины волн пределов слышимости.

2. Нижний рекорд мужского баса был поставлен в XVIII веке певцом Каспаром Феспером - 44 Гц. Найдите длину волны, соответствующую частоте.

3. В 1827году на Женевском озере проводились измерения скорости звука в воде. Расстояние, равное 13333487 м, звук проходил за 9,5 с. Какова скорость звука в воде?

4. Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найдите диапазон длин волн звуков рояля.

 

Карточка 3.

*Вопросы к 3 группе:

1. Почему телеграфные столбы шумят при ветре?

2. Почему неполный чайник при кипении звучит громче, чем полный?

3. Почему в горах эхо многократное?

4. Частота взмахов крыльев птицы колибри равна 35- 50 Гц. Будет ли слышен полет колибри?

 

**Задачи:

1. Каковы длины волн инфразвука, имеющего частоту 10 Гц, если скорость звука в морской воде равна 1550 м/с?

2. Струна арфы совершает колебания с частотой 40 Гц. Определите длину звуковой волны в воздухе.

3. Какова частота колебаний камертона, если длина звуковой волны 50 см, а скорость распространения волн 340 м/с?

4. Расчитайте длину самой короткой волны , которую слышат ворона и пингвин.(Скорость звука в воздухе примите за 330 м/с

Задание всем группам: назовите тематику предложенных вам задач.

 

Приложение2

Ф.И. учащегося

Оценка за тест с/о

Работа в группах В/о с/о

Творческая работа В/о с/о

Итоговая оценка В/о с/о

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

Примечание: с/о - самооценка;

В/о - взаимооценка (оценка группы).


 

Приложение 3

Дополнительные задачи для групп быстро справившихся с заданиями( по желанию учащихся они могут быть предложены как дополнительные задачи на дом :

1. Н.Лесков «Соборяне».

«-Бас у тебя, - говорил регент, - хороший, точно пушка стреляет…»

? К каким звуковым волнам относят бас: низкочастотным или высокочастотным?

2. Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка - кричит.

Некрасов.

? О каком явлении написал Некрасов?

3. А.И. Солженицын «В круге первом»

«-Надо вам сказать, что голос человека составляется из многих гармоник, - почти захлебывался Пряничков от напирающего желания все скорей рассказать.

? О каком параметре звука хотел рассказать Пряничков?

4.А.И. Солженицын.

«-Беззвучно происходят только космические катастрофы…»

? Продолжи мысль Солженицына.

 

Приложение4

Пословицы и поговорки, которые могут быть предложены учащимися:

Всякая сосна своему бору шумит.

Как аукнется, так и откликнется.

Язык до Киева доведет.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Без языка и колокол нем.

Слышал звон, да не знаешь, где он.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.