12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маргарита7321
Россия, Алтайский край

Статья «Личностно-ориентированный подход».


Статья "Личностно-ориентированный подход"
DOCX / 48.03 Кб

Современное непрерывно развивающееся общество хочет видеть в своём составе независимую, индивидуальную, самостоятельную личность, способную ориентироваться в любой ситуации. На основе данных запросов меняются и основные задачи образования в школе. Образовательное учреждение должно выпустить не просто ученика с определённым багажом теоретических и практических знаний, а личность, готовую к проживанию в социуме. Таким образом, для успешной реализации поставленных перед современной школой задач, педагогу необходимо тщательно продумать и проанализировать траекторию развития каждого ученика. Ведь все дети разные, у каждого свои интересы, способности и талант. И они имеют право быть самими собой, прожить собственную жизнь так, как хотят.

Так вот именно личностно-ориентированный подход направлен на раскрытие в каждом ребёнке его неповторимой индивидуальности, духовности и творческого потенциала, так необходимых в его дальнейшей жизни. Он строится на принципах индивидуальности, самоактуализации, субъективности, выбора, творчества, успеха, доверия, поддержки и способствует развитию человека в человеке, задействуя, при этом, механизмы адаптации, самостоятельной реализации, регуляции, защиты и воспитания для получения необходимого продукта от взаимодействия с окружающим миром.

Рис. 1. Актуальность введения личностно-ориентированного подхода

Важно в ходе реализации личностно-ориентированного подхода воспитать в ребёнке любознательность, ответственность, умение самостоятельно находить необходимую информацию или способ решения той или иной задачи, проблемной ситуации, умение оценивать свою деятельность, способность к выбору способов действия, а также помочь познать самого себя.

Начинать данный процесс необходимо ещё с дошкольного звена. Учить ребёнка не для школы, а для жизни.

Прежде всего педагогам-воспитателям нужно изучить уровень развития каждого ребёнка, его физические и психологические особенности. Образовательную деятельность строить на основе диалога, игрового, деятельностного и творческого подходов. Предоставлять ребёнку пространство для свободного принятия самостоятельных решений в выборе способов деятельности и видов творчества, которые являются для них предпочтительными. Опираться на имеющиеся у детей знания и опыт. Поощрять самостоятельность и стремление привносить в деятельность свои идеи. Быть ребёнку советчиком, консультантом, помощником, но ни в коем случае не авторитарным педагогом. Таким образом, воспитатель не передаёт ребёнку систему готовых знаний, а способствует его развитию и воспитанию, учит действовать и приобретать новый опыт. Содержание образования в данном случае выступает как средство развития.

Таблица 1

Основные компоненты личностно-ориентированного воспитания в детском саду

Основные компоненты личностно-ориентированного воспитания в детском саду

Формирование интеллектуальной культуры

Нравственное и патриотическое воспитание

Экологическое воспитание

Физическое воспитание

Эстетическое воспитание

Мотивация к познанию новых знаний, развитие мыслительной деятельности.

Формирование первоначальных норм нравственности и морали, ответственности за своё поведение и поступки окружающих. Воспитание патриотизма.

Воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

Формирование культурно-гигиенических навыков. Закаливание. Физическое развитие. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание положительного отношения к отечественной и мировой культуре, искусству литературы, народному творчеству.

Развитие творческих художественных способностей в различных видах искусства и труда.


 

Для реализации личностно-ориентированного подхода на дошкольной ступени образования больше подходят такие методы работы как игровой (базовый, основной), метод беседы или диалога, создание проблемной ситуации, создание ситуации выбора и успеха, метод экспериментов и исследований, метод педагогической поддержки.

Любой ребенок должен быть в чем-то не хуже остальных: кто-то отлично рассказывает стихи, кто-то играет роли, кто-то танцует, кто-то одарен в арифметике, кто-то в пении и т.п. Нужно лишь помочь ребенку раскрыться.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.