О реализации педагогического проекта «Алгоритм социального проектирования» как успешном опыте социализации обучающихся
Майкова Карина Владимировна
методист, педагог дополнительного образования МБОУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги
Аннотация
Социальное проектирование в современных условиях − важнейшая для гражданского общества деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию ученического сообщества с государственными структурами власти и общественностью. В статье представлены материалы по итогам реализации педагогического проекта «Алгоритм социального проектирования», которые могут заинтересовать заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, старших вожатых, классных руководителей, тьюторов образовательных организаций.
О реализации педагогического проекта «Алгоритм социального проектирования» как успешном опыте социализации обучающихся
В настоящее время Министерство образования и науки России делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из позитивного опыта внедрения в образовательных учреждениях Российской Федерации методики социального проектирования и развертывания на ее базе Всероссийских акций «Я - гражданин России». Технология социального проектирования достаточно подробно описана в методической литературе, но каждая инициативная группа проекта подбирает «под себя» методы анализа проблем, организации проекта и подведения итогов. Существуют несколько методик: «Гражданин», «18 шагов» и «21 шаг проектирования», но все они включают в себя примерно одинаковый набор основных проектных шагов, только по-разному сгруппированный.
Проблема: К сожалению, большое количество проектных этапов (шагов), даже сгруппированное в меньшее количество, вызывают у многих педагогов и детей негативное отношение к данной технологии вследствие ее сложности в реализации всех шагов и оформлении.
Среди членов инициативной группы проекта «Алгоритм социального проекта» был проведен анкетный опрос, определяющий уровень компетенций в сфере социального проектирования. Участники группы ответили на вопросы:
Знаете ли вы, что такое социальный проект?
Назовите основные шаги моделирования и реализации проекта.
Хотели бы вы стать координатором деятельности социального проектирования?
Дать подробный ответ на первый вопрос смогли только 3 человека (30 %) отвечающих, остальные ответили на вопрос очень расплывчато. Второй вопрос не вызвал затруднений также у 30 % респондентов. Быть организаторами социального проекта участники опроса не отказались, но предпочли бы для себя роль волонтера, а не координатора, решающего основные вопросы. 100 % отвечающих мотивировали свой неуверенный ответ на 3 вопрос неуверенностью в своих силах и убеждением, что социальное проектирование – сложная технология. Анализ данного опроса подтвердил предположение о противоречии между желанием участия детей социально значимой деятельности и опасением, что это окажется им не под силу.
Для изменения отношения детей к технологии социального проектирования, с целью повышения инициативности и самостоятельности детей, формирования коммуникативных навыков, демонстрации ценностных ориентиров гуманности и милосердия было принято решение о разработке и реализации социального проекта «Журавли надежды». В ходе реализации этого проекта инициативная группа отобрала наиболее необходимые действия и разработала алгоритм соцпроекта.
Для обучения членов инициативной группы проекта «Алгоритм социального проекта», разработки социального проекта «Журавли надежды» была выбрана технология социального проектирования «Гражданин», которая положена в основу всероссийской акции «Я – гражданин России».
Для моделирования социального проекта была применена методика принудительного придумывания новых идей. В основе методики лежит заполнение таблицы и соединение параметров трех колонок в вольном порядке, затем методом голосования выбирается основная идея.
Среди участников инициативной группы проекта «Журавли надежды» была проведена рефлексия, в ходе которой обсуждались вопросы:
Удовлетворены ли вы тем, как был реализован социальный проект? Достигли ли мы намеченной цели?
Вы справились с теми обязанностями, которые были распределены? Хотели бы Вы попробовать себя в другой роли?
Хотели бы Вы продолжить проект? Что еще можно сделать?
Участники инициативной группы признались, что данный проект был им интересен, они получили моральное удовлетворение от осознания его нужности. Все участники отметили, что роли в реализации проекта были определены с учетом способностей, но в будущем хотели бы взять на себя большую ответственность, чтобы руководители были больше координаторами, чем активными членами проектной группы. Все участники обсуждения высказались за продолжение начатой работы, выказали решительное желание в будущем стать организаторами социальных акций и проектов.
Изменения, произошедшие с участниками инициативной группы в ходе реализации проекта, были отслежены и проанализированы с помощью методики «Диагностическая карта мониторинга сформированности качеств личности»
Положительные результаты (средний и высокий уровни) продемонстрировали большинство учащихся групп актива школьных детских организаций (объединения «Лидер», «Активист», «Хочу научиться»).
Креативность, склонность к проектной деятельности (реализация творческих и социальных проектов) показали (отметили в самообследовании) 91,7 % подростков (в начале обучения – 33, 3 %, при прохождении промежуточной аттестации – 75 %).
Коммуникативные навыки на момент вхождения в проект были развиты на достаточном уровне только у 41,7 % учащихся. В ходе освоения обучающего материала, получая практические навыки по конструктивному общению со сверстниками и взрослыми в результате воплощения социального проекта, коммуникативные УУД были сформированы у 66,7 % детей по итогам промежуточной диагностики, итоговая диагностика показала 83,3 % уровень овладения коммуникативными УУД.
Для разработки алгоритма социального проекта были проанализированы основные шаги, представленные в изученной литературе, изучен опыт реализации социальных проектов автора программы «Хочу научиться» Петровой Е.И., ее методической разработки «Моделирование социального проекта», опыта учащихся по реализации соцпроекта «Журавли надежды». По итогам был разработан специальный алгоритм.
Оптимизированный алгоритм социального проекта действительно значительно облегчает использование данной инновационной технологии, способствует ее популяризации, что, в свою очередь, ведет к повышению активности, инициативности и самостоятельности учащихся, улучшению их коммуникативных умений и навыков, демонстрации ценностных ориентиров гуманности и милосердия. Способствует социализации детей и подростков, значительно повышает их гражданскую активность.