Доклад «Итоги реализации направления "Социально-трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ" и проекта "Социализация обучающихся с ОВЗ через профориентационную работу и дальнейшая интеграция в общество"»
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ
направления «Социально – трудовая адаптация воспитанников с ОВЗ»
и проекта «Социализация обучающихся с ОВЗ через профориентационную работу и дальнейшая интеграция в общество»
(выступление на педсовете 01.12.2017 г.)
С целью выполнения решения педагогического Совета «Социально-трудовая адаптация обучающихся, как средство формирования основных жизненных компетенций» от 2011 года и в связи с выявленными проблемами социализации и получения профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, возникла необходимость создания новой программы по профориентации обучающихся с ОВЗ.
В 2012 году была проведена корректировка программы «Профессиональное самоопределение выпускников». Разработана новая программа по профориентации «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через профориентационную работу и дальнейшая интеграция в общество» для поиска наиболее оптимальных вариантов для создания условий получения профессионального образования по месту жительства, успешной интеграции выпускников школы (сроком реализации 2012 – 2017 г.).
Программа послужила основой сотрудничества образовательного учреждения и учреждений среднего профессионального образования, школы и родителей.
Итогом работы над программой предполагалось:
Создание группы при Туринском СПО для получения профессионального образования выпускниками нашей школы.
Обобщение опыта работы социального педагога, педагога - психолога, учителей ПТО по проведению профориентационной работы.
Для успешной реализации программы:
разработана нормативная база образовательного учреждения (заключение договоров о сотрудничестве с предприятиями для прохождения профессиональной практики – это СПК «Туринский межхозяйственный лесхоз», ООО «Алтай», ГБУЗ СО «Туринская ЦРБ им. О.Д. Зубова», ЗАО (р) «Туринский ЦБЗ»);
разработана система профориентационной работы через совместную работу педагога - психолога, социального педагога, педагогов ПТО, классных руководителей, воспитателей, медицинского работника;
разработан пакет методических материалов для педагогов и учащихся (анкеты, тесты, информационные листы, тематическое планирование по классам о профессиях на уроках, материалы школьных олимпиад по трудовым профилям, презентации о профессиях);
организовывались внеклассные мероприятия (экскурсии, трудовые практики, Месячники по профориентации, проведение олимпиад по предметам трудового обучения);
систематически проводилось изучение особенностей обучающихся к профессиональной деятельности (тестирование, анкетирование, тренинги);
проводились индивидуальные консультации с детьми и их родителями по условиям дальнейшего получения профессионального образования (индивидуально, на классных родительских собраниях, на общешкольных родительских собраниях);
осуществлялось взаимодействие с директором и специалистами СПО «Туринский многопрофильный техникум» по решению вопроса об открытии группы для выпускников нашей школы (2012 г., 2013 г.);
осуществлялось взаимодействие со специалистами ГКУ «Туринский ЦЗ», со специалистами МАУ «Центр развития физической культуры спорта и молодёжной политики» для организации трудовой деятельности и проведения экскурсий (ежегодно трудоустраивались обучающиеся в летний период: в 2014 г. -17 обучающихся, в 2015 г.- 25 обучающихся, в 2016 г. – 20 обучающихся, в 2017 г. – 20 обучающихся);
проводились информационно – просветительские беседы на родительских собраниях с приглашением специалистов из ГКУ «Туринский ЦЗ» по определению перечня профессий, востребованных на рынке труда по месту жительства и Свердловской области.
Проводилось анкетирование среди родителей по вопросам профориентации детей в возрасте 7-18 лет по запросу Министерства общего и профессионального образования (2017 г.).
Для обобщения и распространения педагогического опыта по профориентационной работе учителя ПТО, педагог – психолог, социальный педагог участвовали:
- в областных и Всероссийских конкурсах (2015 г., 2016 г.);
- транслировали опыт работы на Всероссийской научно – практической конференции и семинарах;
- предоставляли материал для публикации, проводили мастер – классы;
- выступали на общешкольных родительских собраниях по вопросам социализации и профориентации обучающихся.
В ходе систематического проведения профориентационной работы с обучающимися ОВЗ получены положительные результаты:
с 2014 года при СПО «Туринский многопрофильный техникум» открыты группы для обучения выпускников с ОВЗ по профессии «маляр» и «кухонный работник»;
выпускники образовательной организации в дальнейшем устраиваются в СПО за пределами Туринского района – г. Ирбит, с. Туринская Слобода, г. Камышлов, г. Реж.
Статистика устройства выпускников с 2012-2017 годы показала, что:
Окончили |
Поступили в СПО |
Трудоустройство |
Имеют инвалидность |
Не заняты |
Декрет по уходу за ребёнком |
ЦЗН |
Продолжение обучения в 9 классе |
Нахождение на лечении по решению суда |
|
2013 |
13 |
6 (46%) |
1 |
6 (4) |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2014 |
17 |
13 (76 %) |
1 |
6 (1) |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2015 |
26 |
21 (81%) |
1 |
9(4) |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2016 |
15 |
11 (73 %) |
1 |
5 (2) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2017 |
13 |
13 (100%) |
0 |
8 (0) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Анализ жизнеустройства выпускников за последние 5 лет показывает, что:
образовательная организация работает в правильном направлении: снижается количество выпускников, не устроившихся в жизни, повышается мотивация выпускников к продолжению обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
большинство выпускников успешно адаптируются в социуме: они обустраивают свой быт, получают средне - профессиональное образование, создают семьи. Являются законопослушными гражданами своей страны, т.е. система педагогических и коррекционных мероприятий в школе реализуется в достаточной степени.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что проводимые мероприятия, направленные на создание условий, способствующих социально – трудовой адаптации обучающихся и дальнейшей успешной социализации, и интеграции в общество, проводятся на должном уровне и имеют положительный результат. «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через профориентационную работу и дальнейшая интеграция в общество» реализована в полном объёме.
28.11.2017 г.
Подготовил социальный педагог: С.Н. Лахина