Статья «Развитие у детей шестого года жизни элементов логического мышления с помощью занимательного материала»
Нам представляется интересным и важным исследования развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, так как с этого возраста закладываются основы, на которых строится последующее логическое мышление ребенка.
Возможно ли формирование у детей в этом возрасте научного понятия? Если да, то, что способствует его развитию? Создание каких психолого- педагогических условий необходимо для развития логического мышления у детей? Какие формы обучения являются наиболее эффективными в работе с детьми? Поиски ответа на эти вопросы и определяют АКТУАЛЬНОСТЬ нашего исследования.
Задача заключалась в том, чтобы разработать серию методических приемов, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений логически мыслить и на основании своих умозаключений, выполнять определенные логические операции.
Для решения поставленной задачи мы определили следующие направления работы со старшими дошкольниками:
- расширить представления детей о сравнении предметов и классификации их по группам;
- учить детей составлять из предложенных предметов определенные новые композиции, ка по образцу, так и по представлению;
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выявлять простейшие закономерности.
Работа строилась с учетом возрастных особенностей детей. Игра позволяла ненавязчиво включить их в познавательную и учебную деятельность с помощью сюрпризных моментов, разнообразных игровых упражнений.
Форма организации занятий – индивидуальная или подгрупповая – позволяла оказать ребенку максимально действенную помощь в освоении учебного материала.
Чтобы дети не теряли интереса к мыслительным заданиям, требующим достаточного большого напряжения их интеллектуальных сил, им предлагались для закрепления новые игровые сюжеты, использовались стихотворные тексты, загадки.
Для более полной реализации поставленных задач мы предлагаем использовать следующие методы психолого- педагогического исследования:
- педагогический этап, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
- анализ выполнения детьми специально подобранных заданий с целью выявления у них уровня развития элементов логического мышления;
-наблюдения за детьми на занятиях по математике и во время проведения дидактических игр.
В результате анализа теории мы сформировали цель опытной работы:
Подобрать и провести серию сюжетных игр и занимательных упражнений занимательного математического материала в развитии логического мышления дошкольников.
Задания со счетными палочками:
Детям предлагалось найти решение предложенных ситуаций в зависимости от цели задания. Во время выполнения заданий с палочками так организовывалос ь руководство процессом поиска решения, чтобы при анализе задачи ребенок сам пришёл к идее решения и высказал её.
Задание с играми- головоломками:
В работе использовалась; Монгольская игра головоломка. Основной задачей при сложении узора было обязательное использование всех деталей головоломки.
Логические задания на поиск недостающих фигур:
Выполнение подобных упражнений вызывало у детей живой естественный интерес, способствовало развитию самостоятельности мышления.а главное – освоению способов познания. Дети с удовольствием включались в решение простых творческих задач.
В процессе проведения занятий у детей вырабатывалась способность самим находить ответ на неизменный вопрос: « как?»
В исключительных случаях допускалось использование педагогических элементов объяснения, показа как приёмов обучения. В основном же познание детьми многообразия математических отношений объектов осуществлялось самостоятельно через восприятие и осмысление их в практической деятельности.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.
Занимательный математический материал является одним из средств развития элементов логического мышления. Способ ( путь) решения любой, даже очень простой занимательной задачи неизвестен, его нельзя передать решающему в готовом виде без опасения сообщить результат. Поиск пути решения, результата ( ответа) всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщения, ряда фигур, свойств, сходных признаков.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991
2.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников //
Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов. – С- ПБ.: Детство- пресс, 2001
3.Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989