Эффективность речевой коммуникации на уроках технологии

1
0
Материал опубликован 11 September 2016 в группе

Инновационный проект

«Эффективность речевой коммуникации на уроках технологии»

Цель проекта: Выявить особенности межличностных коммуникаций подростков и коммуникативно-деятельностный алгоритм развития речевых коммуникаций на уроках технологии.

Задачи:

  • Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме
  • Выявить алгоритм развития речевой коммуникации.
  • Определить педагогические условия развития эффективной речевой коммуникации подростков.
  • Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий для развития эффективной речевой коммуникации подростков.
  • Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие речевой коммуникации подростков на уроках технологии.

В условиях сегодняшнего дня эффективное использование имеющихся знаний, умений, навыков обусловлено активным, ответственным отношением человека к их приобретению. Современный школьник должен быть готов к самостоятельному приобретению знаний, следовательно, становится актуальной проблема формирования коммуникативных умений подростков, являющаяся составной частью системы обучения и воспитания. Характерной особенностью становления рыночных отношений в любой сфере профес­сионального труда является расширение кон­тактов между людьми, умение избегать конф­ликтных ситуаций и достигать согласия в со­вместной деятельности. Коммуникабельность является важным показателем развития личностно-делового потенциала молодого чело­века. Недостаточное исследования психолого-педагогической проблемы формирования межличностного взаимодействия в процессе обучения на уроках технологии, позволяет определить эффективность способов развития речевых коммуникаций подростков. Таким образом, анализ состояния и разработанности проблемы формирования межличностного взаимодействия позволило выявить противоречие между потребностью современного общества в воспитании и обучении бесконфликтной инициативной личности, социально мобильной, способной к успешной социализации в обществе и недостаточностью разработанности вопроса развития эффективных речевых коммуникаций подростков. Исходя из указанного противоречия определяется проблема исследования: какие педагогические условия необходимы для эффективной речевой коммуникации подростков на уроках технологии.

Я в своей педагогической деятельности всегда стремилась развивать у моих учеников умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию, эффективно сотрудничать на уроках и во внеурочное время с другими людьми, умение бережно относиться к здоровью.

Мой проект опирается на материально – технические, финансовые и кадровые ресурсы. Кадровое обеспечение: это психолог школы, специалист медиатеки, библиотекарь, учителя школы, которые первыми стали применять ИКТ – технологии в образовательном процессе. Финансово-экономическое: муниципалитет финансирует участие в конкурсах, олимпиадах. Материально-техническое обеспечение: информационный центр школы, медиатека, библиотека, интернет.

Для решения поставленных задач я использовала комплекс методов, включающий методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение); методы эмпирического исследования (изучение литературы, изучение документов, анкетирование, тестирование).

Опытно-экспериментальная работа будет проводиться в период с 2005 по 2007 годы в три этапа: ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий. При разработке системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие речевой коммуникации подростков использовались положения и выводы о технологии индивидуальной и групповой работы Р.С.Овчарова, И.С.Леонтьева, С.Н.Чистякова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены алгоритм и педагогические условия эффективной речевой коммуникации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке психолого-педагогической программы и рекомендаций, направленных на развитие речевой коммуникации подростков на уроках технологии, в разработке комплекса диагностик, необходимых для определения степени развития речевой коммуникации.

Кому от реализации проекта станет лучше?

Ученики.

Научатся:

применять знания в измененной, новой ситуации

демонстрировать свою технологическую компетентность

позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентноспособность.

осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов

Реализуют потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признании личных достижений.

Решение 1 задачи исследования:

Язык – основной канал, посредством которого подросток приоб­щается к культуре и выстраивает свой социальный опыт. Язык - бесценный дар, которым наделен человек. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть», писал А.П. Герцен. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодей­ствия и взаимовлияния. В группе можно срав­нить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительны­ми), утвердиться в их глазах. Де­лается важным умение познакомиться с понра­вившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значи­мой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может выс­казывать свои мысли и выражать чувства.

В связи с вышеизложенным становится аб­солютно ясно, что под коммуника­цией понимается обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувства­ми, установками между людьми в ходе совместной деятельности, необходимо специальное обу­чение коммуникативным навыкам, основанным на вербальных средствах общения, как спо­собов познания себя и познания других людей. Это необходимо также для развития самого себя, развития межличностной чувствительности, как условий для полноценного продуктивного взаи­модействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаи­модействии. Таким образом, общение на этапе подросткового возраста носит противоречивый характер, и педагогам необходимо развивать у своих питомцев практические навыки самопознания, повышения уверенности в себе, разъяснять им закономерности межличност­ного восприятия и взаимодействия, знако­мить с конкретными приемами избегания конфликтных ситуаций и достижения.

Переходим к следующей задаче исследования: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

1 условие. Один из блоков программы по технологии курс «Технология поиска работы» для учащихся 9—11 классов. Теоретическую часть его составляют вопросы, позволяющие повысить психологиче­скую компетентность учащихся, развить умение анализировать, оценивать и корректировать свое поведение в ситуации общения, преодолеть затруднения в общении. В задачи курса входило: убедить в значимости культуры общения для профессионального самоопределения; помочь в развитии коммуникативного потенциала лично­сти (общительность, умение контролировать се­бя в процессе деловых контактов, анализировать позицию партнера, проявление терпимости, бла­горазумия и т. п.); обучить ведению деловых бумаг и правилам эффективных переговоров. Поскольку его основной задачей было форми­рование опыта делового общения, необходимого для успешной адаптации в новых условиях, в методике преподавания преобладали практиче­ские занятия. [Приложение 1]

2 условие. Отдельные модули программы включают вопросы этикета, культуры общения. Так, в отдельных разделах курса «Технологии» — «Культура дома», «Я и моя семья» предполагается освоение учащимися культуры вза­имоотношений в семье и т. п.

3 условие. Одно из ведущих направлений технологиче­ской подготовки учащихся — включение их в проектную деятельность, предполагающую за­вершенный цикл созидания — от идеи до ее воплощения в продукте труда. На этапе определения цели деятельности и подго­товки к ее реализации учителя планируют защи­ту проектов; на этапе конструирования, моделирования, определения технологической последо­вательности выполнения изделия учащиеся ар­гументируют избранный ими вариант; наконец, по завершении работы обсуждаются ее резуль­таты, дается оценка выполнению проекта.

Можно внести определенную новизну на эта­пах оценки проектов, вариантов технологии и готовых изделий, если проводить их в виде деловой игры. В этом случае роли распределя­ются соответственно задачам этапа. Например, защиту проектов можно провести в виде конкурса рекламы. Заранее предложить учащимся пе­речень основных позиций, по которым они дол­жны подготовиться к конкурсу:

4 условие. Помимо проведения тренингов и деловых игр есть еще одно направление обучения культуре делового общения в процессе трудовой и на­чальной профессиональной подготовки. Непосредственно на занятиях создаются подчас ситуации, требующие документального оформления, и это дает возможность учителю познакомить сво­их воспитанников с правилами оформления не­которых документов личного и служебного ха­рактера.

Индивидуальные психологические особенно­сти учащихся различны и зависят от темпера­мента, быстроты реакции, преобладания зри­тельной, слуховой или кинестетической памяти. Поэтому один работает быстро, а другому надо дать возможность придерживаться своего, не­сколько замедленного темпа; одному достаточно устного инструктажа, другому не обойтись без образца или схематического изображения объек­та труда. Все это требует дифференцированного педагогического руководства процессом позна­вательной и созидательной деятельности уча­щихся, обоснованно планировать, оценивать эффективность своей работы с детьми.

Самому учителю полезно овладеть основами психологии общения, чтобы самим его стилем воспитывать культуру деловых отношений. Личный пример преподавателя, его стиль общения с учащимися, коллегами тоже служат фактором освоения приемов делового общения.

Таким образом, коммуникационные эффекты речевого искусства учителя в процессе педагогического общения учителя и ученика имеют огромное интеллектуально-эмоциональное воздействие. Основным средством педагогического общения является речь. Учитель, должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию.

Для решения последующих задач:ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ проверялась эффективность практических условий речевой коммуникации подростков на уроках технологии. Использовались следующие психологические приемы и методы: наблюдение, тестирование. По результатам констатирующего этапа была разработана программа РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ. Данная программа состоит из 8 занятий и рассчитана на срок 8 недель. Занятия проводятся с частотой 1 раз в неделю по 40 минут. Методологической основой формирования эксперимента послужили рекомендации авторов: Прутченкова А.С, Левашовой С.А.,Образцовой Т.Н.

Таким образом, используемые в программе формы и методы повышения коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми были подобраны правильно. Поставленные задачи программы были решены.

По результатам исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации. По результатам наблюдения и выполнения тестовых заданий учитель намечает пути раз­вития коммуникативных умений у школьни­ков. Развитие их осуществляется как в инди­видуальной работе, так и в групповой. Напри­мер, имеющийся опыт тренинговой (группо­вой) работы показал большую его эффектив­ность. В основе таких тренингов лежит метод групповой дискуссии. Участники группы со­вместно обсуждают ряд проблем, которые мо­гут быть предложены руководителем группы (учителем) или самими участниками. В процессе обсуждения им предлагаются ряд уп­ражнений или ролевые игры, результаты ко­торых потом анализируются в группе. Приме­рами тем дискуссий могут быть: «Что нужно, чтобы общаться с неизвестными людьми?», «Как вы думаете, насколько ваше представле­ние о себе соотносится с представлениями о вас окружающих?» и др.

В индивидуальной работе педагогу надо су­меть подобрать вид деятельности, наиболее подходящий для того или иного типа лично­сти. Так, бурную энергию экстравертов следу­ет направить в определенное русло и сделать плодотворной. Таким ребятам требуется опре­деленная самостоятельность в налаживании деловых контактов с людьми. Чрезмерная опека вызывает у них протест. Им лучше поручать дела, для выполнения которых требует­ся именно высокий уровень коммуникабель­ности, которым они обладают в избытке.

Наоборот, интровертов следует неназойли­во «тормозить», обеспечивая им участие в об­щем деле, снимая фиксацию на собственных переживаниях. Они часто страдают от одино­чества, самое обычное общение является для них проблемой. Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне).

Важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения).

В таких случаях педагогам не­обходимо обеспечить условия для положительного оценивания деятельности этих уча­щихся со стороны одноклассников. Учитель может также предложить таким учащимся иг­ры, конкурсы, где их познавательные интере­сы получат наибольшее раскрытие.

Возрастающая интенсификация социаль­ных связей личности, расширение поля ее об­щения, постоянно растущие нагрузки на пси­хическую деятельность делают процессы об­щения все более значимыми для жизни и ус­пехов в труде. Это предъявляет повышенные требования к развитию коммуникабельности у школьников, поскольку им предстоит в трудо­вой деятельности овладеть навыками глубоко­го понимания себя и партнера по общению. Понятие «профессионализм» по праву допол­няется понятием «культура общения». Ведь ма­ло найти свой талант, его еще предстоит реа­лизовать в процессе сотрудничества с други­ми людьми.

Таким образом ,цель исследования достигнута.

Комментарии
Комментариев пока нет.