Инновационный проект
«Эффективность речевой коммуникации на уроках технологии»
Цель проекта: Выявить особенности межличностных коммуникаций подростков и коммуникативно-деятельностный алгоритм развития речевых коммуникаций на уроках технологии.
Задачи:
- Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме
- Выявить алгоритм развития речевой коммуникации.
- Определить педагогические условия развития эффективной речевой коммуникации подростков.
- Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий для развития эффективной речевой коммуникации подростков.
- Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие речевой коммуникации подростков на уроках технологии.
В условиях сегодняшнего дня эффективное использование имеющихся знаний, умений, навыков обусловлено активным, ответственным отношением человека к их приобретению. Современный школьник должен быть готов к самостоятельному приобретению знаний, следовательно, становится актуальной проблема формирования коммуникативных умений подростков, являющаяся составной частью системы обучения и воспитания. Характерной особенностью становления рыночных отношений в любой сфере профессионального труда является расширение контактов между людьми, умение избегать конфликтных ситуаций и достигать согласия в совместной деятельности. Коммуникабельность является важным показателем развития личностно-делового потенциала молодого человека. Недостаточное исследования психолого-педагогической проблемы формирования межличностного взаимодействия в процессе обучения на уроках технологии, позволяет определить эффективность способов развития речевых коммуникаций подростков. Таким образом, анализ состояния и разработанности проблемы формирования межличностного взаимодействия позволило выявить противоречие между потребностью современного общества в воспитании и обучении бесконфликтной инициативной личности, социально мобильной, способной к успешной социализации в обществе и недостаточностью разработанности вопроса развития эффективных речевых коммуникаций подростков. Исходя из указанного противоречия определяется проблема исследования: какие педагогические условия необходимы для эффективной речевой коммуникации подростков на уроках технологии.
Я в своей педагогической деятельности всегда стремилась развивать у моих учеников умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию, эффективно сотрудничать на уроках и во внеурочное время с другими людьми, умение бережно относиться к здоровью.
Мой проект опирается на материально – технические, финансовые и кадровые ресурсы. Кадровое обеспечение: это психолог школы, специалист медиатеки, библиотекарь, учителя школы, которые первыми стали применять ИКТ – технологии в образовательном процессе. Финансово-экономическое: муниципалитет финансирует участие в конкурсах, олимпиадах. Материально-техническое обеспечение: информационный центр школы, медиатека, библиотека, интернет.
Для решения поставленных задач я использовала комплекс методов, включающий методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение); методы эмпирического исследования (изучение литературы, изучение документов, анкетирование, тестирование).
Опытно-экспериментальная работа будет проводиться в период с 2005 по 2007 годы в три этапа: ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий. При разработке системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие речевой коммуникации подростков использовались положения и выводы о технологии индивидуальной и групповой работы Р.С.Овчарова, И.С.Леонтьева, С.Н.Чистякова.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены алгоритм и педагогические условия эффективной речевой коммуникации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психолого-педагогической программы и рекомендаций, направленных на развитие речевой коммуникации подростков на уроках технологии, в разработке комплекса диагностик, необходимых для определения степени развития речевой коммуникации.
Кому от реализации проекта станет лучше?
Ученики.
Научатся:
применять знания в измененной, новой ситуации
демонстрировать свою технологическую компетентность
позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентноспособность.
осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов
Реализуют потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признании личных достижений.
Решение 1 задачи исследования:
Язык – основной канал, посредством которого подросток приобщается к культуре и выстраивает свой социальный опыт. Язык - бесценный дар, которым наделен человек. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть», писал А.П. Герцен. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.
В связи с вышеизложенным становится абсолютно ясно, что под коммуникацией понимается обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками между людьми в ходе совместной деятельности, необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, основанным на вербальных средствах общения, как способов познания себя и познания других людей. Это необходимо также для развития самого себя, развития межличностной чувствительности, как условий для полноценного продуктивного взаимодействия подростка с другими людьми в практической деятельности и личностном взаимодействии. Таким образом, общение на этапе подросткового возраста носит противоречивый характер, и педагогам необходимо развивать у своих питомцев практические навыки самопознания, повышения уверенности в себе, разъяснять им закономерности межличностного восприятия и взаимодействия, знакомить с конкретными приемами избегания конфликтных ситуаций и достижения.
Переходим к следующей задаче исследования: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
1 условие. Один из блоков программы по технологии курс «Технология поиска работы» для учащихся 9—11 классов. Теоретическую часть его составляют вопросы, позволяющие повысить психологическую компетентность учащихся, развить умение анализировать, оценивать и корректировать свое поведение в ситуации общения, преодолеть затруднения в общении. В задачи курса входило: убедить в значимости культуры общения для профессионального самоопределения; помочь в развитии коммуникативного потенциала личности (общительность, умение контролировать себя в процессе деловых контактов, анализировать позицию партнера, проявление терпимости, благоразумия и т. п.); обучить ведению деловых бумаг и правилам эффективных переговоров. Поскольку его основной задачей было формирование опыта делового общения, необходимого для успешной адаптации в новых условиях, в методике преподавания преобладали практические занятия. [Приложение 1]
2 условие. Отдельные модули программы включают вопросы этикета, культуры общения. Так, в отдельных разделах курса «Технологии» — «Культура дома», «Я и моя семья» предполагается освоение учащимися культуры взаимоотношений в семье и т. п.
3 условие. Одно из ведущих направлений технологической подготовки учащихся — включение их в проектную деятельность, предполагающую завершенный цикл созидания — от идеи до ее воплощения в продукте труда. На этапе определения цели деятельности и подготовки к ее реализации учителя планируют защиту проектов; на этапе конструирования, моделирования, определения технологической последовательности выполнения изделия учащиеся аргументируют избранный ими вариант; наконец, по завершении работы обсуждаются ее результаты, дается оценка выполнению проекта.
Можно внести определенную новизну на этапах оценки проектов, вариантов технологии и готовых изделий, если проводить их в виде деловой игры. В этом случае роли распределяются соответственно задачам этапа. Например, защиту проектов можно провести в виде конкурса рекламы. Заранее предложить учащимся перечень основных позиций, по которым они должны подготовиться к конкурсу:
4 условие. Помимо проведения тренингов и деловых игр есть еще одно направление обучения культуре делового общения в процессе трудовой и начальной профессиональной подготовки. Непосредственно на занятиях создаются подчас ситуации, требующие документального оформления, и это дает возможность учителю познакомить своих воспитанников с правилами оформления некоторых документов личного и служебного характера.
Индивидуальные психологические особенности учащихся различны и зависят от темперамента, быстроты реакции, преобладания зрительной, слуховой или кинестетической памяти. Поэтому один работает быстро, а другому надо дать возможность придерживаться своего, несколько замедленного темпа; одному достаточно устного инструктажа, другому не обойтись без образца или схематического изображения объекта труда. Все это требует дифференцированного педагогического руководства процессом познавательной и созидательной деятельности учащихся, обоснованно планировать, оценивать эффективность своей работы с детьми.
Самому учителю полезно овладеть основами психологии общения, чтобы самим его стилем воспитывать культуру деловых отношений. Личный пример преподавателя, его стиль общения с учащимися, коллегами тоже служат фактором освоения приемов делового общения.
Таким образом, коммуникационные эффекты речевого искусства учителя в процессе педагогического общения учителя и ученика имеют огромное интеллектуально-эмоциональное воздействие. Основным средством педагогического общения является речь. Учитель, должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию.
Для решения последующих задач:ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ проверялась эффективность практических условий речевой коммуникации подростков на уроках технологии. Использовались следующие психологические приемы и методы: наблюдение, тестирование. По результатам констатирующего этапа была разработана программа РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ. Данная программа состоит из 8 занятий и рассчитана на срок 8 недель. Занятия проводятся с частотой 1 раз в неделю по 40 минут. Методологической основой формирования эксперимента послужили рекомендации авторов: Прутченкова А.С, Левашовой С.А.,Образцовой Т.Н.
Таким образом, используемые в программе формы и методы повышения коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми были подобраны правильно. Поставленные задачи программы были решены.
По результатам исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации. По результатам наблюдения и выполнения тестовых заданий учитель намечает пути развития коммуникативных умений у школьников. Развитие их осуществляется как в индивидуальной работе, так и в групповой. Например, имеющийся опыт тренинговой (групповой) работы показал большую его эффективность. В основе таких тренингов лежит метод групповой дискуссии. Участники группы совместно обсуждают ряд проблем, которые могут быть предложены руководителем группы (учителем) или самими участниками. В процессе обсуждения им предлагаются ряд упражнений или ролевые игры, результаты которых потом анализируются в группе. Примерами тем дискуссий могут быть: «Что нужно, чтобы общаться с неизвестными людьми?», «Как вы думаете, насколько ваше представление о себе соотносится с представлениями о вас окружающих?» и др.
В индивидуальной работе педагогу надо суметь подобрать вид деятельности, наиболее подходящий для того или иного типа личности. Так, бурную энергию экстравертов следует направить в определенное русло и сделать плодотворной. Таким ребятам требуется определенная самостоятельность в налаживании деловых контактов с людьми. Чрезмерная опека вызывает у них протест. Им лучше поручать дела, для выполнения которых требуется именно высокий уровень коммуникабельности, которым они обладают в избытке.
Наоборот, интровертов следует неназойливо «тормозить», обеспечивая им участие в общем деле, снимая фиксацию на собственных переживаниях. Они часто страдают от одиночества, самое обычное общение является для них проблемой. Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне).
Важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения).
В таких случаях педагогам необходимо обеспечить условия для положительного оценивания деятельности этих учащихся со стороны одноклассников. Учитель может также предложить таким учащимся игры, конкурсы, где их познавательные интересы получат наибольшее раскрытие.
Возрастающая интенсификация социальных связей личности, расширение поля ее общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность делают процессы общения все более значимыми для жизни и успехов в труде. Это предъявляет повышенные требования к развитию коммуникабельности у школьников, поскольку им предстоит в трудовой деятельности овладеть навыками глубокого понимания себя и партнера по общению. Понятие «профессионализм» по праву дополняется понятием «культура общения». Ведь мало найти свой талант, его еще предстоит реализовать в процессе сотрудничества с другими людьми.
Таким образом ,цель исследования достигнута.