12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1078
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
4

Мастер–класс «Эффективность урока - результат организации активной деятельности на уроке»



Фокус-группа

Мастер – класс

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОКА

Цель: продемонстрировать активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявить достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на уроке по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героинь».

Задачи:

1.Передача опыта путем прямого показа приемов деятельности на уроке.

2 Повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход мероприятия:

 

Использование АМО: действия учителя и обучающихся.

Ожидаемые образовательные результаты.

1.Здравствуйте! В рамках данного мастер-класса продемонстрирую вам, уважаемые коллеги, как работают активные методы обучения (АМО) и методы ТРКМ на разных этапах урока для достижения образовательных результатов.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся самые разнообразные технологии, которые внедряются мною на уроках русского языка и литературы. СЛАЙД

Открыв для себя технологию АМО, (разработанную Лазаревым Тимофеем Васильевичем, кандидатом психологических наук), я поняла, что именно она поможет мне осуществлять обучение, воспитание обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.

Отсюда моя задача как учителя - создать условия, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. СЛАЙД

2. В данной технологии активные методы должны проходить через все фазы образовательного мероприятия.

Используя АМ на первой фазе урока, мы получаем следующие образовательные результаты:

обучающиеся понимают цель своей деятельности на уроке;

умеют формулировать тему, эффективно погружаются в изучаемый материал.

Прием «Волшебный сундучок» нельзя назвать новым, но он хорошо работает в данной технологии и позволяет создать творческую атмосферу, позитивный настрой обучающихся.

Демонстрация метода

Первая фаза образовательного мероприятия.

1.Прием « Волшебный сундучок» «Посылка».

Цель: создать творческую атмосферу, позитивный настрой учащихся.

Время: 2-3 минуты.

Материалы: сундучок с предметами (портрет А.С Пушкина, яблоко, зеркальце, царевна и царица).

Проведение: Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?

-Сформулируйте тему урока.

Картинки героинь…значит…(сравнительная характеристика)

Археологи нашли камень, на котором были высечены слова:

« Добро и зло ведут вечный бой за душу человека, и красота – вечное их оружие»

Укажите слова с противоположным значением. Такой прием в литературе называется антитеза

- Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего урока?

(Красота может быть как на стороне добра, так и на стороне зла).

- Чему вы научитесь на уроке?

( научимся выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоим навыки анализа сказки)

Основная фаза образовательного мероприятия.СЛАЙД

Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла.

— Что же такое добро и зло?

–— Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло?

2-3 Используя методы «Не кистью, а словами» и «Кластер Древо» мы с фокус группами делаем следующее:

Проведение:

На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны.

Необходимо выбрать те характеристики, которые соответствуют данной героине; прикрепите их к доске рядом с портретом; подтвердите свой выбор примерами из текста.

Нарисуем два символических дерева.

ФОКУС ГРУППЫ РИСУЮТ

(ОДНА ДЕРЕВО ДОБРА, ДРУГАЯ - ДЕРЕВО ЗЛА)

КАЧЕСТВА ГЕРОИНЬ

Уважаемые коллеги! Используя активные методы обучения основной фазы урока, мы решаем следующие образовательные задачи:

*обучающиеся актуализируют имеющиеся у них знания и умения по теме, проверяют степень их усвоения;

*развивают способность к практическому применению изученного материала в реальных ситуациях;

*совершенствуют универсальные учебные действия.

Эти образовательные результаты хорошо демонстрируют методы

«У всех на устах».

Кластер (Деревья)

«Не кистью, а словами»

— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя. А вот нашей героине не повезло.

Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем

4.Физминутка. Перед вами макет зеркальца.

Берем его в руки и выполняем физминутку

Мы ладонь к глазам приставим,

Зеркало к лицу направим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И представим, как царица

Возле зеркала любит крутиться.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

5. Метод «У всех на устах».

Цель: расширить словарный запас обучающихся.

Время: 3-4 минуты.

Проведение: Учащиеся находят слова, значение которых им непонятно.

Делают предположительные ответы по значению слова.

Затем просматривают эталон ответа на слайде (это может быть и видеоролик)

после чего формулируют значение слова. отвечают на вопросы учителя.

- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?

-Как вы думаете, что значит слово «ломлива».

- Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй, видеороликами.

Какое значение имеют эти слова? Чтобы подтвердить наши предположения обратимся к Толковому словарю В.Даля.

Найдите и прочитайте значение слова.

Словарная работа необходима на уроках литературы, т.к. незнание лексического значения слов затрудняет прочтение текстов.

Метод «У всех на устах»- один из способов проведения словарной работы.

6. ГРУППОВАЯ РАБОТА. РАФТ

Активные методы заключительной фазы образовательного мероприятия

АМО заключительной фазы позволяют нам получить следующие образовательные результаты:

обучающиеся активно расслабляются, восстанавливает силы;

подводят итоги своей деятельности на уроке, определяют степень достижения результата; планируют выполнение домашнего задания.

Метод «На распутье» позволяет нам увидеть, как обучающиеся умеют подводить итоги своей деятельности и определяют степень достижения результата.

Демонстрация метода.

7. Метод «На распутье»

Цель: уметь подводить итоги своей деятельности, определять степень достижения результата.

Время: 5 минут.

Материалы: камень с надписью (слайд презентации), зеркальце у каждого учащегося.

ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К КАМНЮ У ДОРОГИ И ЕЩЕ РАЗ ПРОЧИТАЕМ НАДПИСЬ

Проведение: Прочитать надпись на камне, определить, какое она имеет отношение к сказке А.С. Пушкина? Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель предлагает взять зеркальце, посмотреть в него, потом закрыть глаза и представить себя взрослыми, совершающими добрые дела, хорошие поступки.

Человек всегда стоит перед выбором, по какой дороге пойти.

Какую дорогу вы выбираете?

Затем на шаблоне зеркала написать ответ на вопрос: каким я хочу стать человеком?

1 минута. ЗАЧИТАТЬ РАБОТЫ!!!!

8. Прием «Свободный микрофон»»

Попробуйте начать свой ответ с фразы:

• Сегодня я узнал(а)…

• Я понял(а), что…

• Теперь я могу…

• Я почувствовал(а), что

• Мне захотелось…

• Я научился (научилась)…

 

Вывод: Продемонстрированная часть активных методов, проведённых в рамках отдельного урока, показывает, что учащиеся, выполняя задачи, поставленные перед ними, достигают ожидаемые образовательные результаты.

Когда-то великий Гёте написал: «Нас создаёт и формирует то, что мы любим».

А я бы сказала иначе: «Мы любим то, что нас создает и формирует».

Использование технологии АМО И ТРКМ позволило мне сделать уроки интересными, отвечающими потребностям сегодняшнего дня.


Школа молодого учителя
PPTX / 13.95 Мб
            

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 25.08.19 в 07:42 1Ответить Пожаловаться
Спасибо,Лейла! Полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.