Мастер–класс «Эффективность урока - результат организации активной деятельности на уроке»
Пояснительная записка к презентации
Мастер – класс
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОКА
Цель: продемонстрировать активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявить достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на уроке по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героинь».
Задачи:
1.Передача опыта путем прямого показа приемов деятельности на уроке.
2 Повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мероприятия:
|
Использование АМО: действия учителя и обучающихся. |
Ожидаемые образовательные результаты. |
1.Здравствуйте! В рамках данного мастер-класса продемонстрирую вам, уважаемые коллеги, как работают активные методы обучения (АМО) и методы ТРКМ на разных этапах урока для достижения образовательных результатов. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся самые разнообразные технологии, которые внедряются мною на уроках русского языка и литературы. СЛАЙД Открыв для себя технологию АМО, (разработанную Лазаревым Тимофеем Васильевичем, кандидатом психологических наук), я поняла, что именно она поможет мне осуществлять обучение, воспитание обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии. Отсюда моя задача как учителя - создать условия, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. СЛАЙД 2. В данной технологии активные методы должны проходить через все фазы образовательного мероприятия. Используя АМ на первой фазе урока, мы получаем следующие образовательные результаты: обучающиеся понимают цель своей деятельности на уроке; умеют формулировать тему, эффективно погружаются в изучаемый материал. Прием «Волшебный сундучок» нельзя назвать новым, но он хорошо работает в данной технологии и позволяет создать творческую атмосферу, позитивный настрой обучающихся. Демонстрация метода |
||
Первая фаза образовательного мероприятия. 1.Прием « Волшебный сундучок» «Посылка». Цель: создать творческую атмосферу, позитивный настрой учащихся. Время: 2-3 минуты. Материалы: сундучок с предметами (портрет А.С Пушкина, яблоко, зеркальце, царевна и царица). Проведение: Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки? -Сформулируйте тему урока. Картинки героинь…значит…(сравнительная характеристика) |
||
Археологи нашли камень, на котором были высечены слова: « Добро и зло ведут вечный бой за душу человека, и красота – вечное их оружие» Укажите слова с противоположным значением. Такой прием в литературе называется антитеза - Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего урока? (Красота может быть как на стороне добра, так и на стороне зла). - Чему вы научитесь на уроке? ( научимся выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоим навыки анализа сказки) Основная фаза образовательного мероприятия.СЛАЙД Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла. — Что же такое добро и зло? –— Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло? 2-3 Используя методы «Не кистью, а словами» и «Кластер Древо» мы с фокус группами делаем следующее: Проведение: На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны. Необходимо выбрать те характеристики, которые соответствуют данной героине; прикрепите их к доске рядом с портретом; подтвердите свой выбор примерами из текста. — Нарисуем два символических дерева. ФОКУС ГРУППЫ РИСУЮТ (ОДНА ДЕРЕВО ДОБРА, ДРУГАЯ - ДЕРЕВО ЗЛА) КАЧЕСТВА ГЕРОИНЬ Уважаемые коллеги! Используя активные методы обучения основной фазы урока, мы решаем следующие образовательные задачи: *обучающиеся актуализируют имеющиеся у них знания и умения по теме, проверяют степень их усвоения; *развивают способность к практическому применению изученного материала в реальных ситуациях; *совершенствуют универсальные учебные действия. Эти образовательные результаты хорошо демонстрируют методы «У всех на устах». Кластер (Деревья) «Не кистью, а словами» — Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева? (как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость) — Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз? (Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри) — Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть) Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя. А вот нашей героине не повезло. |
||
Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем 4.Физминутка. Перед вами макет зеркальца. Берем его в руки и выполняем физминутку Мы ладонь к глазам приставим, Зеркало к лицу направим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И представим, как царица Возле зеркала любит крутиться. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь. 5. Метод «У всех на устах». Цель: расширить словарный запас обучающихся. Время: 3-4 минуты. Проведение: Учащиеся находят слова, значение которых им непонятно. Делают предположительные ответы по значению слова. Затем просматривают эталон ответа на слайде (это может быть и видеоролик) после чего формулируют значение слова. отвечают на вопросы учителя. - Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми? -Как вы думаете, что значит слово «ломлива». - Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй, видеороликами. Какое значение имеют эти слова? Чтобы подтвердить наши предположения обратимся к Толковому словарю В.Даля. Найдите и прочитайте значение слова. Словарная работа необходима на уроках литературы, т.к. незнание лексического значения слов затрудняет прочтение текстов. Метод «У всех на устах»- один из способов проведения словарной работы. 6. ГРУППОВАЯ РАБОТА. РАФТ Активные методы заключительной фазы образовательного мероприятия АМО заключительной фазы позволяют нам получить следующие образовательные результаты: обучающиеся активно расслабляются, восстанавливает силы; подводят итоги своей деятельности на уроке, определяют степень достижения результата; планируют выполнение домашнего задания. Метод «На распутье» позволяет нам увидеть, как обучающиеся умеют подводить итоги своей деятельности и определяют степень достижения результата. Демонстрация метода. 7. Метод «На распутье» Цель: уметь подводить итоги своей деятельности, определять степень достижения результата. Время: 5 минут. Материалы: камень с надписью (слайд презентации), зеркальце у каждого учащегося. ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К КАМНЮ У ДОРОГИ И ЕЩЕ РАЗ ПРОЧИТАЕМ НАДПИСЬ Проведение: Прочитать надпись на камне, определить, какое она имеет отношение к сказке А.С. Пушкина? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель предлагает взять зеркальце, посмотреть в него, потом закрыть глаза и представить себя взрослыми, совершающими добрые дела, хорошие поступки. Человек всегда стоит перед выбором, по какой дороге пойти. Какую дорогу вы выбираете? Затем на шаблоне зеркала написать ответ на вопрос: каким я хочу стать человеком? 1 минута. ЗАЧИТАТЬ РАБОТЫ!!!! 8. Прием «Свободный микрофон»» Попробуйте начать свой ответ с фразы: • Сегодня я узнал(а)… • Я понял(а), что… • Теперь я могу… • Я почувствовал(а), что • Мне захотелось… • Я научился (научилась)…
Вывод: Продемонстрированная часть активных методов, проведённых в рамках отдельного урока, показывает, что учащиеся, выполняя задачи, поставленные перед ними, достигают ожидаемые образовательные результаты. Когда-то великий Гёте написал: «Нас создаёт и формирует то, что мы любим». А я бы сказала иначе: «Мы любим то, что нас создает и формирует». Использование технологии АМО И ТРКМ позволило мне сделать уроки интересными, отвечающими потребностям сегодняшнего дня. |
Горбачёва Марина Юрьевна