Мастер–класс «Эффективность урока - результат организации активной деятельности на уроке»

4
1
Материал опубликован 24 August 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Фокус-группа

Мастер – класс

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОКА

Цель: продемонстрировать активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявить достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на уроке по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героинь».

Задачи:

1.Передача опыта путем прямого показа приемов деятельности на уроке.

2 Повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход мероприятия:

 

Использование АМО: действия учителя и обучающихся.

Ожидаемые образовательные результаты.

1.Здравствуйте! В рамках данного мастер-класса продемонстрирую вам, уважаемые коллеги, как работают активные методы обучения (АМО) и методы ТРКМ на разных этапах урока для достижения образовательных результатов.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся самые разнообразные технологии, которые внедряются мною на уроках русского языка и литературы. СЛАЙД

Открыв для себя технологию АМО, (разработанную Лазаревым Тимофеем Васильевичем, кандидатом психологических наук), я поняла, что именно она поможет мне осуществлять обучение, воспитание обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.

Отсюда моя задача как учителя - создать условия, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. СЛАЙД

2. В данной технологии активные методы должны проходить через все фазы образовательного мероприятия.

Используя АМ на первой фазе урока, мы получаем следующие образовательные результаты:

обучающиеся понимают цель своей деятельности на уроке;

умеют формулировать тему, эффективно погружаются в изучаемый материал.

Прием «Волшебный сундучок» нельзя назвать новым, но он хорошо работает в данной технологии и позволяет создать творческую атмосферу, позитивный настрой обучающихся.

Демонстрация метода

Первая фаза образовательного мероприятия.

1.Прием « Волшебный сундучок» «Посылка».

Цель: создать творческую атмосферу, позитивный настрой учащихся.

Время: 2-3 минуты.

Материалы: сундучок с предметами (портрет А.С Пушкина, яблоко, зеркальце, царевна и царица).

Проведение: Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?

-Сформулируйте тему урока.

Картинки героинь…значит…(сравнительная характеристика)

Археологи нашли камень, на котором были высечены слова:

« Добро и зло ведут вечный бой за душу человека, и красота – вечное их оружие»

Укажите слова с противоположным значением. Такой прием в литературе называется антитеза

- Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего урока?

(Красота может быть как на стороне добра, так и на стороне зла).

- Чему вы научитесь на уроке?

( научимся выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоим навыки анализа сказки)

Основная фаза образовательного мероприятия.СЛАЙД

Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла.

— Что же такое добро и зло?

–— Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло?

2-3 Используя методы «Не кистью, а словами» и «Кластер Древо» мы с фокус группами делаем следующее:

Проведение:

На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны.

Необходимо выбрать те характеристики, которые соответствуют данной героине; прикрепите их к доске рядом с портретом; подтвердите свой выбор примерами из текста.

Нарисуем два символических дерева.

ФОКУС ГРУППЫ РИСУЮТ

(ОДНА ДЕРЕВО ДОБРА, ДРУГАЯ - ДЕРЕВО ЗЛА)

КАЧЕСТВА ГЕРОИНЬ

Уважаемые коллеги! Используя активные методы обучения основной фазы урока, мы решаем следующие образовательные задачи:

*обучающиеся актуализируют имеющиеся у них знания и умения по теме, проверяют степень их усвоения;

*развивают способность к практическому применению изученного материала в реальных ситуациях;

*совершенствуют универсальные учебные действия.

Эти образовательные результаты хорошо демонстрируют методы

«У всех на устах».

Кластер (Деревья)

«Не кистью, а словами»

— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя. А вот нашей героине не повезло.

Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем

4.Физминутка. Перед вами макет зеркальца.

Берем его в руки и выполняем физминутку

Мы ладонь к глазам приставим,

Зеркало к лицу направим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И представим, как царица

Возле зеркала любит крутиться.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

5. Метод «У всех на устах».

Цель: расширить словарный запас обучающихся.

Время: 3-4 минуты.

Проведение: Учащиеся находят слова, значение которых им непонятно.

Делают предположительные ответы по значению слова.

Затем просматривают эталон ответа на слайде (это может быть и видеоролик)

после чего формулируют значение слова. отвечают на вопросы учителя.

- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?

-Как вы думаете, что значит слово «ломлива».

- Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй, видеороликами.

Какое значение имеют эти слова? Чтобы подтвердить наши предположения обратимся к Толковому словарю В.Даля.

Найдите и прочитайте значение слова.

Словарная работа необходима на уроках литературы, т.к. незнание лексического значения слов затрудняет прочтение текстов.

Метод «У всех на устах»- один из способов проведения словарной работы.

6. ГРУППОВАЯ РАБОТА. РАФТ

Активные методы заключительной фазы образовательного мероприятия

АМО заключительной фазы позволяют нам получить следующие образовательные результаты:

обучающиеся активно расслабляются, восстанавливает силы;

подводят итоги своей деятельности на уроке, определяют степень достижения результата; планируют выполнение домашнего задания.

Метод «На распутье» позволяет нам увидеть, как обучающиеся умеют подводить итоги своей деятельности и определяют степень достижения результата.

Демонстрация метода.

7. Метод «На распутье»

Цель: уметь подводить итоги своей деятельности, определять степень достижения результата.

Время: 5 минут.

Материалы: камень с надписью (слайд презентации), зеркальце у каждого учащегося.

ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К КАМНЮ У ДОРОГИ И ЕЩЕ РАЗ ПРОЧИТАЕМ НАДПИСЬ

Проведение: Прочитать надпись на камне, определить, какое она имеет отношение к сказке А.С. Пушкина? Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель предлагает взять зеркальце, посмотреть в него, потом закрыть глаза и представить себя взрослыми, совершающими добрые дела, хорошие поступки.

Человек всегда стоит перед выбором, по какой дороге пойти.

Какую дорогу вы выбираете?

Затем на шаблоне зеркала написать ответ на вопрос: каким я хочу стать человеком?

1 минута. ЗАЧИТАТЬ РАБОТЫ!!!!

8. Прием «Свободный микрофон»»

Попробуйте начать свой ответ с фразы:

• Сегодня я узнал(а)…

• Я понял(а), что…

• Теперь я могу…

• Я почувствовал(а), что

• Мне захотелось…

• Я научился (научилась)…

 

Вывод: Продемонстрированная часть активных методов, проведённых в рамках отдельного урока, показывает, что учащиеся, выполняя задачи, поставленные перед ними, достигают ожидаемые образовательные результаты.

Когда-то великий Гёте написал: «Нас создаёт и формирует то, что мы любим».

А я бы сказала иначе: «Мы любим то, что нас создает и формирует».

Использование технологии АМО И ТРКМ позволило мне сделать уроки интересными, отвечающими потребностям сегодняшнего дня.


Школа молодого учителя
PPTX / 13.95 Мб
            

Предварительный просмотр презентации

Мастер – класс ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА-РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОКА Принцип любого мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас»

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: v Информационно – коммуникационная технология v Технология развития критического мышления (ТРКМ) v АМО (активные методы обучения) v Проектная технология v Технология развивающего обучения v Здоровьесберегающие технологии v Технология проблемного обучения v Игровые технологии v Модульная технология v Технология мастерских v Кейс – технология v Технология интегрированного обучения v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v Групповые технологии. v Традиционные технологии (классно-урочная система)

Активные методы обучения (АМО) строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности на вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии на разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы Задача учителя – создать условия, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Активные методы первой фазы образовательного мероприятия Получаемые результаты: Обучающийся понимает цель своей деятельности на уроке, эффективно погружается в изучаемый материал «Волшебный сундучок» «Посылка» «Самолетик пожеланий» «Я – супергерой» «Подари улыбку» «Ассоциации» «Фруктовый сад»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Главные героини сказки. Сравнительная характеристика Первая фаза урока литературы. Активный метод «Волшебный сундучок»

Активные методы основной фазы образовательного мероприятия «Не кистью, а словами» «Кластер» «Древо» «У всех на устах» «Интерактивная лекция» «Автобусная остановка» «Мастерская вопросов» «Галерея секретов» «Тест достижений» Получаемые результаты: Обучающийся актуализирует имеющиеся у него знания и умения по теме, проверяет степень их усвоения; развивает способность к практическому применению изученного материала в реальных ситуациях, совершенствует универсальные учебные действия.

Царица Царевна ВЫСОКА СТРОЙНА УМНА БЕЛА ГОРДА ЛОМЛИВА СВОЕНРАНА РЕВНИВА (ЗАВИСТЛИВА) БЕЛОЛИЦА ЧЕРНОБРОВА НРАВУ КРОТКОГО ТРУДОЛЮБИВАЯ ПРИВЕТЛИВАЯ СКРОМНАЯ ВЕЖЛИВАЯ ДОБРАЯ Основная фаза урока литературы. Активный метод «Не кистью, а словами…».

Дерево добра Дерево зла

Мы ладонь к глазам приставим, Зеркало к лицу направим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И представим, как царица Возле зеркала любит крутиться. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться ,подбочась, гордо в зеркальце глядясь

Метод «У всех на устах»

Значение слова (из Толкового словаря В.Даля) Ломливый - тот, кто важничает, заставляет ухаживать за собой; упрямый. Кроткий- смиренный, скромный тихий  Основная фаза урока литературы. Активный метод «У всех на устах».

Группа 1 Царевна Группа 2 Царица

Активные методы заключительной фазы образовательного мероприятия «На распутье» «Японские поклоны» «Плюс - минус - интересно» «Светофор» «Свободный микрофон» «Письмо самому себе» Получаемые результаты: Обучающийся активно расслабляется, восстанавливает силы, подводит итоги своей деятельности на уроке, определяет степень достижения результата, планирует выполнение задания дома.

Добро и зло ведут вечный бой за душу человека, и красота – вечное их оружие. Заключительная фаза урока литературы. Активный метод «На распутье…» Какую дорогу ты выберешь? Каким ты хочешь стать человеком?

Свободный микрофон Попробуйте начать свой ответ с фразы: •Сегодня я узнал(а)… •Я понял(а), что… •Теперь я могу… •Я почувствовал(а), что •Мне захотелось… •Я научился (научилась)…

Нас создаёт и формирует то, что мы любим. Нас создаёт и формирует то, что мы любим. В.Гёте Мы любим то, что нас создаёт и формирует.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо,Лейла! Полезный ресурс!

25 August 2019