Вечер занимательной физики для учащихся 7 классов «Физическая мозаика»
Пояснительная записка к презентации
Вечер занимательной физики для учащихся 7-х классов. (Слайд№1)
«Физическая мозаика».
Цель: создать организационные и содержательные условия для развития познавательного интереса к предмету и расширения кругозора учащихся.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес обучающихся к предмету.
2. Развивать инициативу и самостоятельность детей на основе игровой деятельности.
3. В ходе обсуждения предложенных ситуаций, решения задач способствовать развитию речи, внимания, фантазии, памяти, воображения учащихся.
4. Работая в группах, при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру учеников.
5. Содействовать воспитанию определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.
УУД
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Регулятивные: поиск, анализ и отбор нужной информации.
Сценарий мероприятия.
Вступление.(Слайд№2)
Совершено непонятно,
Почему вода течет сверху вниз,
А не обратно,
Так, а не наоборот.
Совершено непонятно
Почему трава растет снизу вверх
А не обратно,
Так, а не наоборот.
Совершено непонятно,
Что такое свет и тень.
В общем, есть над, чем подумать,
Если думать вам не лень. (Роман Сеф «Ключ от сказки»)
Физика.
Физика повсюду,
Физика везде,
Физику мы знаем
Лучше, лучше всех!
Формулы, задачки
Мы пишем без труда.
Знаем, знаем, знаем
Физика – нужна!
Олифирова Мария. (7б класс, 2014год)
(Слайд№3)
Человеку нашего века необходимо многое: поэзия Лермонтова М.Ю. и Пушкина А.С., проза Толстого Л.Н. и Чехова А.П., музыка Чайковского П.И. и Шопена, и самая загадочная из всех научных теорий мира – теория относительности Эйнштейна А., а ещё космонавтика и микроэлектроника, бионика и квантовая механика. Вот такая мозаика! А нас сегодня ждет физическая «мозаика» из опытов, загадок, вопросов и ответов.
Представление команд. Название. Девиз. Приветствие.
За каждый правильный ответ, хорошо выполненную работу вы будете получать цветной жетон. Из этих цветных жетонов вы составите мозаику. Чем больше жетонов, тем красочней и интересней будет ваша «физическая мозаика».
(Слайд№4)
Задание №1. Загадки из «Черного ящика» Что такое «черный ящик»? Я с вами согласна. Это что - то неизвестное. Попытаемся открыть эти «черные ящики». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что спрятано в нем.
1. Этот маленький предмет (Слайд№5)
Нам подскажет вмиг ответ,
Почему при малой силе
В стену вдруг его вонзили? (Кнопка)
Вопрос №1. От каких величин зависит давление твердого тела? Какой буквой обозначают давление? По какой формуле вычисляют давление? В каких единицах давление измеряют?
2. Ну-ка, в горсть её схвати –
Не удержится в горсти. (Вода)
Вопрос №2. Какими свойствами обладают жидкие тела?
3. А ну-ка, быстро посмотри(Слайд№6)
И разреши сомненья.
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости давленье?
Вопрос №3. По какой формуле вычисляют давление жидкости на глубине? Как передают давление жидкости и газы?
4. Вот так чудо!
Два сообщающихся сосуда,
Два поршня есть, и
Жидкость есть, а называют его …. (пресс)
Вопрос №3. Для чего нужен пресс?
5. На стене висит тарелка, (Слайд№7)
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)
Вопрос №3. Что такое атмосфера. Для чего надо знать атмосферное давление?
6. Ответь мне на вопрос,
А то глаза не верят:
Как могут быть сильней
Два медных полушария
Десятков лошадей?
Вопрос №3. О каком знаменитом опыте вас спрашивают?
7. Поднимаемся мы в гору,(Слайд№8)
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
Вопрос №7. Прибор для измерения атмосферного давления. Как изменяется давление с высотой.
8. В один сосуд бежит вода,
Но, это право, не беда,
Так как соседи ведь они,
И в других столько же воды.
Как называются они?
Что знаешь ты о них, скажи?
Где применяются они? (Сообщающиеся сосуды)
Вопрос №8. Свойства сообщающихся сосудов. Применение.
(Слайд№9)
Задание №2 Опыты, опыты, опыты.
№1. Яйцо в бутылку. Зажигаем бумагу и бросаем в бутылку, накрываем её яйцом. Яйцо медленно вползает в бутылку. Почему?
№2. Плавающий виноград. Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой.
№3. Невесомость. Прибор для невесомости. Лампочка загорается, когда прибор летит вниз. Почему?
№4. Лампочка в банке. Что произойдет с лампочкой, если я наступлю на неё?
№5. Вылет пробки. Нагревание пробирки с водой, под действием пара пробка вылетает.
№6. Инерция. Груз на нити. У грузика нить снизу и сверху. Какая нить порвется, если я дерну резко, медленно.
Задание №3(Слайд№10)
Найти ошибку. (Для зрителей)
В походе.
В яркий солнечный день ученики отправились в поход. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг, и пришлось сбавить шаг.
Далеко впереди ребята заметили человека, который рубил хворост. Его трудно было разглядеть, потому что и человек и окружающие его кусты были видны неясно, контуры их расплывались, и казалось, будто они колышутся и дрожат. Подойдя к дровосеку метров на двести, ребята увидели, как он поднял и опустил топор на толстый сук, однако удар топора они услышали не сразу.
На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.
Над костром повесили два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода быстро закипела.
После захода солнца показался серп луны, его рожки были обращены вправо. Было очень красиво.
Найди ошибки. (Для команд)
Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Я открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул: по всему телу разлилось тепло.
Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищено произнес он. – Солнце то, какое, а температура сутра минус 2 градуса по Цельсию. «Нет, минус 4», - возразил я. Мы заспорили, потом сообразили, в чем причина: «У меня термометр на ветру висит, а у тебя в укромном месте, поэтому твой и показывает больше», - догадался Толя.
Найдите ошибки в рисунках.(Слайд№11)
(Слайд№12)
(Слайд№13)
Задание №4. «Если сможешь, сделай»
№1. Погаси свечу.
№2. Загони шарик в стакан.
№3. Сядь на корточки, прижавшись спиной к стене.
№4. Соедини пальцы вместе и одновременно. На пальцах держит линейку.
Задание №5.(Слайд№14)
Конкурс «Угадай» (Для зрителей)
О чем идет речь? Один из зрителей выходит за дверь. Мы договариваемся, о чем будем ему намеками говорить. «Молекула», «Диффузия» и т.д.
Задание №6. Отгадай ребус.(Слайд№15)
Ответ: «Увеличил силу человека». (Эти слова написаны на памятнике изобретателю первой тепловой машины Джеймса Уатта).
(Слайд№16)
Ответ: «Превратить магнетизм в электричество» (Эти слова записал в своем дневнике Майкл Фарадей).
Задание №7. Прибор. Что измеряет. Принцип действия.(Слайд№17)
1. уровень.
2. камертон.
3. ареометр.
4. термометр.
Задание №8. Рефлексия. Собери из цветных жетонов «Мозаику». Лист бумаги и клей.(Слайд№18)
Награждение.(Слайд№19)