Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7 классов «Час занимательной физики»
Не единым уроком.
Час занимательной физики для учащихся 5-7 классов.
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.
Задачи мероприятия:
Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
Формировать умение четко излагать свои мысли.
Формировать умение работать в коллективе, в группе.
Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.
1.
Загадки и вопросы.
Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней». К каждой загадке ставится физический вопрос.
1.Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
2.Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.
3.В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
4.Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
5.Не взять меня и не поднять, не распилить пилой, не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора – сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
6.Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос. Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.
7.Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо) А почему мы слышим эхо? ….вывод: это отраженный звук
Почему мы слышим эхо? В древности люди создавали легенды, чтобы объяснить всевозможные события. Древние греки придумали красивую легенду, чтобы объяснить эхо. Вот она. Давным-давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо. У неё был лишь один недостаток, – она слишком много говорила. В наказание богиня Гера запретила ей говорить, если с ней не заговорят. Нимфа лишь могла повторять то, что ей говорили. Однажды Эхо увидела красивого молодого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако, Нарцисс не замечал её. Нимфу охватила такая печаль, что Эхо растворилась в воздухе, оставив лишь свой голос. И мы слышим её голос, который повторяет всё, что мы говорим. Конечно, эта печальная легенда не сможет нам объяснить природу эхо. Звук движется в воздухе со скоростью 335 м/с. Звук распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки. При встрече с препятствием звук отражается от него. При этом мы слышим эхо. Итак, эхо – это отраженный звук. Но не все препятствия создают эхо. Некоторые предметы поглощают, а не отражают звук. Обычно гладкие, ровные поверхности, например, стены, скалы, перекрытия создают эхо.
2.
Всем известно, что в пословицах и поговорках заключена народная мудрость, а в некоторых из них речь идет о физических явлениях. Необходимо объяснить физический смысл выражений.
1).от погасшего угля не добудешь огня. (тепло передаётся от более нагретых тел к менее нагретым).
2).Масло всегда наверху плавает. (плотность масла меньше плотности жидкости, в которой оно плавает).
3).Не спеши хватать, оботри руки. (сила трения больше, если отсутствует смазка).
4).Куй железо, пока горячо. (при низкой температуре изменить форму тела мешает кристаллическая решетка