Статья «Формирование УУД в образовательном процессе по информатике, с применением технологий проблемного обучения»
Лялин Денис Геннадьевич
Учитель информатики Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новоичинская средняя общеобразовательная школа»
Бобровская Мария Александровна
Старший преподаватель Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета.
«Формирование УУД в образовательном процессе по информатике, с применением технологий проблемного обучения»
Аннотация
В статье рассматривается возможность использования проблемных технологий обучения как средства формирования УУД в образовательном процессе на занятиях по информатике. Автором была апробирована данная теория применения проблемных технологий обучения на практических занятиях по информатике у 7 класса Новоичинской средней общеобразовательной школы и сделан вывод о том, что технологии проблемного обучения в образовательном процессе может использоваться как средство формирования УУД, направленное на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.
Ключевые слова:
Проблемные технологии; урок; универсальные учебные действия.
Текст статьи
Cовременное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями, что отражено в стандартах рабочих программ школ и ВУЗов, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является важным направлением обновления образовании. Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Действительно, жизнь совсем не похожа на задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование универсальных учебных действий. Возникает серьезное противоречие между необходимостью развития системы универсальных учебных действий на уроках информатики в общеобразовательной школе и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое развитие. Одним из таких подходов можно рекомендовать проблемный метод, который ориентированный на учеников, вовлеченных в учебный процесс, и поощряющим их критическое мышление. Я подумал, что можно разработать комплекс уроков с применением проблемных технологий, которые могли бы стать плодотворными в современном учебном процессе, где ученики могли бы не только получать знания, но и развивать универсальные учебные действия.
Целью исследования является обоснование возможности применения технологий проблемного обучения для формирования УУД в образовательном процессе по информатике.
Технологии проблемного обучения предусматривают усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, они включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися. Что соответствуем требованиям ФГОС ООО.
Функции проблемного обучения:
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;
4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, я обеспечиваю осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.
На рис. 1. представлен механизм организации проблемного метода обучения.
Рис. 1. Механизм организации проблемного обучения
В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного - объяснительно-иллюстративного, поскольку оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И . Я. Лернера):
1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;
2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;
3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;
4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.
Исследование проводилось в 7 классах общеобразовательной школы.
Мною был разработан комплект уроков с применением проблемных технологий обучения.
В 7-а классе проводились уроки с применением традиционных объяснительно-иллюстративных методов обучения. А в 7-б классе использовались уроки, разработанные мною по технологии проблемного обучения.
В конце учебного года были проведены стандартизированные проверочные работы на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 7-х классов.
Сформированность УУД на конец учебного года в 7 классах, по результатам проведения стандартизированных проверочных работ по информатике выглядит следующим образом:
Диаграмма демонстрирует увеличение процента учащихся имеющих высокий и средний уровень сформированности УУД - 7-б класса, в котором проводился разработанный на основе проблемных технологий комплект уроков,
В результате теоретического и экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что применение проблемного метода способствует эффективному формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Библиографический список:
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
Гальперин П.Я., Психология как объективная наука. М.,1998.
Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А.
Иванова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики [Электронный ресурс] / И. А. Иванова // ito.infoznaika.ru/Paper/2012/4l12rt3m.doc.
КОНЦЕПЦИЯ ФЦП РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2016-2020 Российской Федерации [Элетронный ресурс] // http://bda-expert.com/2015/01/koncepciya-federalnoj-celevoj-programmy-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
Образовательный сайт ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАТИКА
Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru.
Скрипкина Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.// http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.
Рецензии:
Бобровская Мария Александровна – старший преподаватель КФ НГПУ
Рецензия: Материал статьи актуален для современного образования, которое делает уклон на формирование соответствующих компетенций у учащихся. Показано применение такой технологии как проблемное обучение на практике. Все требования к написанию статьи выполнены. Теоретическая часть достоверно изложена, есть ссылки на литературу. Материал изложен грамотно, даны необходимые определения, чтобы считать технологии проблемного обучения важным инструментом формирования УУД у обучающихся общеобразовательных школ. Материал данной статьи был бы полезен учителям в общеобразовательных школах с целью применения особых форм, методов, способов в образовательном процессе. Статью рекомендую к публикации.