Статья «Формирование УУД в образовательном процессе по информатике, с применением технологий проблемного обучения»

3
0
Материал опубликован 20 April 2017

Лялин Денис Геннадьевич

Учитель информатики Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новоичинская средняя общеобразовательная школа»

Бобровская Мария Александровна

Старший преподаватель Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета.

«Формирование УУД в образовательном процессе по информатике, с применением технологий проблемного обучения»


Аннотация

В статье рассматривается возможность использования проблемных технологий обучения как средства формирования УУД в образовательном процессе на занятиях по информатике. Автором была апробирована данная теория применения проблемных технологий обучения на практических занятиях по информатике у 7 класса Новоичинской средней общеобразовательной школы и сделан вывод о том, что технологии проблемного обучения в образовательном процессе может использоваться как средство формирования УУД, направленное на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.

 

Ключевые слова:

Проблемные технологии; урок; универсальные учебные действия.

Текст статьи

Cовременное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями, что отражено в стандартах рабочих программ школ и ВУЗов, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является важным направлением обновления образовании. Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Действительно, жизнь совсем не похожа на задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование универсальных учебных действий. Возникает серьезное противоречие между необходимостью развития системы универсальных учебных действий на уроках информатики в общеобразовательной школе и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое развитие. Одним из таких подходов можно рекомендовать проблемный метод, который ориентированный на учеников, вовлеченных в учебный процесс, и поощряющим их критическое мышление. Я подумал, что можно разработать комплекс уроков с применением проблемных технологий, которые могли бы стать плодотворными в современном учебном процессе, где ученики могли бы не только получать знания, но и развивать универсальные учебные действия.

Целью исследования является обоснование возможности применения технологий проблемного обучения для формирования УУД в образовательном процессе по информатике.

Технологии проблемного обучения предусматривают усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, они включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися. Что соответствуем требованиям ФГОС ООО.

Функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, я обеспечиваю осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

На рис. 1. представлен механизм организации проблемного метода обучения.

Рис. 1. Механизм организации проблемного обучения

В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного - объяснительно-иллюстративного, поскольку оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И . Я. Лернера):

1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;

2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.

 

Исследование проводилось в 7 классах общеобразовательной школы.

Мною был разработан комплект уроков с применением проблемных технологий обучения.

В 7-а классе проводились уроки с применением традиционных объяснительно-иллюстративных методов обучения. А в 7-б классе использовались уроки, разработанные мною по технологии проблемного обучения.

В конце учебного года были проведены стандартизированные проверочные работы на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 7-х классов.

Сформированность УУД на конец учебного года в 7 классах, по результатам проведения стандартизированных проверочных работ по информатике выглядит следующим образом:

Диаграмма демонстрирует увеличение процента учащихся имеющих высокий и средний уровень сформированности УУД - 7-б класса, в котором проводился разработанный на основе проблемных технологий комплект уроков,

В результате теоретического и экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что применение проблемного метода способствует эффективному формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий (УУД).

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Библиографический список:

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.

Гальперин П.Я., Психология как объективная наука. М.,1998.

Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А.

Иванова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики [Электронный ресурс] / И. А. Иванова // ito.infoznaika.ru/Paper/2012/4l12rt3m.doc.

КОНЦЕПЦИЯ ФЦП РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2016-2020 Российской Федерации [Элетронный ресурс] // http://bda-expert.com/2015/01/koncepciya-federalnoj-celevoj-programmy-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/

Образовательный сайт ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАТИКА

Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru.

Скрипкина Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.// http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.


 

Рецензии:
Бобровская Мария Александровна – старший преподаватель КФ НГПУ


Рецензия: Материал статьи актуален для современного образования, которое делает уклон на формирование соответствующих компетенций у учащихся. Показано применение такой технологии как проблемное обучение на практике. Все требования к написанию статьи выполнены. Теоретическая часть достоверно изложена, есть ссылки на литературу. Материал изложен грамотно, даны необходимые определения, чтобы считать технологии проблемного обучения важным инструментом формирования УУД у обучающихся общеобразовательных школ. Материал данной статьи был бы полезен учителям в общеобразовательных школах с целью применения особых форм, методов, способов в образовательном процессе. Статью рекомендую к публикации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации