Статья на тему «Обучение с применением ИКТ-технологий в образовательном процессе»

4
0
Материал опубликован 29 March 2022 в группе









Статья



«Обучение с применением ИКТ-технологий в образовательном процессе»

Урок технологии

«Натуральные волокна животного происхождения (повторение).

Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей»

с применением интерактивной доски.













Автор: Ивакина Ирина Викторовна

Учитель изобразительного искусства и технологии

МОУ СШ № 43 г. Волгограда







2022

Я работаю учителем изобразительного искусства и технологии более 20-ти лет. Когда то я сама многого не умела и обучалась различным коммуникационным технологиям, сегодня же информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и  в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках и ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

В своей статье я хочу привести пример урока технологии с использованием интерактивной доски, так полюбившейся учащимся. Ведь как показала практика использование в своей работе интерактивной доски помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и технологии, приводит к целому ряду положительных следствий: обогащению школьников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, облегчению процесса усвоения материала, возбуждению живого интереса к предмету познания и расширению общего кругозора детей.

Урок применения знаний, умений и навыков на интерактивной доске программного обеспечения Smart Notebook

Тема:

Натуральные волокна животного происхождения (повторение). Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Цель урока: повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности изученного на предыдущем уроке и актуализация необходимых знаний, развитие у учащихся навыков сравнения, обобщения и конкретизации.

Задачи урока: установить высокий уровень овладения учащимися теоретическими и практическими знаниями по изучению натуральных волокон, простых ткацких переплетений и дефектов тканей.

Ход урока:

1. Организация начала урока, настройка интерактивной доски, программного обеспечения Smart Notebook; подготовка коллекции образцов тканей.

2.Сообщение темы урока и его задач (проверка домашнего задания). На слайде написана тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения» (проверка домашнего задания).

Рис.1

t1648543093aa.png

рис.1

2. Задание в применении знаний, полученных на предыдущих уроках.

Учитель вызывает ученика к доске, где тот, используя перо из панели инструментов доски Smart Notebook, вписывает пропущенные слова в данное определение. По окончании работы учитель сдвигает шторку, сравнивая ответы.

«Дайте правильное определение и вставьте пропущенные слова: волокно- это тонкие, ______, прочные _____, _____ которых в несколько раз превышает их _______ ________». (Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры). Рис.2, Рис.2(1)


t1648543093ab.pngt1648543093ac.png

рис.2 рис.2(1)

3. Задание в применении знаний, полученных на предыдущих уроках.

Индивидуальный опрос.

Учитель вызывает ученика к доске, где последний, используя перо из панели инструментов доски Smart Notebook, вписывает пропущенные слова в данное определение. По окончании работы учитель сдвигает шторку, сравнивая ответы.

«Дайте правильное определение и вставьте пропущенные слова: текстильные волокна – это ______, которые используют для изготовления _____, _____ и пряжи». ( Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления тканей, ниток и пряжи) Рис.3, Рис.3(1)


t1648543093ad.pngt1648543093ae.png

рис.3 рис.3(1)


4.Самостоятельное применение знаний и умений в пользовании доской Smart Notebook .

Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой (стрелка «проверь ответ»)

« А сейчас тот, кого я вызову к доске должен будет стрелочками указать, что относят к волокнам животного происхождения – ацетат, асбест, хлопок, лен, шелк, лавсан, вискоза, капрон, шерсть?». (Шерсть, шелк). Рис.4,

t1648543093af.jpg

Рис.4

5.Слайд правильного варианта ответа для предыдущего слайда с двумя стрелочками, полученных благодаря услуге «ссылка». (если ответ неверный - есть возможность вернуться к заданию; если ответ верный – можно перейти на следующий слайд). Рис.5

t1648543093ag.jpg

Рис.5

6.Творческое применение знаний и умений.

Самостоятельное выполнение задания, письменная работа с использованием средств панели инструментов доски Smart Notebook,по окончании проверка. Сдвинь шторку - увидишь ответ.

Учитель вызывает ученика к доске по желанию или по журналу записать точное определение, данное на прошлом уроке: «Шерсть – это ________». ( Шерсть – это волосяной покров животных). Рис.6, Рис.6(1)



t1648543093ah.pngt1648543093ai.png

рис.6 рис.6 (1)


7.Формирование, закрепление первичных знаний и умений и применение их в стандартных ситуациях.

Ученик должен нажать на объект, расположенный рядом со словом, который тот считает верным.

Если ответ правильный – на экране появится слайд, описанный в п.9. Если неправильный – слайд, описанный в п. 8.

«Ребята, вам достаточно дотронуться на объект в виде лапки, расположенный возле правильного варианта ответа на задание, кто же является основным поставщиком шерсти – ламы, верблюды, козы, ослы, овцы, гуси? Подумайте, вспомните пройденный на прошлом уроке материал и сделайте правильный выбор». ( Овцы). Рис.7


t1648543093aj.jpg

рис.7


8. Слайд неправильного варианта ответа для предыдущего и одного из последующих слайдов с двумя стрелками и возможностью вернуться обратно к заданию, согласно рядом расположенному значку. Другая стрелка служит возвратом на другое задание при неверном ответе.

На слайде для большего привлечения учеников к возможностям интерактивной доски использован рисунок, взятый из коллекции Smart Notebook. Рис.8

t1648543093ak.png

рис.8

9. Слайд правильного варианта ответа для предыдущего слайда со стрелкой, полученной благодаря услуге «ссылка», на следующий слайд.

На слайде для большего привлечения учеников к возможностям интерактивной доски использован рисунок, взятый из коллекции Smart Notebook (Моё содержимое «Интерактивные средства и мультимедиа»).

Рис.9

t1648543093al.png

рис.9

10. Задание в применении знаний, полученных на предыдущих уроках.

Используя технологию Drag & drop («бери и тащи»), ученик должен правильно составить цепочку по данному заданию. По окончании проверка.

Сдвинь шторку - увидишь ответ

Учитель сдвигает шторку поэтапно, сравнивая каждую строчку.

«Соберите по порядку этапы первичной обработки шерсти». На доске выведены слова: треплют, изготавливают пряжу, промывают, изготавливают ткань, сушат, сортируют. (Сортируют – треплют – промывают – сушат – изготавливают пряжу – изготавливают ткань).

Рис.10, Рис.10(1)

t1648543093am.pngt1648543093an.png

рис.10 рис.10(1)

11. Самостоятельное применение знаний и умений в пользовании доской Smart Notebook .

Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой (стрелка «проверь ответ»).

«Для каждого определения стрелкой укажите название соответствующего свойства шерстяных волокон». (Высокая гигроскопичность – это способность хорошо впитывать влагу и быстро высыхать; свойлачивание – способность под действием влаги и трения сваливаться; стойкость – способность шерстяных волокон к воздействию солнечных лучей; хорошая упругость – способность изделий из шерсти не сминаться).

На слайде для большего привлечения учеников к возможностям интерактивной доски использован рисунок, взятый из коллекции Smart Notebook. Рис.11.

t1648543093ao.png

рис.11

12. Слайд правильного варианта ответа для предыдущего слайда.

Рис.12

t1648543093ap.png

рис.12

13. Формирование, закрепление первичных знаний и умений и применение их в стандартных ситуациях.

Ученик должен нажать на объект, расположенный рядом со словом, который тот считает верным.

Если ответ неправильный – на экране появится слайд, описанный в п.8. Если ответ правильный – зазвучит музыка.

«Выберите правильный ответ на вопрос: Во время горения волокон шерсти отчетливо ощущается запах чего - жженого дерева, жженой бумаги, жженых листьев, жженой пластмассы, жженого пера, жженой резины?». (Жженого пера).

Если дети поработали хорошо, то музыка при выборе правильного ответа может послужить для них как небольшой отдых во время урока. Рис.13

t1648543093aq.png

рис.13

14. Задание в применении знаний, полученных на предыдущих уроках.

Учитель вызывает ученика к доске, где тот, используя перо из панели инструментов доски Smart Notebook, вписывает пропущенные слова в данное определение. По окончании работы учитель сдвигает шторку, сравнивая ответы.

«Дайте правильное определение и вставьте пропущенные слова. Шелк – это _____нити, которые получают из ______ гусеницы ______ шелкопряда». (Шелк – это тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда). Рис.14, Рис.14(1)

t1648543093ar.pngt1648543093as.png

рис.14 рис.14(1)

15. Задание в применении знаний, полученных на предыдущих уроках.

Используя технологию Drag & drop («бери и тащи»), ученик должен правильно составить цепочку по данному заданию. По окончании проверка.

Сдвинь шторку - увидишь ответ

Учитель сдвигает шторку поэтапно, сравнивая каждую строчку.

«Вам в хаотичном порядке даны слова (бабочка, яичко, гусеница, куколка), из которых вы должны собрать правильную цепочку развития тутового шелкопряда. (Яичко – гусеница – куколка – бабочка).

Рис.15, Рис.15(1)

t1648543093at.pngt1648543093au.png

рис.15 рис.15(1)

16. Формирование, закрепление первичных знаний и умений и применение их в стандартных ситуациях.

Фронтальная беседа, индивидуальное задание. С помощью стрелки-ссылки ученик может перейти на следующий слайд и сверить свой рассказ с текстом, в котором использованы все исходные термины.

« Ребята, вам дано задание с помощью фраз – подсказок составить рассказ о шелковых волокнах. Вот эти слова: собирают коконы, цель первичной обработки шелка, 600-900, как паутинка, соединяют, шелк-сырец, ткут, полотно, свойства, гигроскопичность, быстро высыхать, хорошо «дышит», невысокая стойкость, горит. Кто пойдет отвечать?». Или учитель вызывает ученика по журналу. (Ответ: собирают коконы через 8-9 дней с начала их завивки. Затем приступают к первичной обработке шелка. Цель первичной обработки - размотать коконную нить, которая достигает 600-900 метров. Эта нить очень тонкая, как паутинка, поэтому несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити шелка-сырца. Из шелка – сырца ткут шелковое полотно. Волокна натурального шелка обладают следующими свойствами: высокая гигроскопичность – это способность хорошо впитывать влагу и быстро высыхать; воздухопроницаемость – изделия из натурального шелка хорошо «дышит»; невысокая стойкость шелковых волокон к воздействию солнечных лучей; горит натуральный шелк, так же как и шерсть, но без характерного запаха жженого пера»

Рис.16

t1648543093av.jpg

рис.16

17. Слайд правильного варианта ответа и сравнения с предыдущим слайдом. Рис.17

t1648543093aw.jpg

рис.17

18. Сообщение новой темы урока и его задач.

«Записываем тему урока: Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей». Рис.18

t1648543093ax.jpg

рис.18

19. Объяснение нового материала.

На доске выделены основные термины, которые ученик выписывает в тетрадь, слушая объяснения учителя.

«Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка (узора) на ткани, вышивке, обоях. Раппорт определяется числом входящих в него нитей. Различают раппорт по основе и раппорт по утку. Записываем новое определение: переплетения характеризуются сдвигом – числом. Различают: вертикальный сдвиг и горизонтальный сдвиг. Новый подзаголовок: к простым переплетениям относятся - полотняное, сатиновое, саржевое, атласное». Рис.19

t1648543093ay.jpg

рис.19

20. Объяснение нового материала, используя кусочки тканей из коллекции образцов тканей.

На доске выделены основные термины, которые ученик выписывает в тетрадь, слушая объяснения учителя.

« Полотно – это льняная, х/б, шелковая ткань, выработанная из нитей основы и утка одинаковой толщины и плотности. Сатин – это х/б или шелковая ткань с наклонными рубчиками на лицевой поверхности. Саржа – это х/б или шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Атлас – это плотная шелковая или х/б мягкая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью».

По окончании записей в тетради ученики рассматривают образцы тканей.

На слайде для большего привлечения учеников к возможностям интерактивной доски и теме урока использованы рисунки, взятые из коллекции Smart Notebook (Моё содержимое «Интерактивные средства и мультимедиа»). Рис.20

t1648543093az.jpg

рис.20

21. Объяснение нового материала, используя кусочки тканей из коллекции образцов тканей.

На доске выделены основные термины, которые ученик выписывает в тетрадь, слушая объяснения учителя.

«Пишем заголовок: Признаки саржевого переплетения. Это 1) минимальное число нитей в раппорте – три и 2) саржевые переплетения отличаются большим скольжением. Записываем признаки сатинового и атласного переплетений: 1)минимальное число нитей в раппорте – пять и 2) лицевая сторона резко отличается от изнаночной. А так же у сатина лицевая сторона выработана из нитей утка, а у атласа – из нитей основы». Рис.21


t1648543093ba.jpg

рис.21

22. . Объяснение нового материала, используя кусочки тканей из коллекции образцов тканей.

На доске выделены основные термины, которые ученик выписывает в тетрадь, слушая объяснения учителя.

«Запишем теперь достоинства и недостатки тканей сатинового и атласного переплетений, разделив лист рабочей тетради на два столбика. Достоинства – это блестящая поверхность и красивый внешний вид, а недостатки – это сильная осыпаемость и скольжение при пошиве, из-за которого может возникнуть перекос ткани».

На слайде для большего привлечения учеников к возможностям интерактивной доски и теме урока использованы рисунки, взятые из коллекции Smart Notebook (Моё содержимое «Интерактивные средства и мультимедиа»). Рис.22

t1648543093bb.png

рис.22

23. Объяснение нового материала, используя кусочки тканей с дефектами из коллекции образцов тканей.

На доске выделены основные термины, которые ученик выписывает в тетрадь, слушая объяснения учителя.

« Новый заголовок: Дефекты тканей. Записываем определение: дефект – изъян, недостаток. Перед раскроем ткань рассматривают по всей длине и ширине для того, чтобы определить, нет ли на ней ткацких дефектов. Записываем подзаголовок: Основные ткацкие дефекты: 1) утолщение нити- нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние; 2)нарушение целостности ткани – это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины) ; 3) непропечатанные места – местный дефект в виде отсутствия изображения рисунка; 4) перекос рисунка – дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке». По окончании записей в тетради ученики рассматривают образцы тканей с различными дефектами и определяют, какой дефект ткани на данном образце.Рис.23


t1648543093bc.png


рис.23

24. Домашнее задание:

-знать наизусть все определения по теме;

-ответить на вопросы 1-5 страница 14 параграфа 2;

-составить самостоятельно коллекцию образцов из шерстяных тканей и натурального шелка.

Проверить на следующем уроке, используя функции Smart Notebook.

Рис.24

t1648543093bd.png

рис.24

25. Заключительный слайд, который знаменует, что работа выполнена хорошо, ученики молодцы и учитель ждет их на следующий урок.

«Молодцы! До встречи на следующей неделе!».

Рис.25

t1648543093be.png

рис.25


Коллеги! Попробуйте использовать в своей работе уроки на интерактивной доске и положительный результат не заставит себя ждать!!!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации