Статья на тему «Использование новых технологий в преподавании физической культуры и ОБЖ»

0
0
Материал опубликован 22 February 2016 в группе

Подготовила: Еременко М.Г. – руководитель ШМО учителей физкультуры, ОБЖ и технологии. Дата проведения 28.01.2016г. Место проведения: МБОУ СОШ №1 Тема: «Использование новых технологий в преподавании физической культуры и ОБЖ».

«Здоровье сберегающая технология».

Развитие событий на планете, в мире, стране поставило перед человечеством проблему выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Целенаправленная подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая призвана решать многочисленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Для гармоничного развития человека необходимо развивать как умственные, так и физические качества. В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

Новое время требует новых подходов, новых отношений в педагогике. На уроках ОБЖ и физической культуры привлекает концепция сотрудничества. Их стиль взаимоотношений с учащимися не запрещать, а направлять; не управлять, а самоуправляться; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Результат: дети с удовольствием работают на уроках ОБЖ и физкультуры, с желанием посещают кружковые занятия.

Основная цель физической культуры в общеобразовательных учебных заведениях - сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие двигательных способностей, повышение уровня их физической подготовленности, формирование навыков здорового образа жизни. На уроках ОБЖ и связанных с ними внеурочных мероприятиях дети учатся проявлять решительность, самостоятельность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность за свои поступки.

Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.

Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальным во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро в образовательной области. Работа эта многоплановая и осуществляется в нескольких направлениях:

I. Обучение детей.

1.Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни(ЗОЖ):

-профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика(пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

-простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи(при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

-привитие детям элементарных навыков(например: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.).

2. Через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития:

-физкультминутки во время занятий;

-проветривание и влажная уборка помещений;

-ароматерапия, витаминотерапия;

-функциональная музыка;

-чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

3. Специально организованная двигательная активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.

4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психического здоровья детей: фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

 

II. Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории.

 

III. Работа с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Сегодня преподавание ОБЖ ведется в духе педагогических идей современной стратегии развития и концепции модернизации российского образования. На уроке ОБЖ именно материал, содержащий проблему, приучает детей к реализации полученных теоретических знаний, самостоятельным выводам, поискам выхода из кризисной ситуации.
Практический компонент обучения ОБЖ может быть достаточно многообразен:

  • различные практические работы;
  • поиск выхода из проблемных ситуаций;
  • участие школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения; овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний;
  • овладение умениями эколого-аналитического контроля за окружающей средой, а также нацеленными на ее сохранение (санитарно-гигиенический аспект);
  • овладение навыками самообороны и др.


С накоплением опыта преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в школах наряду с традиционными формами и методами все чаще применяются инновационные технологии: урок - практикум, урок - путешествие, дискуссия, мозговая атака, работа в творческих группах.

Применение творческих задач на уроках ОБЖ помогает преподавателям закреплять знания учащихся, развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей, пробуждать познавательный интерес, способствует приобретению навыков бесстрашного решения нестандартных задач, продуктивной совместной работы в группе.


Игра- это путь к пониманию ребенком самого себя, своих возможностей и способностей. включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание, казалось бы, к малоинтересному материалу. Умелое использование дидактических игр позволяет учителю оптимально включать в работу всех учащихся, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

Опорные схемы- выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблицы, чертежа, рисунка, постоянно подключаются учителем к работе на уроке, помогая педагогу лучше учить, а учащимся лучше учиться.
Учителям в своей работе необходимо шире использовать выставки детских рисунков по безопасности жизнедеятельности (пожарной и электробезопасности, поведения на воде и др.). Проводить театрализованные представления с учащимися, конкурсы, соревнования. Активнее привлекать родителей учащихся (особенно младших школьников) для обучения своих детей как правильно пользоваться газом, электроприборами, как вести себя в случае возникновения пожара в доме (квартире), (днем, ночью), как вести себя, если остался один дома.

ОБЖ как научная и учебная дисциплина дает знания, умения и навыки всем, кто с ней соприкасается. Она заставляет и учителя и учащегося (но прежде всего – учителя!) искать все новые и новые знания и формирует компетентность в области культуры безопасности.

Сегодня жизнь доказывает высокую ценность этого. Школьники предотвращают или умело тушат пожары, оказывают друг другу и своим родственникам первую медицинскую помощь, лучше ориентируются в опасных ситуациях, а порой спасают людям жизнь.

Использование средств новых информационных технологий в образовательном процессе одна из примет нашего времени. Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» на современном этапе, подобно прочим предметам, все активнее требует использования специализированных мультимедиа-программ.

 

Принципы работы:

1. Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.

2.Уважать личность каждого ученика.

Знания, умения и навыки, связанные курсом ОБЖ как научной и учебной дисциплиной в единую систему, предназначаются для формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности. Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечить здоровье и безопасность, выбрать позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации