12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина16

Кузнецова Екатерина Витальевна,

учитель физической культуры

ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж»


«Использование технологий дыхательной йоги на уроках физической культуры»

В наше время нет такой сферы человеческой деятельности, где не оставила бы свой след физическая культура, ведь она развивает личность не только физически, но и духовно. Существует множество разных технологий обучения, все они имеют свои особенности и отличия от остальных, но все они схожи в одном: каждая из них в основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса.

Деятельность учителя физической культуры должна быть основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и конкретным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения межу учащимися и педагогами.

Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценки, самосовершенствованию. Для развития этих качеств, ребенок должен находиться, в первую очередь, в гармонии с собой, уметь находиться наедине со своими мыслями. Чтобы достичь большего результата в достижении данной цели, я считаю, во время урока физической культуры нужно давать эмоциональную разгрузку ученикам. Я нашла способ, как это сделать, не отдаляясь от темы урока, это - дыхательная йога.

Дыхание - процесс постоянный, который начинается с момента рождения, оно сопровождает нас на протяжении всей жизни. Но в современном мире, с бешенным ритмом жизни, мы забываем о том, на сколько этот процесс важен, как он влияет на организм и эмоциональное состояние. Я рассмотрела возрастную группу с 11 до 16 лет, именно в этот период ребенок эмоционально не уравновешен, в силу переходного возраста, перехода из начальной школы в старшие классы, различных видов стресса и т.д.

Рассмотрим пользу упражнений на начальной стадии занятий.

Снимается напряжение нервной системы.

Улучшается сон. Человек начинает легче засыпать, проходит бессонница, перестают мучить кошмары, процесс пробуждения перестает быть пыткой.

Ускоряются обменные процессы.

Нормализуется работа внутренних органов.


Известно, что существует три способа дыхания:

Ключичное дыхание или верхнее. Оно характерно для людей, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом. При таком дыхании задействуется только верхняя часть легких, это совсем небольшой объем.

Внутреннее или среднее дыхание. В нем задействуется средняя часть легких, следовательно, объем кислорода увеличивается. К такому дыханию мы прибегаем, когда становится душно.

Брюшное дыхание. Оно задействует практически весь объем легких. Это характерно для спортсменов, жителей горных местностей. Именно такое дыхание называется "глубоким".

Для проведений упражнений помещение должно быть хорошо проветрено и комфортной температуры. Внутреннее спокойствие - важное условие продуктивного занятия. В возбужденном состоянии сложно концентрироваться на поставленные задачи учителем. Именно поэтому, лучше всего, проводить дыхательные упражнения в самом начале урока. Это поможет настроить ребят на рабочую атмосферу, расположить к себе и настроить контакт между учителем и учениками.

И так, перейдем к перечню упражнений, которые ребята смогут выполнять и дома, почувствовав, усталость или тревожность.

Первое и самое важно упражнение, позволяющее подготовить организм к последующим нагрузкам, глубокое дыхание носом. В положении стоя, спина прямая, совершаем глубокие вдохи и выдохи через нос. Нельзя оставлять паузы между вдохом и выдохом, процесс должен быть непрерывным. В этот момент ребята расслабляются, перестают баловаться и разговаривать.

Следующее упражнение, глубокий вдох носом и выдох ртом. В последствии занятий, возможно скрещивание рук на пояснице.

Попеременные вдохи левой и правой ноздрей. Вдох делается на 4 счета. Обратим внимание, что лучше всего считать сто один, сто два, сто три, сто четыре. Обычный счет может оказаться слишком быстрым.

Вдохи с задержкой дыхания. Делаем вдох через левую ноздрю, зажимая правую. Как и в прошлом упражнении, вдох делается на 4 счета через сто. Затем закрываем обе ноздри и задерживаем дыхание, считая до 16, обычным счетом. Открываем правую ноздрю и делаем выдох на 8 счетов через сто. После выдоха меняем ноздри и повторяем предыдущие действия.

Правая рука лежит на животе. С закрытыми глазами делаем медленный глубокий вдох, мы должны заполнить нижнюю часть легких, это чувствуется рукой, затем среднюю часть и верхнюю. Очень медленно, без усилий выпускаем воздух из легких.

Простые упражнения, на которые можно выделить 5-7 минут от урока, сыграют хорошую роль в развитии ребенка. Так же это позволит, на подсознательном уровне, следить за дыханием при выполнении различных упражнений. Ученик не будет задумываться и "забывать дышать", тем самым все упражнения будут носить аэробный характер.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бутовский, А. Д. Наставление для производства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях. Упражнения с подвижными снарядами / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. -К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - С. 133-176. 
2. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения как предмет преподавания / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. -К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - С. 177-333. 
3. Брюле, Д. Искусство осознанного дыхания / Д. Брюле // Избр. статьи / 2006. - С. 75-98.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.