Технологическая карта урока окружающего мира «Наука и техника, медицина и быт россиян 19 века» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 14 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 Подробный конспект урока.

(урок подготовлен и проведён в рамках городской стажировочной площадки «Чтение и работа с текстом»)

Организационная информация

Тема урока

Наука и техника, медицина и быт россиян 19 века.

Предмет

Окружающий мир.

Класс

4 класс

Программа

"Планета знаний"

Автор урока (ФИО, должность)

Евфимовская Алла Владиславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ Школа № 6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара

Республика/край, город/поселение

Город Самара

Методическая информация

Цели урока

Предметные:

выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат действия;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Средства обучения

Персональный компьютер, интерактивная доска или проектор.

Учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2,


 


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Решение практической задачи.

- Учиться – это решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Вот первая из них.

- Запишите сегодняшнюю дату .

- Выполнить это задание можно было по-разному. Обсудите в группах (по рядам), какими способами вы выполнили эту практическую задачу. К какому выводу вы пришли?

- Вы правы, запись даты может нести разное количество информации (от двух до пяти, если добавить – век). Как правильно определять век?

- Если нечаянно ваша тетрадь попадёт в чьи-то руки через 200-300 лет, то люди смогут узнать, что изучали на уроке окружающего мира 09.04. 2013, т.е. в 21 веке.

Дети записывают в своих тетрадях.

Обсуждение в группах (работа в течение 30 сек.)

Ответы детей.

Постановка учебной цели, задач урока.

- А теперь запишите тему нашего урока

На доске схема

- О чём пойдёт речь? Знакомы ли вам эти сведения? Где вы их получили?

- Цель нашего урока – по-новому осмыслить известные исторические факты, решая учебно-практические и учебно-познавательные задачи.

- Как, на ваш взгляд, лучше организовать нашу работу: работать коллективно или в группах? Почему? Сколько должно быть групп?

Ученики записывают тему урока.

Свободные высказывания детей.

Ответы детей:

- Удобнее работать в группах, т.к. можно больше узнать за небольшой отрезок времени.

- Групп будет 5, по числу направлений.

Работа в малых группах.

- Правильно, работая в группах, мы сможем за меньшее время решить больше познавательных задач, поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.

1) Каждая группа получает карточки с номерами страниц учебника.

1 карточка Техника стр. 80

2 карточка Наука стр. 81

3 карточка Медицина стр. 82

4 карточка Мода стр. 85

5 карточка Кулинарное искусство стр. 87

2) За три минуты вы должны все вместе перечитать знакомый вам текст, отыскать ключевые слова и выписать их на карточку. Помните: ключевые слова – это имена существительные или понятия.

Дети собирают информацию в группах и фиксируют её на карточках.

Проверка. Заполнение схемы.

В ходе проверки на доске получается схема:

 

Решение учебно-познавательных задач.

Задача 1.Что здесь так, а что не так?

На доске записано утверждение: «Первая железная дорога в России была построена в 1851 году. Она связала два больших города – Петербург и Москву».

- Где и для чего была построена первая в России железная дорога?

- Что такое руда, рудники? Почему для перевозки руды потребовалось использовать паровозы, а не лошадей?

- Кто из россиян подарил нам это чудо техники?

 

Задача 2.

В 1900 году на улицах Самары появились первые электрическое фонари. Какие научные открытия, какие технические изобретения предшествовали этому событию?

Задача 3.

19 век – это время многих войн. Каждая из них – это гибель людей, ранения её участников, разрушения. Кто и как может спасти раненых на поле боя от смерти?

Задача 4.

Как называется эта сказка Эдуарда Успенского и как зовут эту героиню? (Работа по иллюстрации). Как мы знаем, в любом художественном произведении имена героев не бывают случайными. Они заключают в себе какую-то важную информацию, мысль автора. Подумайте и обсудите, почему Успенский именно так назвал эту зловредную старуху. Что он хотел этим сказать нам, читателям?

Задача 5.

Рассмотрите иллюстрацию учебника. О чём она вам напоминает?

Читают хором, а потом в течение 1 мин., пользуясь учебником, обсуждают правильный ответ.

Ответ:

- Да, дорога, которая построена в 1851 году, связала два больших города – Петербург и Москву. Но это была не первая железная дорога в России.

- На Урале для перевозки руды до территории завода.

Ответы детей.

 

Вывод: первые железные дороги в России построены на Урале для перевозки руды. Там использовались паровозы, созданные отцом и сыном Черепановыми.

- П.Н. Яблочков изобрёл свечу, которую назвали «Свеча Яблочкова».

- Сёстры милосердия.

- Старуха носит шляпку – шапокляк. Автор хотел нам сказать, что эта женщина живёт по нормам минувших дней, поэтому её не понимают и не принимают окружающие.

Рефлексивный анализ.

- Закончите начатые предложения:

Решая задачи, я понял(а)_________

На этом уроке мы учились_______

Больше всего мне понравилась задача про__

Свободные высказывания детей.

Домашнее задание.

- Дома вы попробуете сами составить учебно-практические и учебно-познавательные задачи, форму выберете по своему усмотрению.

Урок окончен.

 


презентация к уроку
PPTX / 1.44 Мб

Предварительный просмотр презентации

Учиться – это решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.

Жизнь россиян XIX века техника наука медицина мода кулинарное искусство Железная дорога паровоз фотография кинематограф Землемерный инструмент Электрические фонари «Свеча Яблочкова» Растения - прибор Эфирный наркоз Гипсовая повязка Сёстры милосердия фрак сюртук цилиндр трость перчатки очки лорнет пудинг мороженое ананас расстегай «Гурьевская каша»

Первая железная дорога в России была построена в 1851 году. Она связала два больших города – Петербург и Москву.

Ефим Алексеевич Черепанов Ефим Алексеевич Черепанов 1774 - 1842 Мирон Ефимович Черепанов 1803 - 1849

24 февраля 1900 года на улицах Самары появились первые электрические фонари. Какие научные открытия, какие технические изобретения предшествовали этому событию? Павел Николаевич Яблочков 1847 - 1894

Николай Иванович Пирогов 1810 - 1881

Старуха шапокляк Эдуард Успенский «Чебурашка»

Закончите начатые предложения Решая задачи, я понял(а) ____________________________ На этом уроке мы учились ___________________________ Больше всего мне понравилась задача про __________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации