Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Пояснительная записка
1.Актуальность
Курс «Мой друг- компьютер» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, курс на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
2.Практическая значимость
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
3.Вид программы
Модифицированная рабочая программа курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов составлена на основе авторской программы А.В. Горячева
4.Цель программы
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
5.Задачи программы
создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в т.ч. каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
6.Возрастные особенности
Курс «Мой друг-компьютер» адресован учащимся начальной школы и рассчитан на 2 года .Возраст детей 9-11 лет. Количество учебных часов – 3 класс-28 часов, 4 класс -28 часов. Количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.
7.Режим занятий
Количество занятий - 1 раза в неделю по 45 минут.
8.Прогнозируемые результаты
Предполагается, что на занятиях курса «Мой друг- компьютер» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
·умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
·участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
·создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
·умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
·умение применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
·овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
·поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
·выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам;
·знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учебно-тематический план3 классМодуль «Знакомство с компьютером» (2 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1 |
ВВЕДЕНИЕ. Материальные и информационные технологии. Компьютеры вокруг нас. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера |
общее |
теория |
практика |
1 |
1 |
|||
2 |
Компьютерные программы. Операционная система Работа с программами Калькулятор и Блокнот. Оценка результатов по теме «Знакомство с компьютером» |
1 |
1 |
|
Итого |
2 |
2 |
Модуль «Создание рисунков» (9 часов)
на примере использования программы TuxPaint
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1 |
Компьютерная графика. Графические редакторы. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. |
Общее 1 |
Теория 1 |
практика |
2 |
Основные операции при рисовании. Инструменты. Отмена действия, Текст, Штамп, Магия |
1 |
1 |
|
3 |
Редактирование рисунка. Штампы. Текст на рисунке. Создание рисунка с фоном. Печать рисунка |
1 |
1 |
|
4 |
Работа над проектом «Мой рисунок на компьютере» (начало работы). Обсуждение и просмотр эскизов. Фон и передний план. Создание рисунка |
3 3 |
3 |
|
5 |
Работа над проектом «Мой рисунок на компьютере» (продолжение работы). Редактирование рисунка, добавление объектов, печать рисунка |
3 |
||
Итого |
9 |
1 |
8 |
Модуль«Создание «Создание мультфильмов и живых картинок» на примере примере использования программы «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти» (9 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Компьютерные мультфильмы. Примеры мультфильмов. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Программа «Мульти-Пульти». Меню. Понятие фона, предмета, актера, звука, музыки, речи, титров. Загрузка и просмотр мультфильмов. |
1 |
1 |
|
2 |
Программа «Мульти-Пульти». Окна программы. Порядок действий при создании простого мультфильма. Ресурсы программы: коллекция фонов, предметов, актеров. Действия актера. Смена действия актера. |
1 |
1 |
|
3 |
Компьютерная анимация. Одновременные действия двух и более актеров. Сюжет. Создание мультфильма. Работа с титрами (операции с текстом). Сохранение мультфильма. Проблемы и их решение. |
1 |
1 |
|
4 |
Редактирование (создание) мультфильма-тренажера. Операции с актерами и предметами. Операции с фильмом. Удаление кадров. Операции со звуком. |
1 |
1 |
|
5 |
Редактирование мультфильма-тренажера. Операции с фоном. Операции с музыкой. Запись речи. Сохранение и просмотр фильма как видеофильма (в формате avi). |
1 |
1 |
|
6 |
Работа над собственным мультфильмом (начало). Сюжет. Сценарий. Фон. Предметы. Актеры. |
3 |
3 |
|
7 |
Работа над собственным мультфильмом (продолжение). Анимация актеров, предметов, фона. Редактирование мультфильма. |
|||
8 |
Работа над собственным мультфильмом (окончание). Работа с музыкой, звуками, титрами. Озвучивание мультфильма. |
|||
9 |
Фестиваль мультфильмов. Просмотр м/ф и выбор лауреатов. |
1 |
1 |
|
Итого |
9 |
1 |
8 |
Модуль«Создание компьютерных игр» на примере использования программы «Конструктор игр «Незнайка на луне» - 8 ч
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Компьютерные игры. Виды игр. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Правила игры. Логические игры. Играем в логические игры |
1 |
1 |
|
2 |
Конструктор игр. Меню. Режимы работы программы: конструирование (создание) игры и прохождение игры. Окна программы. Пример готовой игры. Команды и клавиши управления в игре. Загрузка готовой игры. |
1 |
1 |
|
3 |
Ресурсы программы: коллекции уровней, препятствий, противников, ловушек и бонусов. Пример создания простой игры. Операции в режиме конструирования игры. Операции с предметами. Сохранение игры. |
1 |
1 |
|
4 |
Создание игр-тренажеров и трудных игр. Создание игры-тренажера. Редактирование игры. Прохождение чужой игры. |
2 |
2 |
|
5 |
Создание трудной игры или игры для соревнований по выбранной или самостоятельно придуманной ситуации. Редактирование и сохранение игры. Анализ игры. Установка громкости звука и музыки. Перенос файла игры на другой компьютер. |
2 |
2 |
|
6 |
Проведение соревнования игроков, используя созданные трудные игры и игры для соревнований. |
1 |
1 |
|
итого |
8 |
1 |
7 |
Содержание учебного курса
Модуль «Знакомство с компьютером» - 2 чКомпьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Модуль «Создание рисунков» - 9 чКомпьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль«Создание «Создание мультфильмов и живых картинок» на примере примере использования программы «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти» (9 часов)
Программа «Мульти-Пульти». Меню. Понятие фона, предмета, актера, звука, музыки, речи, титров. Загрузка и просмотр мультфильмов. Окна программы. Порядок действий при создании простого мультфильма. Ресурсы программы: коллекция фонов, предметов, актеров. Действия актера. Смена действия актера.
Модуль«Создание компьютерных игр» на примере использования программы «Конструктор игр «Незнайка на луне» - 8 ч
Конструктор игр. Меню. Режимы работы программы: конструирование (создание) игры и прохождение игры. Окна программы. Пример готовой игры. Команды и клавиши управления в игре. Загрузка готовой игры.
4 класс
Модуль «Файлы и папки (каталоги)» (2 часа)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Файлы и папки. |
1 |
1 |
|
2 |
Операции над файлами и папками. |
1 |
1 |
|
итого |
2 |
1 |
1 |
Модуль «Создание текстов» на примере использования программ WordPad, MS Word или подобных им.-(9 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Компьютерное письмо. Применение компьютера для создания текстовых документов различных видов. Демонстрация примеров. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. |
1 |
1 |
|
2 |
Компьютерные программы для создания текстов. Клавиатура. Правила компьютерного письма. |
1 |
1 |
|
3 |
Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита. |
1 |
1 |
|
4 |
Операции при создании текстов. Создание, сохранение и открытие текстовых документов. |
1 |
1 |
|
5 |
Меню. Панели инструментов (стандартная, форматирование). Ввод простейшего текста. Сохранение файла. |
1 |
1 |
|
6 |
Редактирование текста. Удаление, копирование, вставка, перенос. |
1 |
1 |
|
7 |
Форматирование (оформление) текста. Шрифт и его параметры. Организация текста. |
1 |
1 |
|
8 |
Работа над собственными проектами (начало работы). |
2 |
1 |
|
9 |
Работа над собственными проектами (продолжение работы). Печать текстовых документов. |
1 |
||
итого |
9 |
9 |
Модуль «Создание печатных публикаций» на примере использования программы MS Word или подобных ей.-(6 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Понятие печатных публикаций. Примеры публикаций. Программы для создания публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. |
1 |
1 |
|
2 |
Иллюстрации в публикациях. Рисунки. Фотографии. |
1 |
1 |
|
3 |
Схемы в публикациях. |
1 |
1 |
|
4 |
Таблицы в публикациях. |
1 |
1 |
|
5 |
Работа над собственными проектами (начало работы). Обсуждение и просмотр планов. |
2 |
1 |
|
6 |
Работа над собственными проектами (продолжение работы). Редактирование текста, добавление объектов, печать публикации. |
1 |
||
Итого |
6 |
1 |
5 |
Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений»
на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D» -8 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Архитектура. Компьютерное проектирование. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. План и объемная модель. Программа «FloorPlan3D». Главное меню. Просмотр готовых проектов. |
1 |
1 |
|
2 |
Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и что в нем? Эскиз дома. Порядок действий при создании проекта дома. Окна программы. Меню окна. Создаем стены, окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение проекта. |
1 |
1 |
|
3 |
Загрузка проекта. Работа с проектом. Добавление предметов интерьера. Коллекция ресурсов: стены, двери, крыши, окна. Бытовая техника. Мебель. Электрооборудование. Сохранение тренировочного проекта. |
1 |
1 |
|
4 |
Редактирование проекта. Удаление объектов. Операции с проектом. Объемное изображение (модель). Камера и работа с ней. Осмотр изнутри и снаружи. |
1 |
1 |
|
5 |
Создание собственного проекта (начало). Эскиз. План. Второй этаж и лестницы. Текстура материала. Сохранение файла. |
3 |
3 |
|
6 |
Создание собственного проекта (продолжение). Работа с конструкцией дома и интерьером. |
|||
7 |
Создание собственного проекта (окончание). Работа с интерьером. Редактирование проекта. |
|||
8 |
Представление созданных проектов. Обсуждение. Голосование и выбор лучших проектов по категориям. |
1 |
1 |
|
итого |
8 |
1 |
7 |
Содержание учебного курса
Модуль «Файлы и папки (каталоги)» (2 часа)
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Файлы и папки. Операции над файлами и папками.
Модуль «Создание текстов» на примере использования программ WordPad, MS Word или подобных им.-(9 часов)
Компьютерные программы для создания текстов. Клавиатура. Правила компьютерного письма. Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита. Меню. Панели инструментов (стандартная, форматирование). Ввод простейшего текста. Сохранение файла.
Модуль «Создание печатных публикаций» на примере использования программы MS Word или подобных ей.-(6 часов)
Понятие печатных публикаций. Примеры публикаций. Программы для создания публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Иллюстрации в публикациях. Рисунки. Фотографии. Таблицы в публикациях. Схемы в публикациях.
Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений»
на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D» -8 часов)
Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и что в нем? Эскиз дома.
Порядок действий при создании проекта дома. Окна программы. Меню окна. Создаем стены, окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение проекта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Формы работы
фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Требования к подготовке школьников в 3 классе
Учащиеся будут знать:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера.
Учащиеся будут уметь:
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать и завершать компьютерные программы.
Учащиеся будут уметь:
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
при выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Требования к подготовке школьников в 4 классе
Учащиеся будут знать:
что такое полное имя файла.
Учащиеся будут уметь:
создавать папки (каталоги)
удалять файлы и папки (каталоги)
копировать файлы и папки (каталоги)
перемещать файлы и папки (каталоги).
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Учащиеся будут уметь:
вставлять изображения в печатную публикацию
создавать схемы и включать их в печатную публикацию
создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых системах
искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых системах.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать, находить нужную вам информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Литература для учащихся
Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008 г.
Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2008 г.
Горячев А.В. конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти» справочник-практикум
Горячев А.В. конструктор игр справочник-практикум
Горячев А.В. дизайнер интерьеров справочник-практикум
Горячев А.В. графический редактор «Tuxpaint» справочник-практикум
CD конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти», конструктор игр, дизайнер интерьеров, графический редактор «Tuxpaint»
Литература для учителя
Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008 г.
Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2008 г.
Горячев А.В. конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти» справочник-практикум
Горячев А.В. конструктор игр справочник-практикум
Горячев А.В. дизайнер интерьеров справочник-практикум
Горячев А.В. графический редактор «Tuxpaint» справочник-практикум
CD конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти», конструктор игр, дизайнер интерьеров, графический редактор «Tuxpaint»
С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2005 год