Программа факультативного курса «Юные лингвисты»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «РОСТОК»
Рабочая программа
мастерской
«Юные лингвисты»
Руководитель:
Бикулова Ю.Х.,
10-11 классы
Краснодарский край
Город-курорт Анапа
2016-2017 уч.г.
Содержание
Пояснительная записка 3
Общая характеристика курса 4
Личностные и метапредметные результаты 5
Содержание курса 7
Тематическое планирование 18
Приложение 34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит мастерская “Юные лингвисты” в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между средним звеном и старшими классами.
Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к “Занимательной лингвистике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на занятиях “Юные лингвисты” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения “Юные лингвисты” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель и задачи программы
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умения пользоваться справочной литературой;
развивать коммуникативные способности обучающихся
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание программы “Юные лингвисты” соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанной программы лингвистического клуба “Юные лингвисты” заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
практические занятия
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Итогом деятельности учащихся является защита исследовательской работы на школьном, городском и краевом уровне.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
художественное и театральное творчество;
краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникативная технология.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года (70 часов в год; всего 140 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс, музей. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 10-11 классов.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Будут использованы методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА
Введение (2ч.)
Тема 1. В мире безмолвия. Как люди обходились без письменности?
Сигналы-символы. Звукоподражания.
Практическая часть: разыгрывание немых сцен.
Графика (7 ч.)
Тема 2. Тайны рисуночного письма.
Появление письма и счёта.
Тема 3. В глубь веков на машине времени.
Русский алфавит.
Практическая часть: сравнение начертания букв современного русского алфавита и его предшественников.
Тема 4. Родственники русского алфавита: финикийский и греческий.
Финикийский алфавит. Греческий алфавит.
Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 5-6. Древо русского слова.
Исконно русские слова. Родственные слова. Однокоренные слова.
Лексикология (17ч.)
Тема 7. Экскурсия в прошлое. В «Музее древних слов».
Активный и пассивный запас лексики русского языка. Устаревшие слова. Причина возникновения историзмов и архаизмов.
Практическая часть: работа со словарями
Тема 8. Выявление устаревших слов в художественных текстах.
Правдивое изображение исторической эпохи с использованием различных пластов лексики.
Практическая часть: работа с текстами.
Тема 9-10. Виртуальный музей древних слов.
Материала для презентации музея.
Практическая часть: создание виртуального музея древних слов, презентация.
Тема 11. Экскурсия в будущее. Почему появляются новые слова?
Неологизмы.
Практическая часть: работа с текстами.
Тема 12. Авторские неологизмы.
Авторские неологизмы.
Практическая часть: анализ художественных текстов.
Тема 13. Как возникают названия? Система номинаций.
Исторические словари.
Практическая часть: работа со словарями.
Этимология (19ч.)
Тема 14. Словари, рассказывающие об истории происхождения слов.
Этимология. Этимологический словарь.
Практическая часть: работа со словарями.
Тема 15. Трудные слова.
Связь орфографии и этимологии.
Практическая часть: упражнения для запоминания правописания трудных слов, знакомство с их этимологией.
Тема 16. Научная этимология.
История происхождения слов вол, волк, волынка; запонка, запятая.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 17. Откуда пришли наши имена?
История возникновения имён на Руси.
Практическая работа: творческая работа «Нарисуй своё имя»
Тема 18. Особенности и значения древнерусских имён.
Особенности и значения имён на Руси.
Практическая часть: представление своего имени.
Тема 19. Знакомство с историей русских имён на примере произведений А.С.Пушкина.
История русских имён.
Практическая часть: работа с текстами А.С.Пушкина.
Тема 20. Знакомство с наукой «ономастика». Клички и прозвища.
Ономастика. Имена. Клички. Прозвища.
Практическая часть: работа со словарями.
Тема 21. Отчества и фамилии. Антропонимика.
История появления отчеств и фамилий.
Практическая часть: представление себя (имени, отчества. фамилии)
Тема 22. Знакомство с историей происхождения и образования слов.
Сравнение значений слов.
Практическая часть: игра «Капитан и капуста»
Словообразование (15 ч.)
Тема 23. Строительная работа морфем. Способы словообразования.
Основные способы образования слов в русском языке.
Практическая часть: тренировочные упражнения по определению способа словообразования.
Тема 24. Способы словообразования.
Способ образования слов. Переход одной части речи в другую.
Тема 25. Занимательное словообразование.
Способы образования слов в русском языке.
Практическая часть: игра на превращение слов.
Тема 26. Словосложение. Введение понятия «метафорическая номинация»
Словосложение. Метафорическая номинация.
Практическая часть: тренировочные упражнения
Тема 27. Словообразовательный анализ слов.
Словообразовательный и морфемный разборы слов.
Практическая часть: практическая работа по анализу слов.
Тема 28. Словообразовательная цепочка.
Словообразовательная цепочка
Практическая часть: составление словообразовательных цепочек.
Тема 29. Умники и умницы.
Лексическое значение слова. История происхождения слова. Способ образования слова, его морфемный состав.
Практическая часть: интеллектуальная игра
Подведение итогов (8 ч.)
Тема 30-31. Олимпиада по русскому языку.
Владение нормами русского литературного языка.
Практическая часть: решение лингвистических задач повышенной трудности.
Тема 32-33. Экскурсия в музей
Поездка детей на экскурсию в музей-заповедник с целью знакомства с историей края.
Практическая часть: составление презентации
Тема 34-35. Защита проектной работы
Практическая часть: защита.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 10 КЛАССА
Раздел программы |
Номер занятия |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Виды деятельности или формы организации занятий |
Формирование УУД |
Введение – 2 ч. |
1,2 |
В мире безмолвия. Как люди обходились без письменности? |
1 |
1 |
1 |
Разыгрывание немых сцен. |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Графика – 7 ч. |
3 |
Тайны рисуночного письма. |
1 |
1 |
Рассказ о появлении письма и счёта. |
Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь |
|
4,5 |
В глубь веков на машине времени |
2 |
1 |
1 |
Лекция и презентация о появлении русского алфавита |
||
6 |
Родственники русского алфавита: финикийский и греческий. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческая работа «Придумай свой алфавит» |
||
7 |
Древо русского слова |
1 |
1 |
Рисование плакатов. |
|||
8,9 |
Древо русского слова |
2 |
1 |
1 |
Создание презентаций |
||
Лексикология -17 ч. |
10-13 |
Экскурсия в прошлое. В «Музее древних слов» |
4 |
1 |
3 |
Рассказ-беседа об устаревших словах |
Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные:и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
14,15 |
Выявление устаревших слов в художественных текстах |
2 |
1 |
1 |
Практикум: работа с текстами |
||
16,17 |
Виртуальный музей древних слов. |
2 |
1 |
1 |
Создание музея |
||
18,19 |
Виртуальный музей древних слов. |
2 |
1 |
1 |
Презентация музея |
||
20,21 |
Экскурсия в будущее. Почему появляются новые слова? |
2 |
1 |
1 |
Рассказ-беседа о том, как и почему появляются новые слова. |
||
22,23 |
Авторские неологизмы |
2 |
1 |
1 |
Практикум по анализу художественных текстов |
||
24-26 |
Как возникают названия? Система номинаций. |
3 |
1 |
2 |
Работа с историческими словарями |
||
Этимология – 19 ч. |
27-30 |
Словари, рассказывающие об истории происхождения слов. |
4 |
1 |
3 |
Работа с этимологическими словарями |
Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. |
31-33 |
Трудные слова. |
3 |
1 |
2 |
Упражнения для запоминания правописания трудных слов, знакомство с их этимологией. |
||
34-35 |
Научная этимология. |
2 |
1 |
1 |
Работа со словарём. |
||
36 |
Откуда пришли наши имена? |
1 |
1 |
Представление собственного имени |
|||
37,38 |
Особенности и значения древнерусских имён |
2 |
1 |
1 |
Лекция с презентацией |
||
39,40 |
Знакомство с историей русских имён на примере произведений А.С, Пушкина |
2 |
1 |
1 |
Анализ текстов Пушкина. |
||
41 |
Знакомство с наукой «ономастика». Клички и прозвища. |
1 |
1 |
Работа со словарём |
|||
42,43 |
Отчества и фамилии. Антропонимика. |
2 |
1 |
1 |
Беседа об истории появления отчеств и фамилий. |
||
44,45 |
Знакомство с историей происхождения и образования слов. Сравнение значений слов. |
1 |
1 |
Знакомство с историей происхождения и образования слов |
|||
Словообразоване – 15 ч. |
46-48 |
Строительная работа морфем. Способы словообразования |
3 |
3 |
Тренировочные упражнения |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
|
49-51 |
Способы словообразования |
3 |
3 |
Способы словообразования |
|||
52 |
Занимательное словообразование. |
1 |
1 |
Способы превращения слов |
|||
53-56 |
Словосложение. Введение понятия «метафорическая номинация» |
4 |
1 |
3 |
Знакомство со словосложением |
||
57,58 |
Словообразовательный анализ слов |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
||
59 |
Словообразовательная цепочка |
1 |
1 |
Практическая работа |
|||
60 |
Умники и умницы |
1 |
1 |
Интеллектуальная игра |
|||
Подведение итогов- 10 ч |
61 |
Олимпиада по русскому языку |
2 |
1 |
Решение олимпиадных заданий |
Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. |
|
62 |
Олимпиада по русскому языку |
1 |
1 |
Решение олимпиадных заданий |
|||
63,64 |
Экскурсия в музей |
2 |
2 |
Экскурсия |
|||
65,66 |
Экскурсия в музей |
2 |
2 |
Экскурсия |
|||
67-68 |
Творческий отчёт в форме защиты проекта |
2 |
2 |
защита проекта |
|||
68 |
21 |
47 |
|||||
Итого: |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Перечень оборудования кабинета
для проведения занятий по внеурочной деятельности
Шкафы для хранения оборудования и ТСО;
Печатные пособия по русскому языку и литературе;
Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);
Магнитофон;
Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;
Научно-методическая литература;
Учебные пособия по русскому языку и литературе;
Художественная литература;
Электронная библиотека художественной литературы;
Подписные издания;
Словари школьного типа и справочная литература;
Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;
Хрестоматии по литературе;
Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
Раздаточный материал;
Видеофильмы по русскому языку и литературе;
Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя
Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
Львова С. И. Уроки словесности: 5 - 9 классы. - М.:Дрофа, 2011
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2010.
Васильевых И.П. Уроки русского языка. 10 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 5 класс».- М.:Мнемозина, 2010
Львова С. И. Уроки словесности: 5 - 9 классы. - М.:Дрофа, 2011
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2010.
Список литературы для учащихся
-
Львова С.И. Практикум по русскому языку: 10 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение ,2010
Бирюкова В.Т. Игнатченко И.Р. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников – М: Дрофа, 2010
Гуськова А.П. Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010