Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Морская экспедиция»

3
0
Материал опубликован 5 November 2019 в группе

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Морская экспедиция»


Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)


Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.


Цель.

Упражнять в классификации пред­метов, ориентации на листе бумаги, реше­нии задач.

Активизировать словарь.

Уточнять представления о связи между формой предмета и его плавучестью.

Разви­вать логическое мышление, творческое во­ображение, память.


Материал.

Ширма оформленная изображениями водорослей, морских звезд, камешков. Металлическая полоска, коробочка из металла. Лист ватмана с нарисованным лабиринтом. Сундучок. Картинка с изображением осьми­нога. Две картинки с пятью отличиями. Лист бумаги в крупную клетку, карточка с изображением морской рыбы, разрезанная на несколько частей, карточка-табличка с рядом геометрических фигур, картинка с изображением нескольких предметов («клад»), цветные фломастеры - на каждого ребенка.


Предварительная работа. Чтение книг: С. Сахарнов «Морские сказки», «В мире дельфинов и осьминога»; Н. Сладков «Рыбы». Беседы с детьми о морских животных. Рассматривание предметных картинок с морскими обитателями. Лепка «Подводный мир».


Ход НОД

Воспитатель. (указывая на ширму). Что вы видите? (морские звезды, камешки, водоросли.) Как вы думаете, почему все это находится у нас в группе? (наверное, мы отправимся в путешествие по морю.) На чем можно путешествовать по морю? (на корабле, пароходе, лодке.) Дети выбирают транспортное судно. А почему не тонут в воде корабли? (рассуждения детей). Чтобы путешествие было безопасным, предлагаю это выяснить и провести опыт.

Рассмотрите металлическую полоску. Ка­кая она? (Холодная, гладкая, серебристая.)

Опыт 1. В сосуд с водой поместим метал­лическую полоску. Что вы наблюдаете? (По­лоска утонула.)

Опыт 2. (Демонстрирует металличес­кую коробочку.) Рассмотрите коробочку. Из какого она материала? (Коробочка из ме­талла.) Положим коробочку на поверх­ность воды. Что вы наблюдаете? (Коробоч­ка не тонет.) Нам предстоит выяснить, по­чему полоска металла тонет, а коробочка из того же материала не тонет. Посмотрите на них еще раз внимательно и скажите, чем они отличаются. (Полоска плоская, а коро­бочка объемная.) Назовите предметы, кото­рые имеют объемную форму. (Мяч, стакан, шарик.) Что находится внутри объемных предметов? (Воздух.) Так почему же полос­ка утонула, а коробочка нет? (Предположе­ния детей.) Делаем вывод: в коробочке есть воздух. Предметы, в которых есть воз­дух, не тонут.

Корпус корабля объемный. Как вы думаете, почему корабли не тонут в воде? (Корпус за­полнен воздухом, поэтому корабль не тонет.)

Прежде чем отправляться в путешествие про­ложим на карте путь научно-исследова­тельского судна до места погружения бати­сферы.

Это сделать довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.

Раскладывает на столе лист ватмана с изображением лабиринта (см. приложение - рис. 1). Дети рассматривают лабиринт, на­ходят путь к месту погружения батисферы.

Скажите, что необходимо иметь для ис­следования морских глубин. (Батисферу, камеру для съемок, скафандр.)

Вам понадобится еще один предмет. Под мою диктовку «попутешествуйте» по клет­кам, и вы узнаете, какой это предмет.

Дети выполняют задание с помощью фломастера. В результате получается изо­бражение фонаря (см. приложение - рис. 2).

Пока мы идем к месту спуска батисферы, предлагаю поиграть.

Проводится игра «Отгадай последнее слово». Воспитатель произносит стихо­творные строки, дети договаривают по­следнее слово.

Белокрылые хозяйки,

Над волной летают... (чайки).

По морю синему плывет

Трехэтажный... (пароход).

Большому судну не страшна

Океанская... (волна).

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и... (вода).

Вот мы и на месте. Перед спуском выясним, знаете ли вы животных, обитающих в океане.

Проводится игра «Повторяем друг за другом». Один ребенок называет какое-ли­бо животное, например акулу; второй по­вторяет это слово и добавляет название другого животного, например «акула, кит» следующий игрок произносит эти названия и добавляет свое и т.д. Выигрывает тот, кто запомнит наибольшее количество на­званий животных.

Затем проводится игра «Составь из ча­стей». Каждый ребенок получает разрезан­ную на несколько частей карточку с изобра­жением рыбы (скат, рыба-меч, морской ко­нек и т.д.), собирает ее и называет рыбу.

Воспитатель. Молодцы! Теперь надеваем скафандры, занимаем места в батисфере, погружаемся.

Дети изображают с помощью движений, как они надевают скафандры, садятся на стулья.

Воспитатель. Наконец-то мы на дне. (Вы­ставляет сундучок.) Давайте откроем этот сундучок. Что в нем? (Здесь таблички с фигурами.) Неко­торые фигуры смыты водой, их нужно нари­совать.

Каждый ребенок получает карточку - табличку (см. приложение - рис. 3), рассма­тривает фигуры, рисует недостающую в ряду и объясняет, почему он нарисовал дан­ную фигуру.

Воспитатель. Эти таблички - коды, с по­мощью которых пираты зашифровали мес­тоположение клада. Вы правильно восста­новили ряды фигур, и вот оно - место на дне, где спрятан клад! Но он находится под камнями, давайте их уберем.

Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по команде воспитателя: «Наклонились, подняли камень, отбросили его». Повторяют несколько раз.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

По окон­чании занимают свои места.

Воспитатель. Какие же предметы в этом кладе?

Раздает листы с изображением наложен­ных один на другой силуэтов предметов (см. приложение - рис. 4).

Дети фломастерами разного цвета об­водят силуэты изображенных предметов, называют их.

Воспитатель. Теперь подумайте, сколько камней потребовалось пиратам, чтобы клад спрятать, если пират Бах положил три камня, передохнул и положил еще три камня, а пират Бух положил четыре камня. (Десять камней.)

Верно. (Выставляет картинку с изображением осьминога.) О, что это за жи­вотное появилось? (Осьминог.) Сколько у него ног-щупалец? (Восемь.) Представьте, что тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сможет ли он удержать еще од­ного водолаза? (Ответы детей.) Осьминог поиграл с водолазами, отпустил их и улегся на дно отдохнуть. (Выставляет две кар­тинки с пятью отличиями - см. приложе­ние - рис. 5.) Внимательно рассмотрите эти рисунки, определите, на каком из них изоб­ражен спящий осьминог, и найдите еще че­тыре отличия между рисунками. (Дети вы­полняют задание.)

Итак, мы ненадолго погрузились в океан­ские глубины. С корабля сигнализируют, что пора возвращаться на борт. Чтобы подъем прошел удачно, вспомните загадки на мор­скую тематику.

Каждый ребенок загадывает загадку, ос­тальные дети отгадывают.

Через океан плывет великан и выпускает фонтан. (Кит.)

В воде она живет, нет клюва, а клюет.(Рыба.)

Стальная акула

В океан нырнула.

Сама под водой,

А глаза над волной. (Подводная лодка.)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

Кто самый честный на свете капитан? (Капитан Врунгель.)

Как называется повар на корабле? (Кок.)

Воспитатель. Вот мы и на борту корабля. Теперь - вперед, к родному берегу, где уча­стников экспедиции ждут родные и друзья!


Приложение


Рис.1

t1572943871aa.gif


Рис. 2

t1572943871ab.gif


Рис. 3

t1572943871ac.jpg





Рис.4

t1572943871ad.gif





Рис.5

t1572943871ae.jpgt1572943871af.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.