Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Морская экспедиция»
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Морская экспедиция»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель.
Упражнять в классификации предметов, ориентации на листе бумаги, решении задач.
Активизировать словарь.
Уточнять представления о связи между формой предмета и его плавучестью.
Развивать логическое мышление, творческое воображение, память.
Материал.
Ширма оформленная изображениями водорослей, морских звезд, камешков. Металлическая полоска, коробочка из металла. Лист ватмана с нарисованным лабиринтом. Сундучок. Картинка с изображением осьминога. Две картинки с пятью отличиями. Лист бумаги в крупную клетку, карточка с изображением морской рыбы, разрезанная на несколько частей, карточка-табличка с рядом геометрических фигур, картинка с изображением нескольких предметов («клад»), цветные фломастеры - на каждого ребенка.
Предварительная работа. Чтение книг: С. Сахарнов «Морские сказки», «В мире дельфинов и осьминога»; Н. Сладков «Рыбы». Беседы с детьми о морских животных. Рассматривание предметных картинок с морскими обитателями. Лепка «Подводный мир».
Ход НОД
Воспитатель. (указывая на ширму). Что вы видите? (морские звезды, камешки, водоросли.) Как вы думаете, почему все это находится у нас в группе? (наверное, мы отправимся в путешествие по морю.) На чем можно путешествовать по морю? (на корабле, пароходе, лодке.) Дети выбирают транспортное судно. А почему не тонут в воде корабли? (рассуждения детей). Чтобы путешествие было безопасным, предлагаю это выяснить и провести опыт.
Рассмотрите металлическую полоску. Какая она? (Холодная, гладкая, серебристая.)
Опыт 1. В сосуд с водой поместим металлическую полоску. Что вы наблюдаете? (Полоска утонула.)
Опыт 2. (Демонстрирует металлическую коробочку.) Рассмотрите коробочку. Из какого она материала? (Коробочка из металла.) Положим коробочку на поверхность воды. Что вы наблюдаете? (Коробочка не тонет.) Нам предстоит выяснить, почему полоска металла тонет, а коробочка из того же материала не тонет. Посмотрите на них еще раз внимательно и скажите, чем они отличаются. (Полоска плоская, а коробочка объемная.) Назовите предметы, которые имеют объемную форму. (Мяч, стакан, шарик.) Что находится внутри объемных предметов? (Воздух.) Так почему же полоска утонула, а коробочка нет? (Предположения детей.) Делаем вывод: в коробочке есть воздух. Предметы, в которых есть воздух, не тонут.
Корпус корабля объемный. Как вы думаете, почему корабли не тонут в воде? (Корпус заполнен воздухом, поэтому корабль не тонет.)
Прежде чем отправляться в путешествие проложим на карте путь научно-исследовательского судна до места погружения батисферы.
Это сделать довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.
Раскладывает на столе лист ватмана с изображением лабиринта (см. приложение - рис. 1). Дети рассматривают лабиринт, находят путь к месту погружения батисферы.
Скажите, что необходимо иметь для исследования морских глубин. (Батисферу, камеру для съемок, скафандр.)
Вам понадобится еще один предмет. Под мою диктовку «попутешествуйте» по клеткам, и вы узнаете, какой это предмет.
Дети выполняют задание с помощью фломастера. В результате получается изображение фонаря (см. приложение - рис. 2).
Пока мы идем к месту спуска батисферы, предлагаю поиграть.
Проводится игра «Отгадай последнее слово». Воспитатель произносит стихотворные строки, дети договаривают последнее слово.
Белокрылые хозяйки,
Над волной летают... (чайки).
По морю синему плывет
Трехэтажный... (пароход).
Большому судну не страшна
Океанская... (волна).
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и... (вода).
Вот мы и на месте. Перед спуском выясним, знаете ли вы животных, обитающих в океане.
Проводится игра «Повторяем друг за другом». Один ребенок называет какое-либо животное, например акулу; второй повторяет это слово и добавляет название другого животного, например «акула, кит» следующий игрок произносит эти названия и добавляет свое и т.д. Выигрывает тот, кто запомнит наибольшее количество названий животных.
Затем проводится игра «Составь из частей». Каждый ребенок получает разрезанную на несколько частей карточку с изображением рыбы (скат, рыба-меч, морской конек и т.д.), собирает ее и называет рыбу.
Воспитатель. Молодцы! Теперь надеваем скафандры, занимаем места в батисфере, погружаемся.
Дети изображают с помощью движений, как они надевают скафандры, садятся на стулья.
Воспитатель. Наконец-то мы на дне. (Выставляет сундучок.) Давайте откроем этот сундучок. Что в нем? (Здесь таблички с фигурами.) Некоторые фигуры смыты водой, их нужно нарисовать.
Каждый ребенок получает карточку - табличку (см. приложение - рис. 3), рассматривает фигуры, рисует недостающую в ряду и объясняет, почему он нарисовал данную фигуру.
Воспитатель. Эти таблички - коды, с помощью которых пираты зашифровали местоположение клада. Вы правильно восстановили ряды фигур, и вот оно - место на дне, где спрятан клад! Но он находится под камнями, давайте их уберем.
Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по команде воспитателя: «Наклонились, подняли камень, отбросили его». Повторяют несколько раз.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
По окончании занимают свои места.
Воспитатель. Какие же предметы в этом кладе?
Раздает листы с изображением наложенных один на другой силуэтов предметов (см. приложение - рис. 4).
Дети фломастерами разного цвета обводят силуэты изображенных предметов, называют их.
Воспитатель. Теперь подумайте, сколько камней потребовалось пиратам, чтобы клад спрятать, если пират Бах положил три камня, передохнул и положил еще три камня, а пират Бух положил четыре камня. (Десять камней.)
Верно. (Выставляет картинку с изображением осьминога.) О, что это за животное появилось? (Осьминог.) Сколько у него ног-щупалец? (Восемь.) Представьте, что тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сможет ли он удержать еще одного водолаза? (Ответы детей.) Осьминог поиграл с водолазами, отпустил их и улегся на дно отдохнуть. (Выставляет две картинки с пятью отличиями - см. приложение - рис. 5.) Внимательно рассмотрите эти рисунки, определите, на каком из них изображен спящий осьминог, и найдите еще четыре отличия между рисунками. (Дети выполняют задание.)
Итак, мы ненадолго погрузились в океанские глубины. С корабля сигнализируют, что пора возвращаться на борт. Чтобы подъем прошел удачно, вспомните загадки на морскую тематику.
Каждый ребенок загадывает загадку, остальные дети отгадывают.
Через океан плывет великан и выпускает фонтан. (Кит.)
В воде она живет, нет клюва, а клюет.(Рыба.)
Стальная акула
В океан нырнула.
Сама под водой,
А глаза над волной. (Подводная лодка.)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
Кто самый честный на свете капитан? (Капитан Врунгель.)
Как называется повар на корабле? (Кок.)
Воспитатель. Вот мы и на борту корабля. Теперь - вперед, к родному берегу, где участников экспедиции ждут родные и друзья!
Приложение
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис.4