Краткие тезисы к проведению занятий «Обучение интерактивным методам»
Краткие тезисы к проведению занятий
«Обучение интерактивным методам»
Творческие задания – задания, требующие от воспитанников не простого воспроизводства информации, а творчества. Примеры: подготовка эссе, реферата, письмо губернатору, письмо президенту, исполнение роли в имитационных методиках.
Работа в малых группах – дает возможность всем участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия). Примеры: мозаика, дебаты, общественные слушания, имитации.
Рекомендации по организации работы с малыми группами:
Начинайте групповую работу не торопясь (сначала можно использовать работу в парах, группы не более 5 человек).
Обучайте работе в группах и контролируйте их работу Обходите группы, помогайте решать проблемы. Не ждите, что дети начнут решать проблемы без вашей помощи. Назначьте «наблюдателей», которые будут анализировать индивидуальные поведения членов группы по плану:
Уважение к правам и мнениям других. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?
Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимся мнением, которые навязывают свою точку зрения.
Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает.
Готовность слушать. Прислушиваются ли к мнению друг друга.
Конфликт. Если члены группы придерживаются разных позиций, идут ли они на конфликт.
Выбирайте размер группы.
Грамотно распределяйте учащихся по группам (будет значительно лучше, если в группе будут разные по силе дети).
Распределяйте роли внутри группы (фасилитатор /посредник, организатор деятельности/, регистратор /записывает результаты работы/, докладчик /докладывает о результатах работы в группе/, журналист /задает уточняющие вопросы/, активный слушатель /помогает сформулировать мысли/, наблюдатель или «оцениватель», хронометрист /следит за временем/).
Обучающие игры:
Ролевая игра – участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию («Место под солнцем»).
Имитация – ролевая игра с использованием устоявшихся процедур (судебный процесс, общественные слушания и т.д.)
Ролевые игры способствуют:
Развитию воображения и навыков критического мышления.
Развитию способностей ясно выражать свое отношение, мнение.
Развитию коммуникативных навыков.
Опробование на практике линии поведения другого человека.
Применение на практике умения решать проблемы.
Формирование ценностей.
Деловые игры и моделирование:
Во время игры воспитанники погружаются в смоделированную ситуацию (проблему) взятую из реальной жизни, либо вымышленную. В деловой игре в отличии от моделирования разработаны процедуры, правила, условия игры. Пример деловой игры: «Дом права», «Необитаемый остров», «Стажеры и инопланетяне».
Образовательные игры:
Интеллектуальные игры: «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т.д.
Использование общественных ресурсов – важнейшая педагогическая технология.
а) интересные люди, специалисты, которых можно пригласить на занятие.
б) различные организации, учреждения, памятники, музеи.
в) события и мероприятия (видео, газеты, телевизионные передачи, экскурсии и т.д.)
Социальные проекты и другие методы обучения.
Социальные проекты – самое эффективное средство обучения. Это деятельность детей под руководством педагога, которая приносит реальный социально-значимый эффект.
Алгоритм:
1. Определение проблемы для изучения.
2. Сбор информации.
3. Изучение путей решения проблемы.
4. Разработка Вашей собственной общественной политики для решения проблемы.
5. Разработка плана действий.
6. Собранный материал помещается в портфолио – сборник специально отобранного
материала, в который можно включить собранную вами информацию: письменные отчеты, таблицы, графики, фотографии, рисунки.
Соревнования, конкурсы, состязания, олимпиады – хороший инструмент для мотивации воспитанников и организации мероприятий. Материалом для соревнований могут быть ролевые, деловые и образовательные игры.
Радио и газеты. Одним из социальных проектов может быть создание радио в детском доме, или общедомовой газеты. Через газеты можно организовать правовое, профессиональное просвещение воспитанников.
Постановка спектаклей и представлений, пение, инсценировка сказок позволяют повышать мотивацию воспитанников, повышает их ответственность. Можно социальный проект заканчивать организацией выставки, творческих работ – рисунков, поделок, фото, газет, фоторепортажей и т.д. Важно чтобы выставки соответствовали изучаемой теме.
Разминки.
Короткие специальные упражнения, которые имеют целью привлечь или сконцентрировать внимание детей, дать им разрядку. Разминка может проводиться вначале, в середине и в конце занятия (разминка – знакомство и т.д.)
Виды разминок:
Армреслинг – дает хорошую мотивацию для разрешения проблем, поисков интересов друг друга.
Гол-мимо – упражнение служит для разрядки, привлечения и активизации внимания.
Проверка энергии – служит для привлечения, активизации внимания и эмоциональной разрядки.
Прием-прием – демонстрирует важность внимательности и совместности действий.
Тридцать три – на внимание, позволяет физически размяться.
Африканский дождь – упражнение демонстрирующее значимость совместных действий, умения слышать друг друга и всю группу как единое целое.
Шумовые спектакли –
Мысленная прогулка –
Методы изучения и закрепления нового информативного материала:
Интерактивная лекция.
Работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами.
Ребенок в роли педагога (своеобразная ролевая игра) организатор интерактивного упражнения.
Каждый учит каждого.
Мозаика.
Сократический диалог.
Работа с документами.
Юридические документы, кодексы, конституция, положения о конкурсах, применение цитат, эпиграфов, работа с журналами, газетами. Составление документов: отчет о работе министерства, справка о проведении рейдов, акций.
Обсуждение сложных дискуссионных вопросов.
Займи позицию. Шкала мнений:
ПОПС – формула
Позиция – я считаю, что
Обоснование – потому что
Пример – например
Следствие – поэтому
Проективные техники. Смени позицию:
Карусель – дает возможность всем поделиться своими идеями.
Дискуссия в стиле ток-шоу.
Дебаты – если имеется опыт ведения дискуссий.
Разрешение проблем.
Дерево решений.
Мозговой штурм – высказывание любых идей.
Анализ казусов(дел, случаев, ситуаций).