Краткие тезисы к проведению занятий «Обучение интерактивным методам»

0
0
Материал опубликован 1 February 2016

Краткие тезисы к проведению занятий

«Обучение интерактивным методам»

    Творческие задания – задания, требующие от воспитанников не простого воспроизводства информации, а творчества. Примеры: подготовка эссе, реферата, письмо губернатору, письмо президенту, исполнение роли в имитационных методиках.

    Работа в малых группах – дает возможность всем участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия). Примеры: мозаика, дебаты, общественные слушания, имитации.

Рекомендации по организации работы с малыми группами:

    Начинайте групповую работу не торопясь (сначала можно использовать работу в парах, группы не более 5 человек).

    Обучайте работе в группах и контролируйте их работу Обходите группы, помогайте решать проблемы. Не ждите, что дети начнут решать проблемы без вашей помощи. Назначьте «наблюдателей», которые будут анализировать индивидуальные поведения членов группы по плану:

      Уважение к правам и мнениям других. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?

      Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимся мнением, которые навязывают свою точку зрения.

      Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает.

      Готовность слушать. Прислушиваются ли к мнению друг друга.

      Конфликт. Если члены группы придерживаются разных позиций, идут ли они на конфликт.

    Выбирайте размер группы.

    Грамотно распределяйте учащихся по группам (будет значительно лучше, если в группе будут разные по силе дети).

    Распределяйте роли внутри группы (фасилитатор /посредник, организатор деятельности/, регистратор /записывает результаты работы/, докладчик /докладывает о результатах работы в группе/, журналист /задает уточняющие вопросы/, активный слушатель /помогает сформулировать мысли/, наблюдатель или «оцениватель», хронометрист /следит за временем/).

Обучающие игры:

Ролевая игра – участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию («Место под солнцем»).

Имитация – ролевая игра с использованием устоявшихся процедур (судебный процесс, общественные слушания и т.д.)

Ролевые игры способствуют:

    Развитию воображения и навыков критического мышления.

    Развитию способностей ясно выражать свое отношение, мнение.

    Развитию коммуникативных навыков.

    Опробование на практике линии поведения другого человека.

    Применение на практике умения решать проблемы.

    Формирование ценностей.

Деловые игры и моделирование:

Во время игры воспитанники погружаются в смоделированную ситуацию (проблему) взятую из реальной жизни, либо вымышленную. В деловой игре в отличии от моделирования разработаны процедуры, правила, условия игры. Пример деловой игры: «Дом права», «Необитаемый остров», «Стажеры и инопланетяне».

Образовательные игры:

Интеллектуальные игры: «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т.д.

    Использование общественных ресурсов – важнейшая педагогическая технология.

а) интересные люди, специалисты, которых можно пригласить на занятие.

б) различные организации, учреждения, памятники, музеи.

в) события и мероприятия (видео, газеты, телевизионные передачи, экскурсии и т.д.)

    Социальные проекты и другие методы обучения.

    Социальные проекты – самое эффективное средство обучения. Это деятельность детей под руководством педагога, которая приносит реальный социально-значимый эффект.

Алгоритм:

1. Определение проблемы для изучения.

2. Сбор информации.

3. Изучение путей решения проблемы.

4. Разработка Вашей собственной общественной политики для решения проблемы.

5. Разработка плана действий.

6. Собранный материал помещается в портфолио – сборник специально отобранного

материала, в который можно включить собранную вами информацию: письменные отчеты, таблицы, графики, фотографии, рисунки.

    Соревнования, конкурсы, состязания, олимпиады – хороший инструмент для мотивации воспитанников и организации мероприятий. Материалом для соревнований могут быть ролевые, деловые и образовательные игры.

    Радио и газеты. Одним из социальных проектов может быть создание радио в детском доме, или общедомовой газеты. Через газеты можно организовать правовое, профессиональное просвещение воспитанников.

    Постановка спектаклей и представлений, пение, инсценировка сказок позволяют повышать мотивацию воспитанников, повышает их ответственность. Можно социальный проект заканчивать организацией выставки, творческих работ – рисунков, поделок, фото, газет, фоторепортажей и т.д. Важно чтобы выставки соответствовали изучаемой теме.

    Разминки.

Короткие специальные упражнения, которые имеют целью привлечь или сконцентрировать внимание детей, дать им разрядку. Разминка может проводиться вначале, в середине и в конце занятия (разминка – знакомство и т.д.)

Виды разминок:

    Армреслинг – дает хорошую мотивацию для разрешения проблем, поисков интересов друг друга.

    Гол-мимо – упражнение служит для разрядки, привлечения и активизации внимания.

    Проверка энергии – служит для привлечения, активизации внимания и эмоциональной разрядки.

    Прием-прием – демонстрирует важность внимательности и совместности действий.

    Тридцать три – на внимание, позволяет физически размяться.

    Африканский дождь – упражнение демонстрирующее значимость совместных действий, умения слышать друг друга и всю группу как единое целое.

    Шумовые спектакли –

    Мысленная прогулка –

    Методы изучения и закрепления нового информативного материала:

    Интерактивная лекция.

    Работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами.

    Ребенок в роли педагога (своеобразная ролевая игра) организатор интерактивного упражнения.

    Каждый учит каждого.

    Мозаика.

    Сократический диалог.

    Работа с документами.

Юридические документы, кодексы, конституция, положения о конкурсах, применение цитат, эпиграфов, работа с журналами, газетами. Составление документов: отчет о работе министерства, справка о проведении рейдов, акций.

    Обсуждение сложных дискуссионных вопросов.

Займи позицию. Шкала мнений:

ПОПС – формула

Позиция – я считаю, что

Обоснование – потому что

Пример – например

Следствие – поэтому

Проективные техники. Смени позицию:

Карусель – дает возможность всем поделиться своими идеями.

Дискуссия в стиле ток-шоу.

Дебаты – если имеется опыт ведения дискуссий.

    Разрешение проблем.

    Дерево решений.

    Мозговой штурм – высказывание любых идей.

    Анализ казусов(дел, случаев, ситуаций).

Комментарии
Комментариев пока нет.