Урок по биологии в 8 классе на тему : «Организм человека и наркотические вещества»
Урок по биологии в 8 классе на тему :
«Организм человека и наркотические вещества»
Составила учитель биологии : Салеева Э.Д.
Эпиграф
«Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками,
а потом жалуемся на беды,
последовавшими за ними, и говорим,что несчастье
заложено в самой природе вещей»
(К.Боуви)
Цель:
- познакомить учащихся с объективной информацией о действии наркотических веществ на организм;
- дать возможность учащимся выразить своё мнение и собственную позицию по отношению к приёму наркотиков;
- формировать установку на ведение ЗОЖ.
Оборудование: Мультимедийный проектор
Ход урока:
I. Организация класса.
-
Учитель читает эпиграф к уроку под музыку « Мир лечебных звуков»
-
Учитель: Человек- уникальное создание природы.В головном мозге 30 млрд.нервных
клеток,информационная ёмкость человеческого мозга настолько велика,что позволила бы выучит шесть иностранных языков и программы трёх ВУЗов.Подсчитано,что из всех своих возможностей,человек использует 30-40% своей памяти.Реализация возможностей,заложенных в человеке,зависят от образа жизни,от тех привычек,которые он приобретает,от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себя.
Историческая справка
С веществами,которые теперь называют наркотиками,человек познакомился давно.Древние египтяне готовили из мака снотворное.Они получали опиум и употребляли его,желая уснуть или приглушить боль.Бедуины, отправляясь в дальний переход,запасались бангом,смолой.
Смолу курили,желая снять психическую нагрузку,вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Вопрос:Какие пищевые продукты содержат вещества,близкие по своему действию к наркотикам?(Ответы учащихся)
Люди каждый день употребляют вещества,которые можно охарактеризовывать как наркотики.Вместе с чашкой чая или кофе,стаканчиком кока-колыв организм попадает кофеин,
с плиткой шоколада- теобромин, с кефиром-этиловый спирт,с табачным дымом- никотин.
Однако,содержание наркотических веществ в перечисленных продуктах настолько мало,что они оказывают бодрящее,тонизирующее действие.
Вопрос:Что такое наркотик ?(Ответы учащихся)Учащиеся под руководством учителя записывают формулировку данного понятия.
Учитель: мы записали формулировку понятия « наркотик».А теперь попытаемся понять причины побуждающие человека употреблять наркотики и предложить варианты решения этих причин без наркотиков.
Метод: мозговой штурм.(Детям предлагается работа в двух группах.Одни выступают в роли «учеников»,другие- «родителей».Время работы-3-4 мин.Затем каждая группа отстаивает свою позицию.)
Вывод: Употребляют наркотики для снятия стресса и других причин.Однако,снять стрессовую ситуацию можно и другими способами-прогулки,катание на велотранспорте ,роликах,чтения,просмотр любимого диска и т. д.
Просмотр фрагмента из диска « Наркотики: жизнь или смерть»(обсуждение с учащимися).
Упражение « Индейская легенда».
Цель: выработка умений принимать важные решения,просчитывать последствия своего выбора.
Учитель: Сейчас я вам прочитаю легенду.А вы подумайте: какое отношение имеют персонажи к нам?(Обсуждение вместе с учащимися)
Стихотворение о молодом наркомане читает ученица 8 класса.
Вопрос: А как же люди становятся наркоманами?Подумайте.Учащиеся высказывают своё мнение.
Ролевая игра « Охмурение».
Тибетские ламы используют специальные символы для того,чтобы приобрести навык за короткий срок умение играть на гитаре.Учитель приглашает к доске 7 учащихся и говорит о том,что эти символы стали знакомы и сейчас нарисовав их на ладони этих ребят, они им помогут освоить навыки игры на гитаре через неделю.После того,как учитель нарисовал различные символы на ладонях ребят,спрашивает их: « Где вы видели,что без старания, без затраченных сил, возможностей можно было чему-то научиться?Вы не задумывались над нереальностью моего предложения,сделали шаг вперёд!В жизни ничего не бывает просто так.За всё так или иначе приходится платить.Когда вам предложат наркотик и скажут,что никаких воздействий на ваш организм не будет.вы всопмните нашу сегодняшнюю игру и возможно,задумаетесь- а так ли это?»
Учитель раздаёт каждому учащемуся листовки « Способы сказать -нет!”
IV. 21 век — век огромных скоростей.Не каждому человеку удаётся успевать за жизнью,его часто подстерегают стрессы.Люди спасаются по-разному: одни находят отдушину в различных добрых увлечениях,другие- в наркотиках,то есть смерти.Выбор за Вами.