Урок математики в 1 классе «Прибавить и вычесть число 3. Решение задач»

2
0
Материал опубликован 22 June 2017

МКОУ ООШ № 2 г. Пудожа РК

Конспект урока математики

в 1 классе

УМК «Школа России»

«Прибавить и вычесть 3. Решение задач».

Подготовила

Соловьева Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

г. Пудож 2016 г.

Тема: «Прибавить и вычесть число 3. Решение задач».

Цели: Создать условия для закрепления умения прибавлять и вычитать число 3; развития навыков счета, умения составлять и решать задачи, закрепление умения чертить отрезки заданной длины.

Задача:

1. Образовательные:

Продолжить работу по формированию умений прибавлять и вычитать число 3 разными способами, опираясь на состав числа 3.

Формировать представления о структуре задачи умение анализировать текстовые задачи, правильно оформлять решение и ответ задачи, решать их;

Повторить состав чисел в пределах 10;

Повторение изученного геометрического материала;

2. Развивающие:

Развитие познавательной активности учащихся;

Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение

Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость. А так же уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, интерес к предмету.

Планируемые результаты: уметь прибавлять и вычитать число 3; составлять и решать простые задачи

Формирование УУД:

- Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

 Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски (контрольного листа).

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, карточки цифр, счетные палочки.

Тип урока: Урок обобщения, систематизации и проверки знаний учащихся.

Форма урока: Урок – путешествие

Методы:

Словесная (беседа);

Практические (задания снеговика);

Наглядные: презентация.

Ресурсы:

Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 1 класс. I ч.

Карточки с заданиями, листы для самопроверки.

Этап урока

Цель

слай-да

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

- Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Создать эмоцио-нальный

настрой на урок, мотивиро-вать обучающих-ся на работу.

Слайд № 2

Ребята, вам тепло? (Да)

В нашем классе светло? (Да)

Прозвенел уже звонок? (Да)

Значит кончился урок! (Нет)

Только начался урок? (Да)

Вы хотите учиться? (Да)

Значит можно садиться! Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите и за работу.

«Нам праздник веселый зима принесет

Нарядная елка к нам в гости придет.

Дедушка с внучкой веселят народ.

Этот праздник…    ».

Сегодня к нам пришла гостья. А кто она догадайтесь сами:

Она в серебро

с жемчугами одета –

Волшебная внучка

волшебного деда.

Ребята, Снегурочка пришла к нам не просто так. Она вместе с дедушкой Морозом и Снеговиком отправилась в лес за новогодней ёлкой для лесных обитателей, но заблудилась в волшебном лесу и потеряла своих друзей. Наша гостья предлагает нам отправиться в путешествие и помочь ей найти её друзей, а так же отыскать самую красивую елку для новогоднего праздника.

Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Слушают учителя, соглашаются/не соглашаются с его высказываниями.

Новый год

Отгадывают загадку.

Ответ - Снегурочка.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

2. Формулирование темы урока, постановка цели

Организовать формулирование темы урока учащимися;

- Организовать постановку цели урока учащимися.

- Опреде-лить тему урока, цель на основе

анализа своих знаний.

Слайд № 2

Ребята, так как Снегурочка пришла к нам на урок математики, то для того чтобы помочь ей нам необходимо будет выполнять математические задания и воспользоваться своими знаниями. Вспомним, чему мы научились на предыдущих уроках?

А для того, чтобы мы смогли верно, определить тему нашего урока послушайте текст, который для вас приготовила наша гостья.

Ребята во дворе слепили 5 снеговиков, за ночь 3 снеговика растаяли. Сколько снеговиков осталось?

Как можно назвать данный текст?

Как мы будем решать данную задачу?

Сколько нужно вычесть?

Хорошо, тогда как мы будем решать следующую задачу?

Во дворе дети вылепили 2 снеговика. На следующий день ребята слепили ещё 3 снеговика. Сколько снеговиков всего слепили ребята?

Сколько будем прибавлять?

Что мы сейчас решали?

Какое число мы прибавляли и вычитали в каждой задаче?

Какова же тема нашего урока?

Тема нашего урока: Прибавить и вычесть число 3. Решение задач.

Какую цель поставим для себя?

Сегодня на уроке мы повторим способы сложения и вычитания +,-3. Будем решать задачи, сравнивать длины отрезков, числа.

Выполняют задание.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели

Прибавлять и вычитать 3, решать задачи, измерять и чертить отрезки.

Задача.

Вычитанием.

3

Сложением.

3

Задачи

3

Прибавить и вычесть число 3. Решение задач.

- вспомним и применим свои знания в решении задачи примеров на сложение и вычитание числа3

Регулятивные

принимать участие в обсуждении и формулировании учебной задачи урока

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя, оформлять свою речь в устной форме на уровне одного предложения

3. Актуали-

зация знаний.

Закрепление полученных ранее знаний

   

Устный счет

   

- Организовать работу над совершенствованием навыков прибавлять и вычитать число 3; составлять и решать простые задачи).

Научить применять приобретён-ные знания, организо-вать автоматиза-цию умственных действий.

Слайд № 3

Итак, отправляемся в лес. Посмотрите, пошел снег. Давайте посчитаем снежинки: 7-3, 6+3, 3-3, 4-3, 8-3, 7+3, 2+3, 4+3.

( Показываю по 1 снежинки с примерами на обратной стороне, затем вывешиваю на доску)

Какой вид работы выполняли?

Какое умение закрепляли?

Оцените свою работу с помощью светофора.

Учащиеся с помощью карточек из математического набора показывают ответ.

 

Решали примеры

Умение прибавлять и вычитать число 3

Рефлексируют и оценивают свою деятельность

Предметные:

знать названия и последователь-ность чисел от 1 до 10, компоненты сложения, выполнять сложение и вычитание вида  + 3,  - 3.

     

Решение задач.

   
 

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайды № 4-6

Ребята, снегопад никак не закончится, как же нам идти дальше?

Ой! Посмотрите, к нам в класс залетело несколько снежинок. Как вы думаете, что это за снежинки?

Конечно! Эти снежинки не простые, а с заданиями. Если мы верно решим задачи, то снегопад закончится, и мы сможем отправиться дальше

Сейчас вы будите работать в группах.

( Вспомнить правило работы в группе)

Каждой группе снеговик принёс по одной задаче.

Вам необходимо прочитать задачу.

Составить к задаче схему.

Назовите условие, вопрос.

Записать решение, ответ.

 

 

Работа выполнена. Осуществим проверку. Прошу выйти 1-ю группу и предоставить результат проделанной работы.

Какой вид работы вы только что выполнили?

- Какое умение закрепляли?

-Оцените каждый свою работу в группе цветовыми сигналами

Снежинки, вырезанные из бумаги с заданиями.

1гр. Ира сделала 6 новогодних игрушек.
Рита сделала 3 игрушки.
Сколько всего игрушек сделали девочки ?

Схема:

М.

? С.

 

В.

Решение: 6+3=9 (и.)

Ответ: 9 и.

2гр. Маша сделала 8 новогодних открыток. Она подарила 3 открытки Снегурочке. Сколько открыток осталось у Маши?

Схема:

М.

 

? С.

 

 

Решение: 8-3=5 (о.)

Ответ: 5 о.

3гр. Снегурочка вырезала 5 снежинок.
Дед Мороз вырезал на 3 снежинки больше.
Сколько снежинок вырезал Дед Мороз?

Схема:

С.

? С.

 

Д.М.

Решение: 5+3=8 (с.)

Ответ: 8 с.

Учащиеся на листах составляют схему задачи, записывают решение и ответ.

Работают в группах.

Обучающиеся каждой группы поочередно выходят к доске, держа перед собой рабочий листок и комментируют выполненное задание: один ученик называет условие задачи, другой – вопрос, 3-й показывает и объясняет схему, 4-й – объясняет решение и называет ответ.

Составляли и решали задачи

Умение составлять и решать задачи

Осуществляют промежуточную рефлексию, самооценку.

Предметные: уметь составлять задачи на основе предметных рисунков, произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач

Коммуникатив-ные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи, аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя

Личностные: выслушивать мнения других

Предметные: выполнять сложение и вычитание вида  + 3,  - 3.

     

Измерение отрезков. Сравнение чисел.

   
 

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайды № 7-8

Наконец-то снегопад закончился, и мы можем идти дальше.

Ребята, смотрите, Снегурочка нашла метлу своего друга снеговика. Значит он, где то рядом. Но, к сожалению, метла сломана. Чтобы наш друг вернулся нам необходимо выполнить задание.

Длина метлы Снеговика была на 1 см больше данного.

Сейчас длина метлы 7 см. Начертите на листе, который находится у вас на столе 2 отрезка: один больше, другой меньше данного на 1 см. Запишите длины отрезков в окошки и сравните, поставив знаки >,<, =. Найдите ответ на вопрос, чему была равна длина метлы до того как сломалась.

Работать вы будите в парах.

- Чему же равна длина метлы нашего Снеговика.

Как вы узнали?

- Какой вид работы выполняли?

-- Какое умение закрепляли?

-Оцените каждый свою работу в группе цветовыми сигналами.

- А вот и наш друг Снеговик. А он очень любит снег и предлагает вам немного отдохнуть и покружиться как снежинки.

Работают в парах постоянного состава.

7+1=8

- Длина метлы равна 8 см

- К 7 +1 =8 ( так как длина метлы была на 1 см больше.)

Чертили и сравнивали отрезки.

Умение правильно чертить отрезки заданной величины и сравнивать их.

Рефлексируют и оценивают свою деятельность

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ, анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные:

ориентироваться на проверочном листе.

Предметные: уметь пользоваться линейкой для измерения отрезков, записывать результат проведенных измерений и проводить сравнение.

     

Физкультминутка: Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

 Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Выполняют движения по тексту, осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физминутке.

Регулятивные: уметь осуществ-

лять пошаговый контроль своих действий, ориен-тируясь на показ движений учителя.

     

Приемы вычитания и сложения числа - устная и письменная проверка вычислительных навыков.

 

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайд № 9

Слайды № 10-13

 

Ребята, наш Снеговик такой озорник, пока он ждал нас, сделал из снега много снежков для игры, но вот беда он так увлекся делом, что потерял в снегу варежку. Надо помочь её найти. Будем играть в снежки и найдем варежку.

Вам необходимо записать примеры в тетрадь и решить их.

Вот мы и вышли на лесную поляну. Посмотрите, сколько здесь лесных жителей! Все они ждут Новогоднюю елку и Деда Мороза. Но почему то его до сих пор нет. Звери уже замерзли.

Что же делать?

Давайте мы успокоим наших лесных жителей и немного отдохнем и погреемся..

Физкультминутка: В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

 Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Ребята, вы слышите, как заскрипел снег. Это же Дед Мороз, он выбрал самую высокую и стройную елочку. Дедушка предлагает нам повесить яркие шарики на зеленую красавицу. Но,чтобы елочка загорелась яркими огоньками нам надо……? Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить, чтобы зажечь огоньки?

Вот теперь наша елочка засверкала огоньками.

Ученики по одному называют примеры и ответы.

Самостоятельная работа.

Мы должны вспомнить и рассказать, как получить 10.

Вспоминают состав числа 10. По одному выходят к доске дополняют число до 10. Вешают шарики. После верного выполнения задания загорается гирлянда, на вывешенной на доске елке.

Предметные:

выполнять сложение и вычитание вида  + 3,  - 3, знать состав числа 10.

4. Подведе- ние итогов.

Проверка способнос-ти к самооценке , как личност-ный результат

 

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Почему?

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Что мы с вами повторяли?

 

- Что было самым интересным?

- А что было сложным, трудным?

Мы справились.

Потому что выполнили все задания.

Повторить все, чему научились, что узнали.

Как решать задачи, как прибавлять и вычитать 2,3, как сравнивать числа, длины отрезков.

Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности себе и класса

5.Рефлек-сия

Проверка способнос-ти к самооценке, как личност-ный результат

 

Я хочу, чтобы вы показали с помощью светофора ваше настроение.

Красный – плохое, на уроке многое не получилось.

Жёлтый – не очень хорошее, многое получилось, но были ошибки.

Зелёный-хорошее, все получилось

А как вы думаете, какое настроение у меня?

Очень хорошее. А почему?

Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

Подводят итог проделанной работы, осуществляют оценку своей деятельности

с помощью светофора показывают настроение

- потому что мы все вспомнили.

Список использованной литературы:

Е.П. Фефилова, О.А. Мокрушина, О.И. Дмитриева Поурочные разработки, по математике:1 класс – 4-е издание. М:ВАКО, 2014г.

М.И. Моро Математика: 1 класс. М: Просвещение, 2014 г.

 

Интернет – ресурсы:

Текст физкультминутки - http://umm4.com/raznoe/stixi-dlya-detej-pro-snezhinki.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.