Урок математики «Прибавить и вычесть число 3» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 11 April 2018 в группе

МБОУ Лежневская средняя общеобразовательная школа №10

Ивановская область, Лежневский район, п. Лежнево, пл. Советская д. 15

Фрагмент урока математики

в 1 классе на тему: « Сложение и вычитание вида □ +3, □ - 3»

Педагог: Писарева Ольга Вениаминовна

Автор учебника:М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:учить выполнять сложение и вычитание вида □ +3, □ – 3.

Задачи: научиться решать примеры вида □ +3, □ – 3;

- находить в тексте задачи условие и вопрос, анализировать готовую схему, объяснять выбор действий;

-работать в паре и оценивать товарища, оценивать себя, границы своего знания и незнания.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания, организовывать исследовательское пространство.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски, уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в паре и осуществлять взаимопроверку; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: уметь произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор.

Наглядные пособия:презентация PowerPoint.

Рабочие материалы для обучающихся:геометрические фигуры (на пару), лист для работы в паре, лист самооценки

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Что мы должны сделать?

Дети проговаривают вместе с учителем.

Поздороваться.

Здороваются.

Личностные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 

Ребята, посмотрите на экран.

(фрагменты мультфильма «Маша и Медведь. Маша идет в 1 класс.»)

Узнали героев?

Ребята, как думайте, Миша уверен в том, что он сможет научить Машу? Может он сомневается или совсем не уверен?

Ребята, возьмем Машу в наш 1 класс? Поможем ей учиться?

Как всегда в начале урока небольшая разминка. Вы сейчас посмотрели фрагмент мультфильма. Узнаем, кто из вас самый внимательный.

-Кто запомнил, сколько маленьких яблок положил Миша на парту? А больших сколько?

 

Сколько яблок он положил Маше?

Сколько яблок Маша съела? 

Сколько у нее осталось?

- Мишка завязал на веревочке три узелка. На сколько частей разделилась веревочка?

У Маши на парте осталось 3 яблока. Почему?

 

Помогите ей разложить эти яблоки по-разному.

 

 

Молодцы.

Возьмите лист самооценки.

Какое умение записано в первой строке? Заштрихуйте кружок том прямоугольнике, который соответствует вам.

 

 

 

 

Да. Маша и Медведь

 

 

 

Дети предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

Четыре

 

одно

 

показывают на числовом веере (5)

два

3 (числовой веер)

 

На 4 части.

 

 

Остальные она съела

 

Дети выходят к доске и показывают разные варианты 1+1+1, 1+2, 2+1

 

 

 

«Умею решать задачи».

 

 

Дети выбирают нужный для себя прямоугольник «Уверен», «Сомневаюсь», «Не уверен».

Личностные УУД:

формирование желания выполнять учебные действия;

установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Метапредметные

(познавательные УУД):

умение производить простые логические действия (анализ);

коммуникативные:

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, умение работать в паре

Регулятивные УУД:осуществлять контроль выполненной работы с заданным эталоном.

Вносить изменения, дополнения в свои ответы.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

3.

Постановка учебной задачи.  

У вас на карточке записаны выражения. Посмотрите на них внимательно и скажите, какие выражения вызовут затруднения у Маши?

Почему?

Что должна уметь Маша, чтобы найти значение этих выражений?

Подумайте, как же помочь Маше?

А мы умеем?

 

Как же быть в таком случае?

Чему мы должны научиться на уроке?

Сформулируйте тему урока.

  6+1   4+2   4+3

  8-1    9-2    8-3

  10-1   5+2   6+3

Третий столбик.

Они труднее.

 

Прибавлять и вычитать число 3

 

Научить ее.

Нет.

 

Надо научиться.

Прибавлять и вычитать число 3.

Сложение и вычитание с числом 3.

 

4.

Первичное закрепление во внешней речи.  

Практическая работа.

 5 + 3

8 - 3

Поработайте в парах и подумайте, как же объяснить Маше приемы сложения и вычитания с числом 3. У вас на партах лежат геометрические фигуры. Воспользуйтесь ими.

 

Кто желает выйти к доске и объяснить Маше, как же можно вычислить 5+3

 

 

Согласны с рассуждением?

 

 

 

 

 

Кто сможет объяснить, как вычесть число 3?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы. Ребята, как думайте, Маша смогла бы у нас научиться?

Кто является лучшим учителем для Маши?

Возьмите лист самооценки. Найдите вторую строку, прочитайте.

Оцените свою работу в паре.

 

 

 

 

Дети раскладываю квадраты разных цветов и в парах пытаются выстроить рассуждения о правилах сложения и вычитания числа 3.

Ребенок выходит к доске и строит рассуждение: можно прибавлять по одному

5 + 1 + 1 + 1 =8

Можно прибавить сначала 1 , а потом ещё 2

5 + 1 + 2 = 8

Можно сначала прибавить 2, а потом 1.

5 + 2 + 1 = 8

Согласны.

Ребенок выходит к доске и строит рассуждение:

Можно вычитать по одному

8 – 1 – 1 = 5

Можно сначала вычесть 1, а потом еще 2

8 – 1 – 2 = 5

Можно сначала вычесть 2, а потом еще 1.

8 – 2 – 1 = 5

Да.

 

Ответы детей.

«Умею строить высказывания и рассуждать».

 

Дети работают с листом самооценки.

Личностные:

формирование желания выполнять учебные действия;

действие смыслообразования (интерес, мотивация);

Метапредметные

(познавательные): формировать умение работать с раздаточным материалом,

способность и умение учащихся производить простые логические операции (анализ, сравнение, обобщение);

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем;

формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, строить речевое высказывание как письменное, так и устное.

Регулятивные: планирование собственной деятельности в ходе выполнения предложенного задания.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Возьмите карточки, на которых записаны выражения. Вычислите.

 

 

 

Проверьте правильность выполненной работы.

Какие ошибки обнаружили?

 

Возьмите лист самооценки. Найдите третью строку. Прочитайте.

 

Ребята, эти знания нам пригодятся только на уроке или в жизни они тоже нужны?

Дети находят значение выражений

  4+3 =     9 - 3=

  7+3=      7 - 3=

   5+3=     10-3=

 

Самопроверка с доски.

Разбираем допущенные ошибки и исправляем.

 

 

«Умею прибавлять и вычитать число 3».

Ребята рассуждают, отвечая на вопрос.

 

6.

Физкультминутка.

Песенка из мультфильма «Маша и Медведь. Следы»

Дети под музыку выполняют движения.

 

7.

Включение в систему знаний и повторение. 

Миша подготовил для 

Маши задачу, но она не может справиться. Поможем ей?

На слайде схема:

 

?

 

 

 

Ребята, составьте задачу по схеме. Но сначала вспомним, из каких частей состоит задача.

 

 

 

Вы придумали разные задачи. Что у них будет общего?

Чья задача вам больше понравилась.

Запишите решение задачи и ответ.

Мишка придумал еще одну задачу. Посмотрите на схему.

 

 

 

 

 

 

Чья задача больше понравилась?

Запишите решение и ответ.

Возьмите лист самооценки. Найдите четвертую строку. Прочитайте.

 

Оцените себя по этому показателю.

 

 

 

Конечно, поможем.

 

 

 

 

В задаче есть условие, вопрос, решение и ответ.

Ученики предлагают несколько вариантов.

Решение.

 

Дети выбирают задачу.

5 + 3 = 8 (ш.)

Ответ: 8 шариков

 

 

 

Дети придумывают задач. Выслушиваем несколько вариантов.

7 – 3 = 4 (м.)

Ответ: 4 машины.

 

 

«Знаю части задачи, умею составлять задачи по схеме, записывать решение и ответ».

Дети оценивают

Личностные:

формирование желания выполнять учебные действия;

действие смыслообразования (интерес, мотивация);

Метапредметные

(познавательные): формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности пары,

способность и умение учащихся производить простые логические операции (анализ, сравнение, обобщение);

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем;

формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, строить речевое высказывание как письменное, так и устное.

8.

Итог урока. Рефлексия.

Чему мы сегодня учились на уроке?

Как можем прибавить 3?

 

 

 

Как можем вычесть 3?

 

 

Посмотрите на свой лист самооценки. Все ли кружочки зеленые? А, может, есть желтые или красные?

 

 

Сделайте вывод, что нужно еще повторить дома или на следующем уроке?

Прибавлять и вычитать число 3.

Можем прибавить по частям: сначала 2 , а потом еще 1, или сначала 1, а потом еще 2.

Можем вычесть по частям: сначала 2 , а потом еще 1, или сначала 1, а потом еще 2.

 

Дети делают выводы, глядя в лист самооценки. Смотрят, где кружочки желтые или красные. Над чем нужно поработать.

Коммуникативные:

отвечать на поставленный вопрос, строить устное речевое высказывание.

Регулятивные УУД

-самооценка.

 


лист самооценки
DOCX / 13.71 Кб


презентация к уроку прибавить и вычесть число 3
RAR / 24.42 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.