Классный час в 8 классе «Если хочешь быть здоров, откажись!» (профилактика употребления ПАВ)
Классный час: «Если хочешь быть здоров, откажись!» (профилактика употребления ПАВ)
Цель: формировать у учащихся негативное отношение к употреблению психоактивных веществ ,формировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний о вреде употребления ПАВ обучение учащихся пониманию и осознанию влияния табака, алкоголя и наркотиков на будущее человека.
Воспитательная: вырабатывать у учащихся негативное отношение к употреблению ПАВ , способствовать развитию навыков участия в дискуссии, Формировать толерантное отношение к другим мнениям.
Развивающая: довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ ,совершенствовать у учащихся способность отказа от принятия ПАВ в компании подростков.
Форма проведения: классный час.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, карточки зеленого и красного цветов для каждого учащегося в классе, на доске цветок с лепестками (из бумаги).
Прилагаемые медиаматериалы: презентация №1 - «Профилактика употребления ПАВ»; презентация №2 – «Табак»; презентация №3 – «Алкоголь»; презентация №4 – «Наркотики».
Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):
1. Немцов А. Алкоголь и смертность в России, 1980—1990-е годы. - М., 2001. 2. Стребиж В. В. Внимание: опасность! (Дети и наркотики) /Науч.ред. - Екатеринбург, “Диамант”, 1996.
Информационная основа – сайты в Интернете:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-508178.html?page=2; http://www.zor-da.ru/muz/metodichsekie-materialy/; http://medkirov.ru/site/LSPC95581; http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/stsenarii-klassnogo-chasa-za-zdorovyi-obraz-zhizni; http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha.
Участники: учащиеся 8класса
План занятия:
Организационный этап.
Мотивационный этап. Игра-активатор.
Основной этап
Обсуждение темы «Вредные привычки»
Обсуждение вопроса «Причины употребления и причины отказа»
Обсуждение вопроса: «Способы отказа от ПАВ». Упражнение «Просьба - отказ».
Разбор ситуаций.
Блиц-опрос учащихся.
Советы детей родителям.
Анкетирование
Итоговый этап. Упражнение-круг «Интересное-полезное».
Ход занятия:
1. Организационный этап.
При входе дети выбирают одну из фигурок:
рассаживаются за три стола.
2. Мотивационный этап.
Вступительное слово.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, что касается каждого из здесь присутствующих.
– Что означает слово, которое мы слышим и произносим по несколько раз в день? (Пожелание здоровья.)
– А что такое здоровье?
– Здоровье это отсутствие болезней, при этом есть болезни, которые зависят только от нашего образа жизни и поведения. Именно об этих заболеваниях, которыми, к огромному сожалению, болеет большое количество молодежи мы и поговорим.
– Как вы думаете, отчего зависит здоровье человека?
– По-разному беда приходит к нам –
Болезнью, непризнанием, потерей…
Наперекор судьбе, назло врагам
Жить остаемся, в будущее веря
И если в час твоей большой беды
Подавишь боль, сумев в строю остаться,
То это будет значить, что и ты
Имеешь право человеком называться.
– Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
Как вы знаете, в нашей стране, в нашем городе, на улицах нередко можно встретить неблагополучных или бездомных людей, где-то существует организованная преступность. И хотя мы, возможно, не можем решить проблемы бедности, преступности или алкоголизма, мы можем принимать ответственные решения, затрагивающие нашу жизнь и жизнь наших близких. Пословица гласит: «Смеется тот, кто смеется последним». Поэтому каждому стоит задуматься, какая жизнь имеет больше возможностей: жизнь безрассудная или со смыслом, жизнь с сигаретой , алкоголем, наркотиком или без них.
Игра-активатор «Круг, треугольник, квадрат», направленная на сплочение коллектива и активизацию участников классного часа (работа в группах).
Инструкция: Дети встают группами. Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ. Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.
Рефлексия:
– что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?
Вывод:
– Вместе мы – сила, нам любая трудность по плечу, вместе можно противостоять тому, чему посвящён наш сегодняшний разговор.
3. Основной этап.
Обсуждение темы «Привычки. Вредные привычки».
Участникам предлагается
- дать понятие «привычки» (Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью).
- дать понятие «вредные привычки» (Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности).
- назвать известные вредные привычки.
– Сегодня подробнее остановимся на вредных привычках: курение, алкоголь, наркотики.
– Вспомним, какие вредные привычки вы знаете?
– Познакомимся с ними поближе.
(Трем учащимся заранее было дано задание: подобрать материал и подготовить доклад с использованием презентации по трем направлениям: «Табак» - презентация №2, «Алкоголь» - презентация №3, «Наркотики» - презентация №4.)
Выступающий 1. Рассказывает о вреде табака. См. приложение. Презентация №2.
Выступающий 2. Рассказывает о вреде алкоголя. См. приложение. Презентация №3.
Выступающий 3. Рассказывает о наркотиках. См. приложение. Презентация №4.
Почему молодые люди начинают употреблять наркотики. Распространенным заблуждением является то, что к наркотикам обращаются в основном дети из неблагополучных семей. На самом деле очень часто причины совсем в другом. В чем же?
(Дать старшеклассникам высказаться о том, что они сами думают по этому поводу. Учитель затем подытоживает и что-то добавляет, систематизируя ответы.)
Обсуждение вопроса «Причины употребления и причины отказа» (работа в группах).
Обсуждение, анализ предложенного материала в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы. Предлагается назвать:
Группа : Причины курения.
Материал для анализа |
Причины курения (заполняют дети в группе) |
Многие курильщики – абсолютно здоровые люди, имеют семью, счастливы. Однако мало кто задумывается о тех последствиях, к которым приводит каждая выкуренная сигарета. |
отсутствие знаний о вреде курения |
Многие курильщики утверждают, что курение может смягчать стрессовые нагрузки, является средством расслабления, переключения активности, что особенно важно в сложных, конфликтных или неопределенных ситуациях. Курение – попытка ухода от трудностей реальной жизни. Однако при этом не учитывается, что при каждой затяжке в организм курильщика (легкие и ток крови) проникает большое число вредных химических соединений. Между тем, трудности реальной жизни остаются, и их все равно приходится преодолевать ... |
необходимость расслабиться, снять эмоциональное напряжение, забыться |
Решение о начале курения принимается под влиянием сверстников, друзей, родителей, старших братьев и сестер, более старших подростков. Курение нередко связано с ложно понятыми соображениями, так называемого престижа и независимости. Немаловажную роль играет попытка подражать взрослым, самоутвердиться, приблизить свое поведение к поведению взрослых. |
чужой пример, «за компанию», «престиж» |
Свою лепту в курение детей и подростков вносят средства массовой информации, прежде всего телевидение: реклама и кино. Начинающие курить дети и подростки большей частью не имеют никакого впечатления об опасностях, связанных с курением, степени риска. |
реклама через СМИ |
Делаем вывод о том, что среди тех, кто курит, существует несколько обманчивых представлений (иллюзий), при помощи которых они объясняют причины курения.
Группа : Причины употребления алкоголя.
Материал для анализа |
Причины употребления алкоголя (заполняют дети в группе) |
Взрослым человека делает самостоятельность, ответственность за свою жизнь и жизнь близких людей, мудрость и личные достижения, но чем раньше человек начинает употреблять алкоголь, тем у него меньше шансов стать по-настоящему взрослой состоявшейся личностью. В этом и заключается понятия «ИСТИННОЙ» И «ЛОЖНОЙ» ВЗРОСЛОСТИ. |
желание быть взрослым, интерес к возникающим при этом ощущениям |
Средства массовой информации (кино, реклама на ТВ, журналы и т. п.) формируют образ успешного, общительного, уверенного в себе человека, который употребляет алкоголь. Но, если вы спросите не персонажа кино или рекламы, а реального человека, который успешен, уверен в себе и востребован в жизни, н скажет, что секрет его успеха заключается в сильном желании стать таким, в целеустремленности и позитивном настрое, а уж никак не в алкоголе. Алкоголь искажает реальность, создает иллюзию, обманывает человека на пути к успеху в жизни. Образ успешности - совсем не успешность! |
желание быть успешным, модным и особенным |
Социальное давление действительно бывает очень сильным, но запомните, что человеку, который не умеет говорить «нет», привык делать то, чего от него хотят другие, а не то, чего он хочет сам, придется всю жизнь угождать чужим желаниям и быть тем, кого используют. Сначала человек пьет «за компанию», а потом уже без нее. |
социальные обычаи, желание быть таким, как все |
Стресс - естественная реакция на нестандартные и сложные ситуации в нашей жизни. Если молодой человек не учится правильно вести себя в стрессовых ситуациях, « убегает» от решения даже небольших проблем, он и в дальнейшем неминуемо будет искать «допинг» для поддержания радости и счастья в жизни, станет слабым и зависимым, в том числе от алкоголя. Алкоголь снижает чувствительность к проблемам, но не учит решать их. |
помогает бороться со стрессом и разбираться с проблемами в жизни, получить облегчение в горе |
Алкоголь помогает найти друзей, помогают свободно общаться. Но.… Во – первых, не всегда эти отношения оказываются позитивными. Во – вторых, когда люди много пьют, они теряют контроль над собой, злятся, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, выпившие люди часто совершают поступки, которых, в дальнейшем, стыдятся. В состоянии алкогольного опьянения пошлость приобретает оттенок оригинальности, разнузданность принимается за смелость… но, только в глазах пьяного человека. К тому же, человек, который привыкает завязывать общение с другими людьми при помощи алкоголя, со временем рискует стать зависимым от него. |
помогает общаться, знакомиться и завязывать отношения |
Каждый человек имеет потенциал для своего развития. Мало, кто понимает свое предназначение или цель в жизни в молодом возрасте. Многие великие и известные люди попробовали множество профессий, увлечений в своей жизни, прежде чем найти что-то свое. Если вы еще не знаете цель своей жизни, это вовсе не значит, что ее нет. Если бы каждый знал свое будущее, жизнь потеряла бы всякий смысл. Как говорится, «не попробуешь – не узнаешь». Есть простой прием, как сделать свою жизнь более интересной и насыщенной – каждый день делать что –то новое для себя, пускай даже по мелочи. Еще лучше – каждый день записывать эти большие или маленькие «подвиги» и через месяц подвести итоги. Результаты и изменения в жизни поразят вас, если, конечно, не будете «халтурить». На самом деле существует огромное количество интересных занятий без алкоголя. И это не только спорт, образование. Даже праздники зачастую гораздо веселее проводить без алкоголя. |
весёлое, беззаботное времяпровождение |
Делаем вывод о том, что алкоголь это не магическое средство и не выполняет тех функций, которые ему часто приписывают люди, алкоголь влияет на рассудок, и пьющий часто не осознает опасности своих действий.
Группа : Причины отказа от употребления ПАВ (курение , алкоголь,наркотики).
Дети третей группы перечисляют причины того, почему стоит отказаться от курения алкоголя и наркотиков.
– Сохранить здоровую и красивую внешность;
– избежать болезней, сохранить здоровье и жизнь;
– противные на вкус;
– семейные принципы не позволяют: никто не курит и не пьёт;
– создать семью, быть счастливым и т.д.
Делаем вывод о том, что существует множество прекрасного в жизни, ради чего стоит отказаться от ПАВ. Существует много здоровых способов, которые помогают справляться с проблемами и весело проводить время. Например: игры, спорт, обучение навыкам общения, преодоления отрицательных эмоций.
Разбор ситуаций.
Каждая ситуация обсуждается. Учащимся предлагается найти выход из создавшейся ситуации.
Ситуации:
Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
В отсутствие родителей ребята собрались встречать Новый год, накрыли на стол. Двое ребят уже пробовали алкоголь. Они предложили выпить. Двое еще не пробовали. Один хочет попробовать, а другой относится отрицательно. Ребята знают, что родители не догадаются о случившемся.
Обсуждение вопроса: «Способы отказа от ПАВ». Упражнение: «Просьба - отказ».
– Можно ли отказаться от приема ПАВ, и каким образом?
(ответы уч-ся обсуждаются). Упражнение: «Просьба - отказ».
Инструкция:
Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.
Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
Законы выполнения упражнения (на доске):
Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
Попросить разъяснения, если что-то не ясно.
Оставаться спокойным и сказать «нет».
Объяснить, почему Вы говорите «нет».
Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
Рефлексия:
– что понравилось,/не понравилось в этом упражнении? Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?
Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме “да”, и получше ответ,
Скажем же вредным привычкам- “нет”!
Хочется, чтобы в вашей памяти напутствием и девизом стала фраза: «Если хочешь быть здоров, откажись!»
– А сейчас проведем блиц – опрос. У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цвета, я буду задавать вопросы, а вы отвечаете, поднимая карточку да – зеленая, нет - красная.
Многие ли из ваших друзей курят?
Пробовал ли ты курить?
Самое опасное вещество в табаке – никотин.
Алкоголизм – это болезнь?
Пробовал ли ты спиртные напитки?
Есть ли польза от наркотиков?
Знаком ли ты с наркоманами?
Некоторые люди успокаивают себя сильнодействующими таблетками. Может ли возникнуть зависимость?
– Вы и так всё знаете, о чём здесь вам рассказали!
Просто знать – недостаточно!
Нужно правильно действовать в определённой ситуации.
*Нужно уметь говорить «Нет!»
*Никогда не соглашайся с теми, кто говорит, что дурман может помочь в беде и горе.
*За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям.
*Посмотри: их так много вокруг – улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.
– Но иногда родители бывают очень заняты, давайте поможем им…
– На доске вы видите цветок, вам необходимо оторвать по 1 лепестку и дать советы родителям, как уберечь ребенка от пагубных привычек.
Мама и папа вы можете уберечь меня от наркотиков и алкоголя, если не будете сравнивать меня с другими «Неужели не можешь быть таким, как другие?» - а станете говорить: «Ты имеешь право быть другим, непохожим!»
Не будете командовать мной «Убери быстро!» - а разрешите делать что–то вместе с вами, даже если я еще маленький.
Не будете диктовать, как мне себя чувствовать. «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось», а просто скажите «Мы понимаем тебя»
Не будете обвинять меня: «Это из-за тебя у нас в жизни так много неудач», а скажите « Ты не виноват в том, что у взрослых проблемы в жизни»
Не будете угрожать и пугать: «Еще раз так сделаешь – тогда получишь» - а скажете «Мы поможем тебе справиться с трудностями»
Не будете мешать надежде «Из тебя не получится ничего хорошего. Полный нуль» - а станете, оптимистичны в отношении меня: «Хочется верить, что ты что-то достигнешь в жизни»
– Каждому из нас нужно такое место, где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех
Давайте станем каплю терпеливее
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так
Чтобы здоровый образ жизни сохранить!
4. Заключительный этап. Итоговое упражнение - круг «Интересное-полезное».
Ведущий благодарит участников за хорошую работу. Предлагает по очереди в нескольких словах высказать свое мнение о том, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А, может быть, что-то показалось неправильным или обидным? Что заставляет задуматься.
Литература:
- Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. А.Г. Жиляев, Т.И.Палачева, А.Т. Кулагин – Казань 2002 год.
- Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков в школе. В.Н. Касаткин и др. – Казань 2002 год
- Педагогические ситуации. Е. Бодина, К. Ащеулова - Москва 2002 год
- Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов – Москва 2000 год.