Статья «Возможности использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей среднего возраста»

2
0
Материал опубликован 4 April 2023

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Дружинина Н.В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №145

Одним из важных путей развития детей среднего дошкольного возраста на современном этапе дошкольного образования является создание условий для формирования творческих способностей ребенка. Рисование обладает огромной функциональностью в области раскрытия творческой индивидуальности детей.

Воображение и творческие импровизации с изобразительными материалами позволяют превратить воспитательно-образовательный процесс в занимательную для детей деятельность. Общеизвестно, что при благоприятных условиях и заинтересованных родителях, ребенок может держать карандаш довольно рано, практически в одно время с ложкой. Поддерживать интерес к рисованию и родителям и педагогам необходимо в сочетании с обучением, так как при отсутствии детской заинтересованности, развития творческих способностей не произойдет. Использование нетрадиционных техник рисования расширяет формы творческой активности детей. Изучив работы А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Н. Давыдовой, пришли к выводу, что применение нетрадиционных техник не должно заменять обучение в традиционном смысле. Но использование их вместе очень полезно.

Изучение темы изначально было начато с анализа ее востребованности. Внимательно изучив задачи психолого-педагогической работы с детьми средней группы, проведя мониторинг, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми этой возрастной категории обладает большим потенциалом. Этот вид деятельности поощряет проявление эмоций и приводит к развитию творческих способностей ребенка, помогая ему освоить средства самовыражения. Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми помогает ребенку развиваться интеллектуально, раскрывает ему нестандартные способы применения различных материалов, стимулирует детское экспериментирование и самостоятельность творческих поисков.

Использование нетрадиционных техник рисования осуществлялось и в младшем возрасте с постепенным усложнением. Во второй младшей группе можно рисовать пальчиками, ватными палочками, ладошками. Самым сложным было соблюдение аккуратности, поэтому мы постарались ввести своеобразный игровой ритуал «Чистюлькина минутка».

Плюсы применения нетрадиционных техник рисования налицо: дети этого возраста с удовольствием знакомятся с разными материалами, с их выразительными возможностями, с разными способами рисования. Пассивные движения сочетаются с подражательными. Нетрадиционные техники рисования избавляют ребенка от чувства беспомощности.

Способов рисования без классического применения кисточки много. Одним из самых первых является рисование пальчиками. Можно приобрести специальные краски для рисования пальчиками. При знакомстве со свойствами изобразительных материалов, с красками, можно научить рисовать ладошками. Для этого понадобится плоская емкость достаточного размера, для того, чтобы в нее поместилась ладошка ребенка. Оттиск от ладони требует некоторой доработки, что позволяет активизировать творческое воображение ребенка.

Продолжать использовать нетрадиционные материалы можно и с применением печаток. Наносим краску на поверхность, прижимаем к листу, рассматриваем оттиск. Отпечатывать можно все, что считаете удобным и безопасным: пробки, овощи. фрукты, листья, соцветия. Мы использовали и мягкие элементы от детских конструкторов, объемные геометрические фигуры.

Можно предложить детям для раскрашивания листья деревьев, предварительно подготовив их. Распрямить их можно в книгах, можно заготовить гербарии, привлечь детей и родителей. В своей группе провели совместное мероприятие для детей и родителей «Разноцветные краски осени». Родители вместе с детьми раскрашивали листья, выкладывали коллективные творческие композиции. Вместе оформили выставку полученных работ.

Принцип печатки очень схож с рисованием штампиками, которые можно легко сделать и самим. К процессу изготовления наборов штампиков мы привлекли родителей, предварительно ознакомив их с консультационными материалами. Необходимо помнить о подушечках с краской. На каждый цвет - своя подушечка. По принципу штампика используем все, что подойдет по функциям: отпечатки от стаканчиков, от горлышек разного диаметра. Детей привлекает и сам процесс рисования, и яркость краски. Мы рекомендуем обсуждать полученное изображение, находить общие элементы с предполагаемыми объектами для подражания. Необходим позитивный посыл и признание успешности детского творчества. Ощущение успешности и похвала стимулируют детей на творческую активность.

Получить изображение можно с применением посуды, вилок к примеру. Очень удачно прорисовывать дорогу, ветер, дождь, травку, солнечные лучики. В этом случае мы с детьми рисуем не всей поверхностью вилки, а ее четырьмя кончиками. Следы от зубчиков располагаются равномерно, параллельно друг другу, эффектно смотрятся на листе бумаги. Если приложить поверхность самой вилки по принципу использования как печатки, тогда изображение будет выглядеть по-другому. Использовать параллельность получаемых элементов рисунка можно и с помощью расчески с частыми зубчиками. Для этого наносим капли краски на бумагу, потом используем расческу. Проводим ею по каплям, соединяя в рисунок.

Используя пятно краски, коктейльную трубочку и силу воздушной струи мы познакомились в конце учебного года с таким видом нетрадиционной техники, как кляксография. Важно не только рисовать, важно обсуждать с детьми как сам процесс, так и получаемое изображение. Активизируем воображение, помогаем увидеть образ, учим детей прогнозировать предполагаемый результат. Но данный вид для среднего дошкольного возраста еще довольно сложен. Намного легче применение оттисков, печаток, использование трафаретов, тычкования, свечки и краски.

Рисование нитью в средней группе не так актуально, как в старшем дошкольном возрасте. Мы убедились в этом на практике, так как управлять шерстяной нитью после того, как ее погрузили в краску, на самом деле сложно и взрослому, так как амплитуда разворота мокрой нити очень трудно поддается корректировке. Очень продуктивны в средней группе рисования «тычком» из кусочков поролона. Мы подготовили кусочки разной величины, закрепили их на палочках, познакомили детей со способом их использования. Теперь коллекция палочек с поролоновыми «подушечками» находится в свободном доступе в уголке детского творчества. Можно рисовать и просто поролоновой губкой, но тогда налицо нерациональный расход краски. Руки детей пачкаются сильнее, и дети среднего дошкольного возраста, в большинстве своем, негативно на это реагируют.

Нетрадиционно можно использовать соль, как обычную, так и окрашенную. Можно «рисовать» манкой. В этом случае нам был нужен цветной картон, клей ПВА. Прорисовка идет чаще всего с использованием трафарета. Данный вид творчества способствует и развитию мелкой моторики, развивает координацию рук, внимание и аккуратность. Можно использовать восковые мелки, свечку. С их помощью рисуется изображение, а потом наносим краску.

Использование не должно быть избыточным, знакомство с любым новым видом техники необходимо закреплять в активной совместной деятельности, индивидуальной работе с детьми, самостоятельном детском творчестве в уголке изобразительной деятельности. Для детского творчества содержание и оснащение уголка творчества предполагает наличие художественных материалов. Гуашь, акварель, кисточки различных размеров, палочки с поролоновыми «тычками», штампики, печатки, трафареты, восковые свечки, угольные карандаши, «непроливайки», губки поролоновые, ватные диски, плоские емкости для краски.

Используя эти техники в работе с детьми своей группы, я отметила позитивные результаты. Сравнивая данные мониторинга, можно говорить об эффективности применения нетрадиционных техник для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Снимается стеснение и боязнь рисования, ребенок получает возможность раскрыться и задача педагогов и родителей помочь ему в этом.

Литература:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-72с.

2. Лыкова А.И. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие: М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-144с.

3. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-144с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации